IV этап. Рефлексия (итоговая самооценка) занятия
1. Решение вопроса о том, удалось ли осуществить намеченную программу занятия.
2. Анализ конкретных результатов обучения, выявление достижений, удач, недостатков, просчетов.
3. Внесение необходимых уточнений в план дальнейшей работы по теме.
Задание для педагога
Ориентируясь на развернутую систему вопросов, направленных на обдумывание урока, и используя свое тематическое планирование курса математики, продумайте план нескольких уроков математики, напишите их конспекты.
Примеры общих способов деятельности при планировании и проведении уроков математики
Общий способ деятельности педагога при планировании и проведении урока по математике в начальной школе можно представить в виде последовательности вопросов:
1. Какие понятия, свойства, закономерности, способы деятельности рассматриваются на данном занятии?
Ответ на этот вопрос поможет педагогу четко сформулировать его математическое содержание и обозначить тему урока (т.е. то, что он запишет в журнал).
2. Что я сам о них знаю?
Данный вопрос обязателен, поскольку педагог достаточно четко представляет себе разницу между полным и научным содержанием понятия и тем объемом этого содержания, которое он собирается донести до детей. В случае, если педагог недостаточно представляет себе содержание этого математического понятия, следует обратиться к соответствующим математическим пособиям. Это не является чем-то обидным для учителя начальных классов, поскольку ряд альтернативных учебников математики включает в предлагаемое детям содержание не только материал, традиционно изучавшийся ранее в средней школе, но и такой, который не изучается в средней школе (например, элементы теории множеств и теории алгоритмов в учебнике В.Н. Рудницкой, сложные уравнения и системы неравенств в учебнике И.И. Аргинской).
3. Что из моих знаний я могу донести до детей этого возраста (моего класса)? Знакомство с каким понятием, или свойством, или способом действий является целью моего урока? (Какова математическая задача урока?)
Ответ на этот вопрос поможет педагогу четко сформулировать методическую цель урока.
4. С какими понятиями дети знакомятся впервые? С какими уже знакомы? Когда они познакомились с ними?
Для ответа на этот вопрос следует найти соответствующие страницы в данном учебном пособии, если с ними детей знакомили Вы, или обратиться к методическим пособиям, по которым работал Ваш предшественник, изучить те задания, которые дети выполняли в процессе знакомства с этими понятиями и при закреплении их и способов действий. Это даст педагогу возможность выстроить систему заданий, актуализирующую знания детей.
5. Какова главная дидактическая задача урока (обучающая, развивающая, контролирующая)?
6. Как можно организовать продуктивную, развивающую деятельность ребенка, направленную на актуализацию знаний, умений и навыков, на восприятие нового материала, на его осознание и усвоение?
Ответ на этот вопрос состоит в непосредственном отборе и составлении заданий и выстраивании их в систему: « Сначала я дам такое задание — его результат даст мне... , затем его продолжит такое задание — его результат даст мне... , а затем можно предложить это и это задание на выбор, по желанию...».
7. После выстраивания «канвы» урока полезно спросить себя: какие трудности могут возникнуть у детей при выполнении каждого задания, какие ошибки они могут допустить в процессе его выполнения?
Ответ на этот вопрос позволит педагогу заранее принять меры по предупреждению ошибок и усвоения неверного способа действия. Или, по крайней мере, быть готовым к появлению ошибок и не придумывать «в пожарном порядке» меры по их устранению. Опытные педагоги не боятся использовать ситуацию « нечаянной ошибки » как обучающую — в этом случае педагог намеренно допускает ошибки и побуждает детей найти их и исправить. Для формирования у себя умения предугадывать трудности и ошибки детей полезно при отборе заданий заранее обозначить в конспекте предполагаемые ответы детей, причем постараться предусмотреть разные варианты. Тогда даже самые неожиданные ответы детей не поставят педагога в тупик.
8. Какие формы организации деятельности детей я использую на уроке?
Фронтальная работа со всем классом или групповой метод, объединяющий нескольких детей в рабочую группу; работа в паре и кого с кем объединить в пару; для кого из детей обязательно надо предусмотреть индивидуальное задание? И главное: как я буду со всем этим справляться, как совмещать результаты групповой работы для достижения цели занятия, как включать в деятельность ребенка, требующего моего индивидуального внимания? Вот вопросы, на которые должен ответить педагог.
9. Какие наглядные пособия и раздаточный материал я подготовлю к уроку? С какими я буду работать сам(а), с какими предложу выполнять задание детям; что раздам всему классу и когда это сделаю?
Общий способ деятельности, связанный с планированием урока математики, который позволит учителю обдумать логику предстоящего урока, предлагает Н.Б. Истомина.1 Он также представлен в виде определенной последовательности вопросов:
1. Какие понятия, свойства, правила, вычислительные приемы рассматриваются на данном уроке?
2. Что я сам(а) о них знаю?
3. С какими из них дети знакомятся впервые? С какими уже знакомы? Когда они познакомились с ними? (Найдите эти страницы в учебниках и изучите содержание тех заданий, которые учащиеся выполняли после знакомства с этими понятиями, свойствами, способами действий.)
4. Какова функция учебных заданий данного урока (обучающая, развивающая, контролирующая)? Какие знания, умения, навыки и приемы умственных действий формируются в процессе их выполнения?
5. Какова дидактическая цель данного урока?
6. Какие задания, предложенные в учебнике, по Вашему мнению, можно исключить из урока? Какими заданиями можно его дополнить? Какие задания преобразовать?
7. Как можно организовать продуктивную, развивающую деятельность школьников, направленную на актуализацию знаний, умений и навыков, на восприятие нового материала, на его осознание и усвоение? Какие методические приемы и формы организации деятельности учащихся, известные Вам из курса педагогики, можно для этого использовать?
8. Какие трудности могут возникнуть у детей при выполнении каждого задания, какие ошибки они могут допустить в процессе их выполнения; как Вы организуете их деятельность по предупреждению или исправлению ошибок?
Определив внутреннюю структуру урока, необходимо продумать и такие вопросы:
1. Что Вы заранее напишите на доске?
2. Что будете писать на доске Вы, а что — дети в процессе обсуждения заданий?
3. Какую работу на уроке Вы организуете фронтально, какую — индивидуально?
4. Какие задания дети будут выполнять самостоятельно, а какие — с Вашей помощью?
5. Как Вы организуете обсуждение самостоятельной работы?
6. Какие вопросы Вы зададите детям, если они допустят ошибки в вычислениях?
7. Какие наглядные пособия Вы используете на уроке?
Литература:
Математика в начальной школе: технологии обучения в различных дидактических системах: Методическое пособие / Авт.-составитель Л.Р. Бережнова. – М.: АРКТИ, 2007. – 80с. (Школьное образование)