I. Организационный момент. 1. Заполните таблицу. а b a : b

II. Устный счёт.

1. Заполните таблицу.

а  
b    
a : b      

2. Арифметический диктант.

Уменьшите 360 на 60.

Уменьшите 800 в 2 раза.

Увеличьте 920 на 80.

Увеличьте 350 в 2 раза.

Найдите разность чисел 830 и 30.

Найдите сумму чисел 230 и 300.

Первый множитель 140, второй 3. Найдите произведение.

Делимое 91, делитель 7. Найдите частное.

На сколько 90 меньше 280?

На сколько 630 больше 400?

Во сколько раз 810 больше 90?

III. Работа над новым материалом.

С целью подготовки к введению нового материала учитель должен включить данные задания.

1. Выполните деление с остатком.

167 : 10; 3 875 : 100; 65 : 20

2. Объясните по записи, данной на с. 23 (1) вверху, решение примеров 630 : 90, 5 400 : 600.

Учитель.Ребята, вы научились делить на числа, оканчивающиеся нулями, когда не было остатка (он был равен нулю). При этом сначала делили на 10 или на 100, а затем результат делили на другой множитель произведения, которым заменили делитель. Этим приемом пользуются и при делении с остатком. Сегодня будем учиться письменно выполнять деление с остатком. Надо разделить 596 на 70 (запись на доске). Сколько цифр будет в частном?

Дети.Одна.

Учитель.Найдите частное так же, как при делении без остатка.

Дети. Разделим 596 на 10 и полученное частное 59 разделим на 7, в частном будет 8.

Учитель. Узнайте, сколько разделили.

Дети. Умножим 70 на 8, получится 560.

Учитель. Найдите остаток.

Дети.Вычтем 560 из числа 596, получится 36.

Учитель. Сравните остаток с делителем.

Дети.36 меньше, чем 70, значит, частное равно 8, а остаток – 36.

Далее ученики читают объяснение нового материала на с. 23 (2) вверху и для закрепления решают с комментированием задания 110, 111, 112.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

IV. Работа над пройденным материалом.

Задачу 113 учащиеся решают под руководством учителя. После чтения задачи дети выполняют к ней чертеж, а затем записывают решение.

I. Организационный момент. 1. Заполните таблицу. а b a : b - student2.ru

1) 500 : 100 = 5 (раз) – столько раз по 100 км укладывается в 500 км

2) 9 · 5 = 45 (л)

О т в е т: 45 л бензина потребуется, чтобы проехать 500 км.

Задачу 115 можно предложить учащимся решить самостоятельно (с последующей проверкой).

V. Итоги урока.

Учитель.Ребята, что нового узнали на уроке?

Дети.Мы учились письменно делить с остатком на числа, оканчивающиеся нулями.

Учитель. Что повторили на уроке?

Дети.Мы закрепили решение задач.

Домашнее задание:задание 116; тетрадь № 2, с. 23, № 10, 11; с. 24, № 12.

У р о к 104
Прием письменного деления на числа,
оканчивающиеся нулями

Цели: познакомить с приемом письменного деления на двузначные разрядные числа; совершенствовать умения решать задачи на движение, на нахождение четвертого пропорционального.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. Задание «Головоломка».

D ? ÿ ? О ?

ÿ · D = 96

О + D = 100

О : ÿ = 11

D · 6 = 72

2. Задание «Магический квадрат».

   
     

III. Работа над новым материалом.

При рассмотрении деления на числа, оканчивающиеся нулями, когда в частном получается многозначное число, следует обратиться к заданиям «Памятки». Учитель при этом должен объяснить, как выделяются неполные делимые.

Учитель.Прочитайте пример.

Дети. 3 240 разделить на 60.

Учитель.Что надо сделать сначала?

Дети. Выделить первое неполное делимое.

Учитель.Здесь делитель – двузначное число, значит, первым неполным делимым будет двузначное или трехзначное число. Подходит ли двузначное число?

Дети. Нет, если 32 сотни разделить на 60, получится нуль, а нуль в начале числа не пишут. Первое неполное делимое 324 десятка.

Далее ученики читают объяснение по учебнику на с. 24 вверху.

Для закрепления знания приема и выработки вычислительного навыка ученики решают примеры из задания 117, 118, 119 под руководством учителя, объясняя решение вслух по образцу, данному в учебнике.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

IV. Работа над пройденным материалом.

После чтения задачи 120 учащиеся под руководством учителя записывают условие таблицей, после чего решают задачу самостоятельно. Можно вызвать одного учащегося на закрытую доску, а затем произвести проверку.

I. Организационный момент. 1. Заполните таблицу. а b a : b - student2.ru

1) 3 600 : 60 = 60 (в.) – столько вагонов по 60 т

2) 3 600 : 90 = 40 (в.) – столько вагонов по 90 т

3) 60 – 40 = 20 (в.)

О т в е т: на 20 вагонов больше.

Задачу 121 дети решают самостоятельно (с последующей проверкой).

V. Итог урока.

Учитель. Ребята, над чем работали сегодня на уроке?

Дети. Мы продолжали работать над приемом деления на числа, оканчивающиеся нулями. На уроке мы также повторили решение задач изученных видов.

Домашнее задание:тетрадь № 2, с. 25, № 13–15.

У р о к 105
Прием письменного деления на числа,
оканчивающиеся нулями

Цели: познакомить с приемом письменного деления на трехзначные числа, оканчивающиеся нулями; совершенствовать умения решать задачи и уравнения.

Ход урока

Наши рекомендации