Характеристика структуры и содержания КИМ

Работа состоит из четырёх модулей: «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика» «Реальная математика». В модули «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика» входит две части, соответствующие проверке на базовом и повышенном уровнях, в модуль «Реальная математика» – одна часть, соответствующая проверке на базовом уровне.

При проверке базовой математической компетентности обучающиеся должны продемонстрировать: владение основными алгоритмами; знание и понимание ключевых элементов содержания (математических понятий, их свойств, приёмов решения задач и проч.); умение пользоваться математической записью, применять знания к решению математических задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма, а также применять математические знания в простейших практических ситуациях.

Части 2 модулей «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика» направлены на проверку владения материалом на повышенном уровне. Их назначение – дифференцировать хорошо успевающих школьников по уровням подготовки, выявить наиболее подготовленную часть выпускников, составляющую потенциальный контингент профильных классов. Эти части содержат задания повышенного уровня сложности из различных разделов курса математики. Все задания требуют записи решений и ответа. Задания расположены по нарастанию трудности – от относительно простых до сложных, предполагающих свободное владение материалом курса и хороший уровень математической культуры.

Модуль «Алгебра» содержит 10 заданий: в части 1 – 7 заданий; в части 2 – 3 задания.

Модуль «Геометрия» содержит 5 заданий: в части 1 – 3 задания; в части 2 – 2 задания.

Модуль «Вероятность и статистика» содержит 3 задания: в части 1 – 2 задания; в части 2 – 1 задание.

Модуль «Реальная математика» содержит 4 задания.

Всего в работе 22 задания, из которых 16 заданий базового уровня, 4 задания повышенного уровня и 2 задания высокого уровня.

Таблица 1. Распределение заданий по частям работы

Часть работы Тип заданий Количество заданий Макси­мальный первич­ный балл Процент максимального первичного балла для каждой части работы от максимального первичного балла за всю работу, равного 28
Часть 1 С выбором ответа
Часть 1 С кратким ответом
Часть 2 С развернутым ответом
  Итого  

Часть 1. В этой части экзаменационной работы содержатся задания по всем ключевым разделам курса математики основной школы, отражённым в кодификаторе элементов содержания (КЭС). Количество заданий по каждому из разделов кодификатора примерно соответствует удельному весу этого раздела в курсе. Распределение заданий по разделам кодификатора планируемых результатов обучения (ПРО) приведено в таблице 2.

В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394 зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014 № 31206)

«48. Экзаменационные работы проверяются двумя экспертами. По результатам проверки эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы... В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.

Третий эксперт назначается председателем предметной комиссии из числа экспертов, ранее не проверявших экзаменационную работу.

Третьему эксперту предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу обучающегося. Баллы, выставленные третьим экспертом, являются окончательными».

1. Работа направляется на третью проверку, если расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами за выполнение любого из заданий, составляет 2 и более балла.

В этом случае третий эксперт проверяет только то задание, которое было оценено двумя экспертами со столь существенным расхождением.

2. Работа участника ГИА-9 направляется на третью проверку при наличии расхождений в двух и более заданиях.

В этом случае третий эксперт перепроверяет все задания с развёрнутым ответом 17–22.

Таблица 2. Распределение заданий части 1 по кодификатору ПРО

Модуль Код раздела по код. ПРО Планируемые результаты обучения Количество заданий[1]
Алгебра Числа и выражения
Уравнения и неравенства
Тождественные преобразования
Функции
Геометрия Геометрия
Вероятность и статистика Статистика и теория вероятностей
Реальная математика Элементы теории множеств и логики
Числа и выражения
Текстовые задачи

Часть 2. Задания части 2 направлены на проверку таких качеств математической подготовки выпускников, как:

§ уверенное владение формально-оперативным алгебраическим аппаратом;

§ умение решить комплексную задачу, включающую в себя знания из разных тем курса алгебры;

§ умение математически грамотно и ясно записать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования;

§ умение решить планиметрическую задачу, применяя различные теоретические знания курса геометрии;

§ умение математически грамотно и ясно записать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования;

§ владение широким спектром приемов и способов рассуждений.

Распределение заданий части 2 по разделам кодификатора ПРО представлено в таблице 3.

Таблица 3. Распределение заданий части 2 по кодификатору ПРО

Код раздела по код. ПРО Планируемые результаты обучения Количество заданий
3, 4 Уравнения и неравенства
3, 5 Функции
3, 7 Текстовые задачи
Элементы теории множеств и логики
Геометрия
Статистика и теория вероятностей

В таблице 4 приведено распределение заданий КИМ по уровням сложности.

Таблица 4. Распределение заданий КИМ по уровням сложности

Уровень сложности заданий Количество заданий Максималь­ный первич­ный балл Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального балла за всю работу, равного 28 баллам
Базовый
Повышенный
Высокий
Итого

Часть 1 состоит из заданий базового уровня сложности (Б). В экзаменационной работе задания по уровню сложности распределяются следующим образом: 8 заданий с предполагаемым процентом выполнения 80–90, 8 заданий с предполагаемым процентом выполнения 70–80 и 4 задания с предполагаемым процентом выполнения 60–70.

Части 2 модулей «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика» состоят из заданий повышенного (П) и высокого (В) уровней сложности. Планируемые проценты выполнения заданий частей 2 приведены в таблице 5.

Таблица 5. Планируемый процент выполнения заданий частей 2

Модуль Алгебра Геометрия Вероятность и статистика
Номер задания
Уровень сложности П П В П В П
Ожидаемый процент выполнения 30–50 15–30 3–15 15–30 3–15 15–30

Наши рекомендации