III. Работа над новым материалом. Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу над задачами на нахождение
Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу над задачами на нахождение среднего значения. Только сегодня разберем задачи уже посложнее. Откройте учебник на с. 91. Прочитайте первую задачу в самом верху страницы и объяснение к ней. Давайте запишем решение.
Дети читают задачу и записывают решение.
1) 25 · 3 = 75 (л) – за 3 дня
2) 30 · 2 = 60 (л) – за 2 дня
3) 75 + 60 = 135 (л) – всего
4) 3 + 2 = 5 (д.) – всего
5) 135 : 5 = 27 (л)
О т в е т: 27 л молока расходовали в среднем.
После этого дети читают и решают с комментированием вторую задачу.
1) 30 · 4 = 120 (д.) – за первые 4 ч
2) 20 · 4 = 80 (д.) – за вторые 4 ч
3) 4 + 4 = 8 (ч) – всего работал
4) 120 + 80 = 200 (д.) – всего сделал за 8 ч
5) 200 : 8 = 25 (д.)
О т в е т: 25 деталей в час в среднем изготавливал рабочий.
Для закрепления знаний учащиеся под руководством учителя решают задачу 454.
1) 5 · 2 = 10 (км) – за первые 2 ч
2) 4 · 2 = 8 (км) – за вторые 2 ч
3) 3 · 2 = 6 (км) – за третьи 2 ч
4) 10 + 8 + 6 = 24 (км) – прошли всего
5) 2 + 2 + 2 = 6 (ч) – всего были в пути
6) 24 : 6 = 8 (км)
О т в е т:8 км в час в среднем проходили туристы.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Работа над пройденным материалом.
Задания 456 и 457 учащиеся решают самостоятельно.
V. Итоги урока.
Учитель.Ребята, над чем работали сегодня на уроке?
Дети. Сегодня мы продолжали решать задачи на нахождение среднего значения.
Учитель.Что повторяли на уроке?
Дети. Мы составляли и решали уравнения, а также повторяли нахождение значения выражения с переменной.
Домашнее задание:задания 458, 459.
У р о к 75
Скорость. Единицы скорости
Цели: познакомить детей со скоростью равномерного движения и с решением простых задач на нахождение скорости по известным расстоянию и времени движения; совершенствовать вычислительные навыки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Восстановите цепочку вычислений.
2. Арифметический диктант.
Найдите частное чисел 420 и 6.
Какое число меньше 720 на 100?
Какое число надо увеличить на 8, чтобы получить 64?
Запишите число, которое больше 20 в 5 раз.
На сколько надо разделить 560, чтобы получить 80?
К какому числу надо прибавить 100, чтобы получить 360?
Первый множитель 42, второй 2. Чему равно произведение?
Во сколько раз 70 больше 2?
Уменьшаемое 360, вычитаемое 60. Чему равна разность?
Из чисел 625, 506, 650, 605, 526, 256, 560 выпишите те, у которых 6 единиц I разряда и 5 единиц III разряда (числа записываются на доске).
III. Работа над новым материалом.
Учитель. Ребята, вы уже знаете такие величины, как время и расстояние, а также единицы их измерения. А сегодня на уроке мы познакомимся с новой величиной, которая называется «скорость»; узнаем, как связаны между собой скорость, время и расстояние.
Ребята, откройте учебник на с. 92 и прочитайте решения задач, которые даны вверху.
Дети открывают учебник, читают задачи и к ним решения.
После этого дети устно решают задачу 460, а затем под руководством учителя выполняют задачу 461 (1, 2).
З а д а ч а 461 (1).
1-й час – 75 км
2-й час – 60 км
3-й час – 75 км
Сред. скорость – ?
(75 + 60 + 75) : 3 = 70 (км/ч)
О т в е т: средняя скорость поезда 70 км/ч.
Учитель.Ребята, задачу 461 (2) мы с вами оформим в таблицу. Для краткой записи скорость обозначается буквой u, время – t, расстояние – S.
u | t | S |
? | 3 ч | 120 км |
Учитель. Сколько часов был в пути поезд?
Дети. 3 ч.
Учитель.Это – время движения поезда. Запишем название этой величины и ее значение в таблице. Сколько всего километров проехал поезд?
Дети. 120 км.
Учитель. Это расстояние, пройденное поездом. Запишем в таблице.
Учитель. Что сказано в задаче о том, какое расстояние проходил поезд в течение каждого часа?
Дети. Одинаковое.
Учитель. Что надо узнать?
Дети.Скорость.
Учитель. Подумайте, как можно найти скорость?
Дети. Надо расстояние 120 км разделить на время – 3 ч.
Учитель.Запишем решение и ответ.
120 : 3 = 40 (км/ч)
О т в е т: скорость поезда 40 км/ч.
Учитель. Ребята, так как же, зная время и расстояние, можно найти скорость?
Дети.Чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время.
Для закрепления представлений о скорости ученики под руководством учителя выполняют задачу 464.
1) 6 · 10 = 60 (км/ч) – на машине
2) 60 : 4 = 15 (км/ч)
О т в е т: скорость на велосипеде 15 км/ч.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Работа над пройденным материалом.
Для самостоятельной работы учащимся можно предложить решить примеры из задания 462, 465.
V. Итоги урока.
Учитель.Ребята, что нового узнали на уроке?
Дети. Мы познакомились с новой величиной – скоростью. Узнали, как она связана с временем и расстоянием, учились решать с ней задачи.
Учитель. Что повторили на уроке?
Дети.Мы повторили решение примеров.
Домашнее задание:задание 463; тетрадь № 1, с. 63, № 1–3.
У р о к 76
Взаимосвязь между скоростью, временем
и расстоянием
Цели: познакомить с решением задач на нахождение расстояния по известным скорости и времени движения; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать уравнения.
Ход урока