IV этап. Рефлексия (итоговая самооценка) занятия

1. Решение вопроса о том, удалось ли осуществить наме­ченную программу занятия.

2. Анализ конкретных результатов обучения, выявление достижений, удач, недостатков, просчетов.

3. Внесение необходимых уточнений в план дальнейшей работы по теме.

Задание для педагога

Ориентируясь на развернутую систему вопросов, направ­ленных на обдумывание урока, и используя свое тематиче­ское планирование курса математики, продумайте план не­скольких уроков математики, напишите их конспекты.

Примеры общих способов деятельности при планировании и проведении уроков математики

Общий способ деятельности педагога при планировании и проведении урока по математике в начальной школе можно представить в виде последовательности вопросов:

1. Какие понятия, свойства, закономерности, способы деятельности рассматриваются на данном занятии?

Ответ на этот вопрос поможет педагогу четко сформулиро­вать его математическое содержание и обозначить тему урока (т.е. то, что он запишет в журнал).

2. Что я сам о них знаю?

Данный вопрос обязателен, поскольку педагог достаточно четко представляет себе разницу между полным и научным со­держанием понятия и тем объемом этого содержания, которое он собирается донести до детей. В случае, если педагог недоста­точно представляет себе содержание этого математического по­нятия, следует обратиться к соответствующим математическим пособиям. Это не является чем-то обидным для учителя началь­ных классов, поскольку ряд альтернативных учебников мате­матики включает в предлагаемое детям содержание не только материал, традиционно изучавшийся ранее в средней школе, но и такой, который не изучается в средней школе (например, элементы теории множеств и теории алгоритмов в учебнике В.Н. Рудницкой, сложные уравнения и системы неравенств в учеб­нике И.И. Аргинской).

3. Что из моих знаний я могу донести до детей этого возраста (моего класса)? Знакомство с каким понятием, или свойством, или способом действий является целью моего урока? (Какова математическая задача урока?)

Ответ на этот вопрос поможет педагогу четко сформулиро­вать методическую цель урока.

4. С какими понятиями дети знакомятся впервые? С какими уже знакомы? Когда они познакомились с ними?

Для ответа на этот вопрос следует найти соответствующие страницы в данном учебном пособии, если с ними детей зна­комили Вы, или обратиться к методическим пособиям, по ко­торым работал Ваш предшественник, изучить те задания, ко­торые дети выполняли в процессе знакомства с этими понятиями и при закреплении их и способов действий. Это даст педагогу возможность выстроить систему заданий, акту­ализирующую знания детей.

5. Какова главная дидактическая задача урока (обучаю­щая, развивающая, контролирующая)?

6. Как можно организовать продуктивную, развивающую деятельность ребенка, направленную на актуализацию зна­ний, умений и навыков, на восприятие нового материала, на его осознание и усвоение?

Ответ на этот вопрос состоит в непосредственном отборе и со­ставлении заданий и выстраивании их в систему: « Сначала я дам такое задание — его результат даст мне... , затем его продолжит такое задание — его результат даст мне... , а затем можно пред­ложить это и это задание на выбор, по желанию...».

7. После выстраивания «канвы» урока полезно спросить себя: какие трудности могут возникнуть у детей при выполнении каждого задания, какие ошибки они могут допустить в процессе его выполнения?

Ответ на этот вопрос позволит педагогу заранее принять меры по предупреждению ошибок и усвоения неверного спо­соба действия. Или, по крайней мере, быть готовым к появ­лению ошибок и не придумывать «в пожарном порядке» меры по их устранению. Опытные педагоги не боятся использо­вать ситуацию « нечаянной ошибки » как обучающую — в этом случае педагог намеренно допускает ошибки и побуждает детей найти их и исправить. Для формирования у себя уме­ния предугадывать трудности и ошибки детей полезно при отборе заданий заранее обозначить в конспекте предполага­емые ответы детей, причем постараться предусмотреть раз­ные варианты. Тогда даже самые неожиданные ответы детей не поставят педагога в тупик.

8. Какие формы организации деятельности детей я использую на уроке?

Фронтальная работа со всем классом или групповой метод, объединяющий нескольких детей в рабочую группу; работа в паре и кого с кем объединить в пару; для кого из детей обязатель­но надо предусмотреть индивидуальное задание? И главное: как я буду со всем этим справляться, как совмещать результаты груп­повой работы для достижения цели занятия, как включать в де­ятельность ребенка, требующего моего индивидуального внима­ния? Вот вопросы, на которые должен ответить педагог.

9. Какие наглядные пособия и раздаточный материал я подготовлю к уроку? С какими я буду работать сам(а), с какими предложу выполнять задание детям; что раздам всему классу и когда это сделаю?

Общий способ деятельности, связанный с планированием урока математики, который позволит учителю обдумать логику предстоящего урока, предлагает Н.Б. Истомина.1 Он также пред­ставлен в виде определенной последовательности вопросов:

1. Какие понятия, свойства, правила, вычислительные приемы рассматриваются на данном уроке?

2. Что я сам(а) о них знаю?

3. С какими из них дети знакомятся впервые? С какими уже знакомы? Когда они познакомились с ними? (Най­дите эти страницы в учебниках и изучите содержание тех заданий, которые учащиеся выполняли после зна­комства с этими понятиями, свойствами, способами дей­ствий.)

4. Какова функция учебных заданий данного урока (обу­чающая, развивающая, контролирующая)? Какие зна­ния, умения, навыки и приемы умственных действий формируются в процессе их выполнения?

5. Какова дидактическая цель данного урока?

6. Какие задания, предложенные в учебнике, по Вашему мнению, можно исключить из урока? Какими задания­ми можно его дополнить? Какие задания преобразовать?

7. Как можно организовать продуктивную, развивающую деятельность школьников, направленную на актуализа­цию знаний, умений и навыков, на восприятие нового материала, на его осознание и усвоение? Какие методи­ческие приемы и формы организации деятельности уча­щихся, известные Вам из курса педагогики, можно для этого использовать?

8. Какие трудности могут возникнуть у детей при выпол­нении каждого задания, какие ошибки они могут допу­стить в процессе их выполнения; как Вы организуете их деятельность по предупреждению или исправлению ошибок?

Определив внутреннюю структуру урока, необходимо про­думать и такие вопросы:

1. Что Вы заранее напишите на доске?

2. Что будете писать на доске Вы, а что — дети в процессе обсуждения заданий?

3. Какую работу на уроке Вы организуете фронтально, ка­кую — индивидуально?

4. Какие задания дети будут выполнять самостоятельно, а какие — с Вашей помощью?

5. Как Вы организуете обсуждение самостоятельной ра­боты?

6. Какие вопросы Вы зададите детям, если они допустят ошибки в вычислениях?

7. Какие наглядные пособия Вы используете на уроке?

Литература:

Математика в начальной школе: технологии обучения в различных дидактических системах: Методическое пособие / Авт.-составитель Л.Р. Бережнова. – М.: АРКТИ, 2007. – 80с. (Школьное образование)

Наши рекомендации