Единицы измерения времени

Время - одна из основных величин, изучаемых в начальных классах. Следует отметить, что изучение мер времени, и ориентировка во времени представляют для детей значительные трудности. Это связано, прежде всего, с особенностями этой величины. Время течет непрерывно, его нельзя ни остановить, ни возвратить, поэтому восприятие промежутков времени, сравнение событий по продолжительности вызывает определенные трудности. Восприятие времени зависит от того, чем и как оно заполнено. И не удивительно, что временные представления у детей развиваются медленно.

Первые представления о времени дети получают, еще до школы. Формирование представлений о времени связаны с жизненными ситуа­циями, повторяющимися в определенной последовательности: смена дня ми и ночи, смена времен года, повторение зависимых моментов (утром вста­ем, идем в детский сад, вечером ложимся спать и т.д.). Однако следует заметить, что временная последовательность событий (что было рань­ше, что позже), а также понятие о продолжительности событий усваиваются детьми с большим трудом. Дети часто допускают ошибки в упот­реблении терминов "вчера" и "завтра", они практическине воспринима­ют смысл слов "через 5 минут", " через час.

Рассмотрение вопросов, связанных с формированием временных представлений младших школьников программа (1 - 4) предусматривает, начиная с 3-го класса, а программа (1 -3) - со 2-го. Здесь обозначены следующие вопросы: "Единицы времени: год, месяц, сутки ... Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век, соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности" (9).

Однако работа по формированию временных представлений у учащихся начальных классов начинается задолго до изучения вопросов, связанных с формированием временных представлений, предложенных в программе. Проводится она, начиная с первого класса, и продолжается в течение всего периода обучения в начальных классах. Это связано с тем, что учебная деятельность детей тесным образом связана с временными понятиями.

С первых дней сентября, каждый день занятий в школе первоклассники под руководством учителя фиксируют вначале устно, а затем пись­менно дату (число и название месяца), усваивают названия и последова­тельность дней недели. Учителю для этого целесообразно иметь в клас­се календарь. Полезно учить детей и определять время по часам при изу­чении чисел в пределах 10. В классе для этого полезно иметь модель циферблата часов.

Еще в 1 классе дети получают и первое представление о продолжи­тельности минуты, когда идет проверка техники чтения (количество слов прочитанных в минуту). Здесь же следует давать детям конкретные пред­ставления о различной длительности некоторых наиболее знакомых де­тям процессов: урок, перемена, учебная четверть, каникулы.

В результате такой работы изучение вопросов, предложенных в про­грамме, будет носить в основном обобщающий характер.

Основными понятиями темы являются год, месяц, неделя, сутки, час, минута. С учащимися надо уточнить порядок следования дней недели и месяцев в году, их названия. С этой целью необходимо использовать та­бель-календарь, который должен быть как демонстрационный у учите­ля, так и индивидуальный у каждого ученика.

Здесь уточняются представления детей и о продолжительности каж­дого месяца, а также о его порядковом номере.

Следует в связи с этим рассмотреть вопрос и о ситуациях с записью даты. Детям следует сообщить, что в соответствии с требованиями ГОС­Та, дата записывается арабскими цифрами. Например, 12.05.01 (12 мая 2001 г.). В жизни мы можем встретиться с другой формой записи даты, когда номер месяца записывается римскими цифрами: 12.V.01. Поэтому детей надо познакомить с римскими цифрами I; V; X; L; С; D; М (доста­точно с тремя первыми) и правилами записи чисел сих помощью.

Понятие о сутках раскрывается через близкие детям понятия о час­тях суток: утро, день, ночь. Здесь же используются и отрабатываются представления детей о временной последовательности: вчера, сегодня, завтра, послезавтра. Конкретные представления о таких временных про­межутках, как час и минута формируются только через практическую деятельность детей, через их наблюдения.

Здесь продолжается работа по формированию умения определять время по часам с точностью до минуты. С этой целью необходимо орга­низовать практическую работу по определению времени с помощью моделей циферблата, которые должны быть у каждого ученика и учителя. При этом учащимся следует предлагать задания разных видов:

- назвать время, которое показывает учитель;

- показать на своем циферблате время, названное учителем;

- как назвать время, показанное на циферблате по-разному (15 минут восьмого, четверть восьмого, семь часов 15 минут и др.)

Важно при этом помочь детям ощутить промежуток длительностью в один час. С этой целью им следует привести соответствующие примеры.

Для знакомства с временным промежутком длительностью в одну минуту следует включать упражнения, с помощью которых дети узнают, что можно успеть сделать за одну минуту:

- до какого числа можно успеть сосчитать за 1 минуту;

- сколько можно решить устных примеров;

- какое пройти расстояние.

Программой предусмотрено рассмотрение двух видов исчисления вре­мени в сутках:

- исходя из 12 часов;

- исходя из 24 часов.

С детьми надо обсудить вопрос, где какой способ наиболее удобен, где мы встречаемся чаще с каким способом исчисления времени в сутках.

При изучении этой темы и после полезны задания детям для самостоя­тельного измерения времени дома:

- сколько времени требуется на то, чтобы встать и собраться в школу?

- сколько времени уходит на подготовку домашнего задания?

На последнем году обучения в начальных классах основное внимание при изучении этих вопросов следует уделить обобщению накоплен­ных представлений и знаний об измерении времени. Здесь происходит знакомство с новыми единицами намерения времени: секунда, век.

При этом желательно, как и при рассмотрении часа и минуты, попы­таться сформировать у детей более четкие, конкретные представления о длительности этих промежутков. В течение урока можно проследить длительность секунды и минуты.

Время, за которое называется двузначное число, приблизительно равно 1 секунде. Что касается часа, то здесь дело обстоит сложнее, но в то же, время детям следует привести такие примеры, которые бы помогли в это.

Нужно показать, когда и какими приборами мы измеряем время в секундах. Очень хорошо использовать метроном.

Век - это такая единица измерения времени, длительность которой ощутить практически невозможно, поэтому приводить детям примеры, связанные с длительностью века не стоит. Надо учить детей определять, сколько целых столетий прошло за определенный промежуток.

Наши рекомендации