Использование графического метода решения уравнений

Тема : «Тригонометрические уравнения»

В лекции использованы материалы из лекций проф. Ананченко К.О.

Простейшие тригонометрические уравнения

В старших классах (10 класс) учащимся дается понятие о тригонометрическом уравнении, его корнях, изучаются простейшие уравнения и рассматриваются приемы решения более сложных уравнений.

При выводе формул для решения простейших тригонометрических уравнений вида Использование графического метода решения уравнений - student2.ru возможны следующие методические подходы.

Использование графического метода решения уравнений.

Он является одним из общих методов решения уравнений, суть которого должна быть хорошо усвоена в курсе алгебры восьмилетней школы. Рассмотрим методику ознакомления учащихся с решением уравнения вида Использование графического метода решения уравнений - student2.ru , используя данный подход.

1) Перед выводом формулы корней этого уравнения рекомендуется повторить:

а) основные свойства функции Использование графического метода решения уравнений - student2.ru ;

б) определение арккосинуса;

в) сущность графического метода решения уравнений.

2) Полезно рассмотреть частные случаи уравнения на конкретных примерах.

1. Решить уравнение Использование графического метода решения уравнений - student2.ru .

Строим график функции Использование графического метода решения уравнений - student2.ru .

Использование графического метода решения уравнений - student2.ru

Так как функция Использование графического метода решения уравнений - student2.ru — периодическая с периодом Использование графического метода решения уравнений - student2.ru , возьмем отрезок Использование графического метода решения уравнений - student2.ru . Как видно из графика функции, на этом промежутке уравнение имеет только одно решение Использование графического метода решения уравнений - student2.ru . Легко видеть, что остальные решения получим, прибавляя к x0 число вида Использование графического метода решения уравнений - student2.ru .

2. Решить уравнение Использование графического метода решения уравнений - student2.ru ; Использование графического метода решения уравнений - student2.ru .

Рассуждая аналогично, получаем следующие формулы:

Использование графического метода решения уравнений - student2.ru

3. Решить уравнение Использование графического метода решения уравнений - student2.ru .

Построим в одной и той же системе координат графики функций Использование графического метода решения уравнений - student2.ru и Использование графического метода решения уравнений - student2.ru .

Использование графического метода решения уравнений - student2.ru

Функция Использование графического метода решения уравнений - student2.ru — периодическая с периодом Использование графического метода решения уравнений - student2.ru , следовательно, достаточно найти корни уравнения на промежутке Использование графического метода решения уравнений - student2.ru . Так как на отрезке Использование графического метода решения уравнений - student2.ru функция Использование графического метода решения уравнений - student2.ru монотонно убывает от 1 до -1, то на этом отрезке она (в силу своей непрерывности) принимает значение Использование графического метода решения уравнений - student2.ru ровно один раз.

Абсцисса точки пересечения графиков будет равна числу Использование графического метода решения уравнений - student2.ru , то есть Использование графического метода решения уравнений - student2.ru . Косинус — четная функция, поэтому на отрезке Использование графического метода решения уравнений - student2.ru уравнение также имеет только одно решение — Использование графического метода решения уравнений - student2.ru . Итак на отрезке Использование графического метода решения уравнений - student2.ru наше уравнение имеет два корня: Использование графического метода решения уравнений - student2.ru . Прибавим к полученным значениям период функции Использование графического метода решения уравнений - student2.ru , получим все решения уравнения: Использование графического метода решения уравнений - student2.ru .

3) Рассмотрим вывод формулы решений уравнения Использование графического метода решения уравнений - student2.ru при Использование графического метода решения уравнений - student2.ru .

Пусть Использование графического метода решения уравнений - student2.ru . Строим графики функций Использование графического метода решения уравнений - student2.ru и Использование графического метода решения уравнений - student2.ru , получится бесконечное множество точек пересечения.

Использование графического метода решения уравнений - student2.ru

На отрезке Использование графического метода решения уравнений - student2.ru косинус убывает, и поэтому уравнение Использование графического метода решения уравнений - student2.ru имеет единственное решение, равное числу Использование графического метода решения уравнений - student2.ru . Косинус — четная функция, поэтому на отрезке Использование графического метода решения уравнений - student2.ru уравнение также имеет только одно решение — число Использование графического метода решения уравнений - student2.ru . Итак, уравнение Использование графического метода решения уравнений - student2.ru на отрезке Использование графического метода решения уравнений - student2.ru длины Использование графического метода решения уравнений - student2.ru имеет два решения: Использование графического метода решения уравнений - student2.ru . Функция Использование графического метода решения уравнений - student2.ru является периодической с периодом Использование графического метода решения уравнений - student2.ru , поэтому числа вида Использование графического метода решения уравнений - student2.ru будут корнями уравнения Использование графического метода решения уравнений - student2.ru .

При Использование графического метода решения уравнений - student2.ru рассуждаем аналогично и приходим к тому же результату.

Важно обратить внимание учащихся на тот факт, что если тригонометрическое уравнение имеет решение, то оно имеет их бесконечное множество.

4) Затем следует рассмотреть случаи отсутствия решения уравнения Использование графического метода решения уравнений - student2.ru при Использование графического метода решения уравнений - student2.ru , рассмотрев графики функций Использование графического метода решения уравнений - student2.ru и Использование графического метода решения уравнений - student2.ru .

5) Полученные сведения о решении уравнения рекомендуется свести в таблицу.

