Логарифмическая функция
Логарифмической функцией называется функция ( ).
Свойства логарифмической функции:
1.Область определения: .
2.Множество значений: .
3.Четность и нечетность: функция не обладает свойством четности.
4.Периодичность функции: не периодическая.
5.Нули: функция обращается в нуль при x = 1.
6.Промежутки знакопостоянства:
если , то положительна для , отрицательна для ;
если , то положительна для , отрицательна для .
7.Наибольшее и наименьшее значения: наибольшего и наименьшего значений функция не имеет.
8.Промежутки возрастания и убывания: если функция убывает для ; если – возрастает для .
9.Асимптоты: прямая x = 0 (ось Oy) – вертикальная асимптота.
10.График функции для изображен на рис.9, а для –на рис. 10.
Рис. 9 Рис. 10
Из свойств функции следует: тогда и только тогда, когда
или
Функция , если , является обратной для функции , при .
Функция , если , является обратной для функции , при .
Пример 1. Определить знак числа:
1) ; 2) ; 3) ; 4) .
Решение. 1. Поскольку основание логарифма больше 1 ( ) и значение, стоящее под знаком логарифма больше 1 ( ), то из свойств логарифмической функции .
2. Для основания логарифма имеем , и для выражения, стоящего под знаком логарифма выполняется . Поэтому .
3. Так как основание логарифма 5 и , а выражение, стоящее под знаком логарифма равно и , то .
4. Для основания логарифма выполняется , а под знаком логарифма число 19 ( ). Поэтому .
Пример 2. Сравнить числа:
1) и ; 2) и ;
3) и 3.
Решение.
1. Используем тот факт, что логарифмические функции с основанием 11 и 13 монотонно возрастают. Поэтому ,
.
Тогда
.
2. Рассмотрим числа и . Так как
и
, то
, и, следовательно, .
3. Известно, что или ,
если a > 0, b > 0.
В нашем случае , тогда
,
т.е. 3.
Пример 3. Установить, между какими последовательными целыми числами находится число .
Решение. Поскольку логарифмическая функция с основанием 7 монотонно возрастает, то
,
,
,
,
.
Пример 4. Найти функцию, обратную функции . Построить графики обеих функций в одной системе координат.
Решение. Найдем функцию, обратную данной:
,
,
,
.
,
.
Построим графики функций:
1) строим график функции : график функции переносим параллельно на 2 единицы право по оси Ox и на 2 единицы вниз по оси Oy;
2) график обратной функции симметричен графику данной функции относительно прямой (рис.11).
Рис. 11
Задания
I уровень
1.1. Найдите область определения функции:
1) ; 2) ;
3) ; 4) ;
5) ; 6) ;
7) ;
8) ;
9) ; 10) ;
11) ; 12) .
1.2. Постройте график функции:
1) ; 2) ;
3) ; 4) ;
5) ; 6) ;
7) ; 8) .
1.3. Определите знак числа:
1) ; 2) ; 3) ;
4) ; 5) ; 6) ;
7) ; 8) ; 9) ;
10) ; 11) ; 12) .
1.4. Определите, между какими последовательными целыми числами заключается логарифм:
1) ; 2) ; 3) ;
4) ; 5) ; 6) ;
7) ; 8) ; 9) ;
10) ; 11) ; 12) .
1.5. Сравните числа:
1) и ; 2) и ;
3) и ; 4) и ;
5) и ; 6) и .
II уровень
2.1. Найдите область определения функции:
1) ; 2) ;
3) ; 4)
5) 6)
2.2. Постройте график функции:
1) ; 2) ;
3) ; 4) ;
5)
2.3. Сравните числа:
1) и ; 2) и ;
3) и ; 4) и ;
5) и ; 6)
7) и ; 8) и .
2.4. Найдите функцию, обратную данной. Укажите область определения и область значений обратной функции. Постройте графики данной функции и обратной в одной системе координат:
1) ; 2) ;
3) ; 4) ;
5) ; 6) .
III уровень
3.1. Найдите область определения функции:
1) ; 2) ;
3) ; 4) .
3.2. Постройте график функции:
1) ; 2) ;
3) ;
4) .
3.3. Сравните числа:
1) и ; 2) и ;
3) и ; 4) и ;
5) и .
3.4. Определите, при каких значениях областью определения функции является вся числовая ось.
3.5. Представьте функцию в виде суммы четной и нечетной функции.