I. Организационный момент. 1. Цепочка примеров
II. Устный счёт.
1. Цепочка примеров.
2. Задание 342 (можно вынести на доску).
Составьте по таблице задачу и запишите решение в виде выражений.
Цена (в руб.) | Кол-во (в штуках) | Стоимость (в руб.) | |
Карандаши | а | ? | |
Кисточки | b | ? | с |
Линейки | ? | d |
Перед заполнением таблицы учащиеся должны рассказать правило, как найти одну из величин, если известны две другие.
Потом дети должны будут составить по этой таблице выражения, которые обозначают стоимость 6 карандашей и 2 кисточек; 5 карандашей и 1 линейки; 3 кисточек и линейки; карандаша, кисточки и линейки.
3. Арифметический диктант.
Запишите число, которое следует за числом 50 000.
Запишите число, в котором 89 ед. II кл. и 307 ед. I кл.
Уменьшите число 400 на 230.
Увеличьте число 500 на 360.
Найдите сумму чисел 80 и 90.
Найдите разность чисел 150 и 60.
Выразите 25 000 м в километрах.
Выразите 3 т в килограммах.
III. Работа над новым материалом.
Чтобы подвести учащихся к решению задач нового вида, учитель может провести с детьми практическую работу такого характера.
Учитель. Нарисуйте у себя в тетради квадраты и кружки так, чтобы квадратов было 6 и чтобы их было на 2 больше, чем кружков. Сколько кружков нарисуете?
Дети. 4 кружка.
Учитель. Как узнали, что надо нарисовать 4 кружка?
Дети. Из 6 вычесть 2.
Учитель.Почему вычитали, ведь в задаче говорится «на 2 больше»?
Дети. Это квадратов на 2 больше, а кружков на 2 меньше.
Учитель.Верно. Теперь давайте откроем учебник на с. 68 и решим две задачи 338, а потом сравним их решение.
Дети читают задачи и под руководством учителя записывают краткое условие и решение.
З а д а ч а 338 (1).
1 дом – 9 эт.
2 дом – ?, на 3 эт. б.
9 + 3 = 12 (эт.)
О т в е т: 12 этажей во втором доме.
З а д а ч а 338 (2).
1 дом – 12 эт., это на 3 эт б.
2 дом – ?
12 – 3 = 9 (эт.)
О т в е т: 9 этажей во втором доме.
Учитель.Почему задачу 338 (2) решали вычитанием, там же сказано «на 3 этажа больше»?
Дети. Это сказано про первый дом, значит, во втором доме наоборот, на 3 этажа меньше.
После этого учащиеся решают с комментированием задачи 339 (1, 2).
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Работа над пройденным материалом.
Сложение и вычитание величин.
Задание 340 учащиеся выполняют с комментированием, записывая вычисления столбиком.
V. Итоги урока.
Учитель.Ребята, что нового узнали на уроке?
Дети.Мы познакомились с новым видом задач, учились их решать.
Учитель.Что повторяли на уроке?
Дети. Мы повторили сложение и вычитание величин, писали арифметический диктант.
Домашнее задание:задания 341 (1, 2), 343; тетрадь № 1, с. 45, № 13–15.
Задания на с. 69–71 предназначены для повторения и закрепления изученного. Часть этих заданий уже была проработана на предыдущих уроках. Другую часть заданий учитель может использовать на свое усмотрение: для организации самостоятельной работы детей, для устной и домашней работы на последующих уроках.
У р о к 53
Контрольная работа
Цели:проверить знания и умения: находить сумму нескольких слагаемых, используя изученные свойства сложения; знать и применять алгоритмы письменного сложения и вычитания, выполнять проверку вычислений; складывать и вычитать величины, выраженные в единицах не более чем двух наименований; переводить единицы времени; решать составные текстовые задачи изученных видов.
Ход урока
I в а р и а н т
1. Решите задачу, записывая решение столбиком.
На комбинате в декабре изготовили 7 163 л сока, а в январе на 678 л сока меньше. Из всего сока 9 789 л разлили в пакеты, а остальной сок – в бутылки. Сколько литров сока разлили в бутылки?
2. Выполните вычисления и сделайте проверку:
900 000 – 32 576 427 816 + 298 795
3. Вычислите, записывая вычисления столбиком:
42 км 230 м – 17 км 580 м 5 ч 30 мин – 50 мин
29 т 350 кг + 18 т 980 кг 9 км – 890 м
4. Переведите:
5 мин 32 с = … с 2 г. 5 мес. = … мес.
5 000 лет = … в. 2 сут. 3 ч = … ч
180 мин = … ч 600 с = … мин
72 ч = … сут. 4 в. = … лет
5. Вставьте пропущенные цифры.
II в а р и а н т
1. Решите задачу, записывая решение столбиком.
В одном павильоне книжной ярмарки было 9 895 книг, а в другом – на 1 376 книг больше. Из всех книг 13 297 были для детей, а остальные для взрослых. Сколько было книг для взрослых?
2. Выполните вычисления и сделайте проверку:
800 080 – 54 996 397 631 + 128 679
3. Вычислите, записывая вычисления столбиком:
16 т 290 кг – 8 т 830 кг 6 ч 20 мин – 35 мин
52 км 260 м + 39 км 890 м 10 км – 480 м
4. Переведите:
4 мин 40 с = … с 6 090 лет = … в. … лет
4 г. 8 мес. = … мес. 1 сут. 1 ч = … ч
1 мин 16 с = … с 240 мин. = … ч
72 мес. = … лет 12 в. = … лет
5. Вставьте пропущенные цифры.
У р о к 54
работа над ошибками.
Закрепление пройденного
Цели: дать анализ контрольной работы; закрепить пройденный материал.
Ход урока
На этом уроке учитель вместе с детьми анализирует результаты прошедшей контрольной работы, помогает выполнить учащимся работу над ошибками в тех заданиях, где они были допущены, подбирает похожие задания, чтобы отработать необходимые навыки и умения.
Учитель может предложить задания такого вида:
1. Решите примеры с проверкой.
43 217 + 19 864 97 354 – 4 362
72 787 + 5 130 20 367 – 14 215
2. Выразите в других единицах измерения:
3 ч = … мин 540 с = … мин
5 мин = … с 4 ч 15 мин = … мин
2 сут. 16 ч = … ч 200 с = … мин … с
3. Выполните действия.
8 км 45 м + 3 970 м 4 т 68 кг + 9 т 52 кг
30 м – 4 м 8 см 4 ч 40 мин – 55 мин
4. Решите задачу.
Зимой в магазине продали 3 486 кукол, а весной – на 697 кукол меньше. Из всех проданных кукол 4 486 кукол были в платьях, а остальные – в спортивных костюмах. Сколько было кукол в спортивных костюмах?
Домашнее задание:тетрадь № 1, с. 46, № 16–19.
У р о к 55
Умножение и его свойства.
Умножение на 0 и 1
Цели: повторить с учащимися изученный материал о действии умножения и обобщить имеющиеся у детей знания; закрепить умения решать задачи и совершенствовать вычислительные навыки.
Ход урока