Теоретическое обоснование. Проверочный расчет на контактную прочность производится:
Проверочный расчет на контактную прочность производится:
прямозубые передачи ,
косозубые и шевронные передачи
,
где - коэффициент нагрузки;
- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями (П., т.1); зависит от степени точности (П., т.6)
-коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца (П.,т.2)
- динамический коэффициент (П.,т.3).
Формула для проверочного расчета зубьев на выносливость по напряжениям изгиба:
прямозубая передача
косозубая и шевронная передача
,
где - окружное усилие
- коэффициент нагрузки
- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине зуба (П., т.4)
- коэффициент, учитывающий динамическое действие нагрузки (П., т.5)
- коэффициент, учитывающий форму зуба. При одинаковых материалах и их механических характеристиках больше для шестерни, поэтому в этих случаях именно для зубьев шестерни и ведут расчет. Для зубчатых колес, выполненных без смещения, имеет следующие значения:
Z…….17 20 25 30 40 50 60 70 80 100 и более
… 4,28 4,09 3,90 3,80 3,70 3,66 3,62 3,61 3,61 3,60
Для непрямозубых передач следует выбирать по эквивалентному
числу зубьев
- коэффициент, учитывающий компенсацию погрешности, возникающей из-за применения той же расчетной схемы зуба, что и в случае прямых зубьев
- учитывает неравномерность распределения нагрузки между зубьями. Для узких колес, у которых коэффициент осевого перекрытия
, то
При этот коэффициент определяют по формуле
,
- коэффициент торцевого перекрытия, принимаем
n - степень точности зубчатых колес, при учебном проектировании 8-ая ст., в этом случае ;
– ширина венца того зубчатого колеса, зубья которого проверяют на изгиб
Задание
ЗАДАЧА
Согласно данным, полученным при решении задачи (РГР.№11 и №12, ПР.№13. произвести проверочный расчет на контактную прочность и изгиб.
Примечание: расчетно-графическая работа по разделу "Детали машин" включает выполнение взаимосвязанных задач, т.е. условия каждой последующей задачи вытекает из решения предыдущих.
Пример выполнения
Задача.
Произвести проверочный расчет на контактную прочность и изгиб.
Решение
Производим проверку на контактную прочности
где
- коэффициент нагрузки
- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями (П.,т.1), для косозубых колес определяем окружную скорость:
Cогласно рекомендации (П., т.6) принимаем 9 степень точности:
– коэффициент твердости зубьев (П., т.2.),
0,8 | 1,03 |
1,0 | 1,04 |
(Интерполяция – нахождение промежуточного значения числа)
- динамический коэффициент определяют в зависимости от окружной скорости υ колес и степени точности их изготовления (П., т.3)
KH = 1,16·1,031·1,0 = 1,1959
И так
Конструктивно принимаем
мм
принимаем
0,6 | 1,02 |
0,8 | 1,03 |
Контактная прочность обеспечена.
Проверим зубья на выносливость по напряжениям изгиба.
,
где Ft - окружное усилие
– коэффициент нагрузки;
– коэффициент, учитывающий не равномерность распределения нагрузки по длине зуба (П.,т.4)
– коэффициент, учитывающий динамические действия (П., т.5).
- коэффициент, учитывающий форму зуба
Определяем эквивалентное число зубьев
Тогда, путем интерполяции определяем коэффициент:
Расчет следует вести для зубьев того из колес, для которого отношение
меньше. Выполним сравнительную характеристику:
так как отношение меньше у колеса, то дальнейший расчет ведем по колесу, как менее прочному.
– коэффициент, учитывающий компенсацию погрешности
– коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями. Определяем коэффициент осевого перекрытия.
так как. то,
И так:
Прочность обеспечена.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1 Значение коэффициента для косозубых и шевронных передач
Степень точности | Окружная скорость | ||||
До 1 | |||||
1,02 1,06 1,1 | 1,02 1,05 1,09 1,16 | 1,03 1,07 1,13 - | 1,04 1,10 - - | 1,05 1,12 - - | |
Примечание. Для прямозубых колёс |
Таблица 2 Значение коэффициента
Твёрдость поверхности зубьев | ||||||
I | II | III | I | II | III | |
0,4 0,6 0,8 1,0 1,2 1,4 1,6 1,8 2,0 | 1,15 1,21 1,30 - - - - - - | 1,04 1,06 1,08 1,11 1,15 1,18 1,22 1,25 1,30 | 1,0 1,02 1,03 1,04 1,05 1,07 1,09 1,11 1,14 | 1,33 1,50 - - - - - - - | 1,08 1,14 1,21 1,29 1,36 - - - - | 1,02 1,04 1,06 1,09 1,12 1,16 1,21 - - |
Примечание. Данные, приведённые в столбце I, относятся к передачам с консольным расположением зубчатого колеса; II – к передачам с несимметричным расположением колес по отношению к опорам; III – к передачам с симметричным расположением. |
Таблица 3 Значение коэффициента
Передача | Твёрдость HB поверхности зубьев | Окружная скорость | |||
до 5 | |||||
Степень точности | |||||
Прямозубая | 1,05 1,10 | - - | - - | - - | |
Косозубая и шевронная | 1,0 1,0 | 1,01 1,05 | 1,02 1,07 | 1,05 1,10 |
Таблица 4 Значения коэффициента
Твёрдость рабочих поверхностей зубьев | ||||||||
I | II | III | IV | I | II | III | IV | |
0,2 0,4 0,6 0,8 1,0 1,2 1,4 1,6 1,8 | 1,00 1,03 1,05 1,08 1,10 1,13 1,19 1,25 1,32 | 1,04 1,07 1,12 1,17 1,23 1,30 1,38 1,45 1,53 | 1,18 1,37 1,62 - - - - - - | 1,10 1,21 1,40 1,59 - - - - - | 1,03 1,07 1,09 1,13 1,20 1,30 1,40 - - | 1,05 1,10 1,18 1,28 1,40 1,53 - - - | 1,35 1,70 - - - - - - - | 1,20 1,45 1,72 - - - - - - |
Примечание. Данные в столбце I относятся к симметричному расположению зубчатых колёс относительно опор; II – к симметричному; III – к консольному при установке валов на шариковых подшипниках; IV – то же, но при установке валов на роликовых подшипниках. |
Таблица 5 Ориентировочные значения коэффициента
Степень точности | Твёрдость рабочей поверхности зубьев | Окружная скорость | ||
3-8 | 8-12,5 | |||
1/1 1/1 | 1,2/1 1,15/1 | 1,3/1,1 1,15/1 | ||
1,15/1 1,15/1 | 1,35/1 1,25/1 | 1,45/1,2 1,35/1,1 | ||
1,25/1,1 1,25/1,1 | 1,45/1,3 1,35/1,2 | -/1,4 -/1,3 | ||
Примечание. В числителе указаны значения для прямозубых передач, в знаменателе - для косозубых. |
Таблица 6 Степень точности передачи в зависимости от окружной скорости колес
Вид передачи | Виды зубьев | Степень точности | |||
Допустимая окружная скорость колес, м/с | |||||
Цилиндрическая | Прямые | ||||
Косые | |||||
Коническая | Прямые | 1,5 | |||
Косые |
СР №21