Вид уравнения Значение a
a = -1 a = 0 a = 1 Использование графического метода решения уравнений - student2.ru Использование графического метода решения уравнений - student2.ru
Использование графического метода решения уравнений - student2.ru Использование графического метода решения уравнений - student2.ru Использование графического метода решения уравнений - student2.ru Использование графического метода решения уравнений - student2.ru Использование графического метода решения уравнений - student2.ru Решений нет

Важно обратить внимание учащихся на «особую» форму записи решения уравнения Использование графического метода решения уравнений - student2.ru при a = -1, 0, 1.

1.2 Нахождение решений тригонометрических уравнений с помощью единичной окружности.

Рассмотрим методику ознакомления учащихся с решением уравнения Использование графического метода решения уравнений - student2.ru , используя единичную окружность.

1) Перед выводом формулы корней этого уравнения рекомендуется повторить:

а) определение единичной окружности;

б) определение Использование графического метода решения уравнений - student2.ru ;

в) свойства функции Использование графического метода решения уравнений - student2.ru ;

г) Использование графического метода решения уравнений - student2.ru .

2) Рассмотреть частные случаи решения уравнения Использование графического метода решения уравнений - student2.ru при a = -1, 0, 1:

Использование графического метода решения уравнений - student2.ru

Использование графического метода решения уравнений - student2.ru

3) Решить уравнение Использование графического метода решения уравнений - student2.ru .

Изобразим единичную окружность. Прямая Использование графического метода решения уравнений - student2.ru пересекает ее в двух точках Использование графического метода решения уравнений - student2.ru . Так как синус — периодическая функция с периодом Использование графического метода решения уравнений - student2.ru , то получим две серии решений:

Использование графического метода решения уравнений - student2.ru

Использование графического метода решения уравнений - student2.ru

Использование графического метода решения уравнений - student2.ru можно записать по-другому:

Использование графического метода решения уравнений - student2.ru

где Использование графического метода решения уравнений - student2.ru - нечетное число.

Сейчас эти две серии решений можно записать так:

Использование графического метода решения уравнений - student2.ru .

Если k — четное, то получается решение Использование графического метода решения уравнений - student2.ru , а при нечетном k получаем решение Использование графического метода решения уравнений - student2.ru .

4) Рассмотреть вывод формулы решений уравнения Использование графического метода решения уравнений - student2.ru при Использование графического метода решения уравнений - student2.ru .

Пусть Использование графического метода решения уравнений - student2.ru . На оси Oy отметим точку А с ординатой a и проведем через нее прямую, параллельную оси Ox. Точки пересечения этой прямой с единичной окружностью обозначим P1 и P2. Корнями уравнения Использование графического метода решения уравнений - student2.ru являются только те действительные числа, которые на единичной окружности изображаются либо точкой P1, либо точкой P2.

Использование графического метода решения уравнений - student2.ru

Одно из чисел, изображенное точкой P1, попадает на отрезок Использование графического метода решения уравнений - student2.ru , который включается в отрезок Использование графического метода решения уравнений - student2.ru и поэтому равно Использование графического метода решения уравнений - student2.ru . Другое из чисел, изображаемое точкой P2, как легко понять из рисунка, равно Использование графического метода решения уравнений - student2.ru . Ток как синус — периодическая функция с периодом Использование графического метода решения уравнений - student2.ru , то получим две серии решений:

Использование графического метода решения уравнений - student2.ru

Но Использование графического метода решения уравнений - student2.ru . Использование графического метода решения уравнений - student2.ru можно представить одной формулой:

Использование графического метода решения уравнений - student2.ru .

Если k — четное, то получается решение Использование графического метода решения уравнений - student2.ru , а при нечетном k получаем решение Использование графического метода решения уравнений - student2.ru .

5) Затем следует рассмотреть случаи отсутствия решений уравнения Использование графического метода решения уравнений - student2.ru при Использование графического метода решения уравнений - student2.ru , используя единичную окружность

Использование графического метода решения уравнений - student2.ru

Использование графического метода решения уравнений - student2.ru



6) Полученные сведения о решении уравнения рекомендуется свести в таблицу.

Вид уравнения Значение a
a = -1 a = 0 a = 1 Использование графического метода решения уравнений - student2.ru Использование графического метода решения уравнений - student2.ru
Использование графического метода решения уравнений - student2.ru Использование графического метода решения уравнений - student2.ru Использование графического метода решения уравнений - student2.ru Использование графического метода решения уравнений - student2.ru Использование графического метода решения уравнений - student2.ru Решений нет

Важно обратить внимание учащихся на «особую» форму записи решения уравнения Использование графического метода решения уравнений - student2.ru при a = -1, 0, 1.

1.3 Аналитическое выведение формул решения тригонометрических уравнений.

Использование графического метода решения уравнений - student2.ru (1)

Пусть x0 — какое-либо число, являющееся корнем уравнения (1), тогда Использование графического метода решения уравнений - student2.ru . По формулам приведения имеем: Использование графического метода решения уравнений - student2.ru , следовательно, Использование графического метода решения уравнений - student2.ru . Синус — функция периодическая, поэтому: Использование графического метода решения уравнений - student2.ru . Объединение множеств чисел вида Использование графического метода решения уравнений - student2.ru охватывает все решения уравнения (1). Это число можно представить одной формулой: Использование графического метода решения уравнений - student2.ru , где x0 — какое-либо решение уравнений (1).

Для удобства x0 выбирают из промежутка Использование графического метода решения уравнений - student2.ru , где синус принимает все свои значения. Но тогда можно обозначить Использование графического метода решения уравнений - student2.ru , и формула решения уравнения (1) примет вид: Использование графического метода решения уравнений - student2.ru .

Задание: Какой из методических подходов к выводу формул решения тригонометрических уравнений целесообразно, на ваш взгляд, использовать в общеобразовательной школе?

Наши рекомендации