Автоматическое повторное включение шин.
При наличии на подстанции специальной защиты шин (обычно шины подстанций высокого напряжения применяются в сетях с двусторонним питанием) повторное включение шин, так же как и в схемах с односторонним питанием, может быть осуществлено с помощью АПВ выключателей питающих присоединений. Схема АПВ при этом выполняется с пуском от несоответствия положения выключателя и ключа управления (реле фиксации). При наличии на подстанции не одной, а нескольких питающих линий целесообразно осуществлять АПВ нескольких или всех линий, отключившихся при срабатывании защиты шин. Это следует делать как для большей автоматизации восстановления, нормальной схемы подстанции (автосборка), так и для обеспечения питания потребителей, когда одна питающая линия не может обеспечить всей нагрузки подстанции. С этой целью при срабатывании защиты шин запускаются АПВ всех питающих линий. В случае успешного АПВ первой линии, поочередно включаются выключатели других линий. Если первая линия включится на устойчивое КЗ, снова сработает защита шин. При этом блокируется действие АПВ других линий и их выключатели не включаются, благодаря чему обеспечивается однократность АПВ шин.
22.3.
Общие положения о защите преобразовательных агрегатов и особенности расчета тока КЗ на стороне выпрямленного тока
Преобразовательные установки подразделяются на выпрямительные, инвертирующие, преобразующие частоту и т.д. В нашей стране около 25% всей электроэнергии преобразуется выпрямительными установками.
Потребителям необходим выпрямленный ток по двум причинам:
1. Многие энергоемкие технологические процессы требуют постоянного тока (электролиз, электрохимические процессы и т. д.).
2. Выпрямленный ток обеспечивает большие удобства в управлении электродвигателями в тяговом и промышленном электроприводе.
В выпрямительных установках нашли применение силовые полупроводниковые преобразователи, состоящие из неуправляемых (диодов) и управляемых (тиристоров) вентилей.
В системах электроснабжения наибольшее распространение получили трехфазные схемы выпрямления тока с соединением вентилей в мостовую схему и схему с уравнительным реактором (рис. 22.6).
а б
Рис. 22.6. Трехфазные промышленные схемы выпрямления: а – мостовая схема (схема Ларионова); б – схема с уравнительным реактором LR
К питающей сети переменного тока преобразовательные установки подключаются через специальные трансформаторы, образуя выпрямительный агрегат. К повреждениям выпрямительного агрегата относятся: повреждения трансформатора, короткие замыкания в системе переменного тока, повреждение системы охлаждения вентилей, пробой вентилей.
Для расчета токов КЗ принимается наиболее тяжелый режим, когда угол управления вентилями при КЗ равен нулю и вентили не обладают сопротивлением при положительном направлении тока.
Для схемы с уравнительным реактором ток КЗ равен
. (22.17)
С учетом активных сопротивлений ток КЗ
, (22.18)
где U2 – фазное напряжение вторичной обмотки трансформатора; Х2 – индуктивное сопротивление цепи.
Для трехфазной мостовой схемы ток КЗ
. (22.19)
С учетом активных сопротивлений ток КЗ
. (22.20)
При пробое вентилей возможно образование электрической дуги в поврежденном вентиле и как результат - переброс дуги на токоведущие части выпрямителя.
Ненормальными режимами выпрямительного агрегата являются прохождение сверхтоков при перегрузках и внешних коротких замыканиях в системе выпрямленного тока и нарушение устройств собственных нужд агрегата.