I. Организационный момент. 1.Заполните таблицы (задание 136). а с b
II. Устный счёт.
1.Заполните таблицы (задание 136).
а | с | |||||||||
b | d | |||||||||
a · b | c : d |
2. Сравните.
7 дм 2 см … 2 дм 7 см 53 см… 5 дм
9 дм … 1 м 9 м 4 дм … 94 дм
3. Сколько треугольников в этой паутинке?
4. Задание 137.
Дети читают условие данной задачи и объясняют, что показывают заданные к ней выражения.
III. Работа над новым материалом.
Учитель.Ребята, сегодня на уроке мы будем учиться находить общее количество единиц какого-либо разряда в данном числе. Посмотрите: общее количество десятков обозначается всеми цифрами данного числа, кроме цифры единиц; общее количество сотен обозначается всеми цифрами числа, кроме цифры десятков и цифры единиц. Возьмем, например, число 2305.
Учитель делает запись на доске:
2305 ед.
230 дес.
23 сот.
2 тыс.
Учитель.Откройте учебники на с. 29 и посмотрите задание 134 (1).
Дети рассматривают и читают запись.
Далее учащиеся выполняют устно задание 134 (2).
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Решение примеров.
Перед тем как предложить учащимся выполнить задание 135 самостоятельно, надо с ними вспомнить правила умножения и деления на 10, 100 и 1000.
После этого дети работают сами, а потом производится проверка.
300 · 100 : 10 = 3 000
900 · 10 : 100 = 90
Задание 141 учащиеся выполняют устно. Перед тем как решить примеры, дети вспоминают, что значит прибавить или вычесть из числа единицу.
30999 + 1 = 31000 10000 – 1 = 9999 25909 + 1 = 25910
90100 – 1 = 90099 40000 – 1 = 39999 39099 + 1 = 39100
2. Решение задач.
Задачу 138 можно тоже предложить детям решить самостоятельно, предварительно вспомнив, что в 1 часе содержится 60 мин.
За 1 мин Кол-во мин Всего дет.
10 мин 50 дет.
1 ч = 60 мин ? дет.
1) 50 : 10 = 5 (дет.) – за 1 минуту
2) 5 · 60 = 300 (дет.)
О т в е т: 300 деталей за 1 час.
V. Итоги урока.
Учитель.Ребята, что нового узнали на уроке?
Дети. На уроке мы учились определять в числе общее количество единиц какого-либо разряда.
Учитель. Что повторяли?
Дети. Мы повторяли умножение и деление с числом 10, 100 и 1000, а также решение задач.
Домашнее задание:задания 140, 142; тетрадь № 1, с. 14, № 1, 2, 3; с. 16, № 8.
У р о к 23
Класс миллионов и класс миллиардов
Цели: показать учащимся, как образуются, называются и записываются числа, состоящие из единиц III и IV классов; закреплять нумерацию многозначных чисел; совершенствовать вычислительные навыки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Самостоятельная работа.
I в а р и а н т
1. Запишите числа:
9 ед. 3-го разряда 4 ед. 1-го разряда
601 ед. II класса 7 ед. I класса
4 сот. тыс. 4 сот.
5 сот. тыс. 2 ед. тыс. 8 дес.
2. Представьте число 312017 в виде суммы разрядных слагаемых.
3. Сравните числа.
99 987 … 99897 77 075 … 77 057 301 001 … 301 100
4. Запишите, сколько в числе 73 682 всего десятков, всего сотен, всего тысяч.
II в а р и а н т
1. Запишите числа:
8 сот. тыс. 2 ед. тыс. 4 дес.
5 дес. тыс. 5 дес.
309 ед. II класса 6 ед. I класса
7 ед. 3-го разряда 1 ед. 1-го разряда
2. Представьте число 114 018 в виде суммы разрядных слагаемых.
3. Сравните числа.
7 008 … 7 080 50 100 … 51 000 13 271 … 13 217
4. Запишите, сколько в числе 280 640 всего десятков, всего сотен, всего тысяч.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
III. Работа над новым материалом.
Учитель.Ребята, сколько классов по нумерации чисел мы с вами изучили?
Дети. I класс – класс единиц, II класс – класс тысяч.
Учитель. Верно. Кроме известных нам классов, существуют еще III и IV классы. А как они называются, как читаются и записываются числа этих классов, вы узнаете сегодня на уроке. Мы с вами знаем, что 10 единиц составляют 1 десяток, 10 десятков составляют 1 сотню – единицу следующего разряда и т. д. А 10 сотен тысяч составляют 1 тысячу тысяч, или 1 миллион. Это единица III класса.
Откройте учебник на с. 30. Прочитаем вверху вводную статью.
Дети читают вслух и разбирают вместе с учителем прочитанное.
Далее для закрепления выполняют задание 143: читают числа, записанные в таблице.
Потом выполняют задания 144, 145, где учатся записывать числа.
IV. Работа над пройденным материалом.
Задание 148 дети решают самостоятельно.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового узнали на уроке?
Дети.Мы познакомились с новыми классами: классом миллионов и классом миллиардов. Мы учились читать и записывать числа, состоящие из этих классов.
Домашнее задание:тетрадь № 1, с. 19, № 20, 21, 22.
У р о к 24
Луч. Числовой луч
Цели: дать учащимся представление о числовом луче, выявить его отличия от луча как геометрической фигуры; продолжать закреплять нумерацию многозначных чисел, а также решение задач и примеров.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1.Задания по нумерации.
Задание 1.
Сколько единиц каждого разряда и каждого класса в числе 395 028? в числе 30 602 003?
Задание 2.
Определите, по какому правилу построен каждый ряд чисел и продолжите его:
1) 4 600 007, 4 600 008, 4 600 009, …;
2) 89 100 000, 89 200 000, 89 300 000, … .
2. Решите примеры.
5 000 · 1 000 371 · 10
5 000 · 100 371 · 100
5 000 · 10 371 · 1000