Решение (алгебраический способ)

Алгебраическое решение уравнения (1) стандартно, но трудоемко. Приведем его подробно.

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Решение (алгебраический способ) - student2.ru путем подбора находим число, при котором выполняется равенство Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Разделим правую часть неравенство на Решение (алгебраический способ) - student2.ru деление выполняется без остатка; частное от деления Решение (алгебраический способ) - student2.ru Уравнение Решение (алгебраический способ) - student2.ru не имеет действительных корней.

Ответ:5.

Применение формулы расстояния между двумя точками.

Пример 4. Решить систему уравнений

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Решение (геометрический способ).

Рассмотрим слагаемые второго уравнения.

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Пусть это расстояние между «текущей» точкой М(х;у) и точкой А(2;-1).

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Пусть это расстояние между точками М(х;у) и В(10;5). Найдём расстояние между точками А и В: Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Откуда следует, что Решение (алгебраический способ) - student2.ru Составим уравнение прямой АВ, проходящей через точки А и В.

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Имеем : Решение (алгебраический способ) - student2.ru Получим новую систему:

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Ответ: (6;2).

Решение (алгебраический способ)

Решение данной системы алгебраическим способом оказалось очень трудоемким и нерациональным. Привожу только его начало.

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

1) Решение (алгебраический способ) - student2.ru

2) Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

После дальнейших преобразований стало очевидно, что решать уравнение аналитически - нерационально. Поэтому решение было остановлено.

Анализ рациональности решения уравнений и систем геометрическим способом.

Попробуем обобщить сказанное и сделанное выше. Я думаю, что геометрический способ решения уравнений и систем в алгебре, как правило, не усложняет их. Основной трудностью при его применении является неочевидность, особенно в примере (3). Ведь до применения векторов нужно додуматься или просто знать о такой возможности. Все уравнения и системы, рассмотренные мной в работе (кроме последней), имеют стандартное алгебраическое решение. Поэтому в условиях экзамена, при дефиците времени, понятно, по какому пути многие пойдут. Поэтому рациональность геометрического способа – вопрос спорный. Однако, при решении системы в примере (4), этот способ – единственно возможный, кроме того, он еще и красив! Тем более, что формула расстояния между двумя точками легко узнаваема.

При решении системы из примера 1 геометрический способ становится эффективным, если в условии не требуется находить решения системы, а, например, значения x + z, y(x +z) и так далее. Тогда из геометрического чертежа ответы на эти вопросы становятся очевидными.

Еще одна легко узнаваемая теорема может применяться при решении иррациональных уравнений. Это теорема косинусов. Ей посвящена вторая часть моей работы.

Иррациональные уравнения и теорема косинусов.

Покажем, как можно решить некоторые иррациональные неравенства, используя всего одно геометрическое средство: теорему косинусов.

Пример5.Решите уравнение:

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Решение.

Сначала докажем, что выполняется неравенство: Решение (алгебраический способ) - student2.ru Заметим, что если Решение (алгебраический способ) - student2.ru то   Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Поэтому значение левой части неравенства в этом случае не меньше, чем 3+4=7.

Чтобы убедиться в истинности неравенства при Решение (алгебраический способ) - student2.ru , рассмотрим треугольник ACD, в котором АС=3, CD=x, a угол ACD = Решение (алгебраический способ) - student2.ru В силу теоремы косинусов имеем:

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Аналогично, если СВ=4, CD=x, а угол BCD = Решение (алгебраический способ) - student2.ru то из треугольника ВСD имеем DB = Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Так как угол АСВ – прямой, то Решение (алгебраический способ) - student2.ru Следовательно, с помощью неравенства треугольника получаем:

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Таким образом, в основу неравенства (1) положен египетский треугольник, т.е. прямоугольный треугольник со сторонами 3, 4, 5.

Равенство(1’) не может быть истинным при Решение (алгебраический способ) - student2.ru , а при x>0 значение его левой части равно Решение (алгебраический способ) - student2.ru Ясно, что Решение (алгебраический способ) - student2.ru в том, и только том случае, когда точка D лежит на отрезке АВ. Следовательно, поскольку CD – биссектриса угла С, то единственным корнем уравнения (1’) является x=CD*.

Длина биссектрисы треугольника АВС, проведенной из вершины С, может быть вычислена по формуле Симпсона:

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

И это единственный корень уравнения (1’).

Ответ. Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Заключение.

И так, в своей работе я выполнила следующее:

- на примерах рассмотрела геометрический способ решения алгебраических уравнений и систем;

- проанализировала рациональность применения этого метода на конкретных примерах;

- рассмотрела применение теоремы косинусов для решения некоторых видов иррациональных уравнений.

Я думаю, что основной трудностью при применении геометрического способа является неочевидность. Все уравнения и системы, рассмотренные мной в работе (кроме последней), имеют стандартное алгебраическое решение. Поэтому рациональность геометрического способа – вопрос спорный. Однако, при решении некоторых систем этот способ – единственно возможный, кроме того, он еще и красив!

При решении системы из примера 1 геометрический способ становится эффективным, если в условии не требуется находить решения системы, а, например, значения x + z, y(x +z) и так далее. Тогда из геометрического чертежа ответы на эти вопросы становятся очевидными.

Чем большим количеством способов мы можем решить то или иное уравнение, тем скорее мы научимся рациональности в своих рассуждениях и действиях. А для этого надо решать! Решать больше, учиться находить различные пути. Ведь жизнь предполагает многовариантность!

Литература.

1. Потоскуев Е. В. Векторы и координаты как аппарат решения геометрических задач. –М., Дрофа,2008.

2. Попов В. А. Иррациональные уравнения, неравенства и теорема косинусов. – «Математика в школе», №6- 1998, с. 52.

3. Генкин Г. З. Геометрические решения алгебраических задач. - «Математика в школе», №7- 2001, с. 61.

4. Мигина А. Решение уравнений с применением оригинальных приемов. – Газета «Математика», №37 – 2001, с. 26.

5. Кравцев С. Ю., Макаров Ю. И., Максимов М. И. и др. Методы решения задач по алгебре: от простых до самых сложных. – М.: Экзамен, 2001.

Приложение 1.

· Вектор– это отрезок, для которого указано, какой из его концов считается началом, а какой концом.

· Векторы называются коллинеарными, если они лежат, либо на одной прямой, либо на параллельных прямых.

· Векторы называются равными, если они сонаправлены и их длины равны.

· Скалярное произведение векторов:

Скалярным произведением векторов называется произведение их длин на косинус угла между ними.

Скалярное произведение векторов Решение (алгебраический способ) - student2.ru обозначается так: Решение (алгебраический способ) - student2.ru Или Решение (алгебраический способ) - student2.ru

По определению:

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

· Скалярное произведение векторов Решение (алгебраический способ) - student2.ru выражается формулой

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

· Расстояние между точками А и В.

Расстояние между точками А(х11) и В(х22) выражается формулой:

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

· Теорема косинусов:

Квадрат стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон минус удвоенное произведение этих сторон на косинус угла между ними.

· Решение (алгебраический способ) - student2.ru , так как косинус угла между векторами Решение (алгебраический способ) - student2.ru меньше или равен единице.

Приложение 2.

Пример №1.Докажите, что для всех Решение (алгебраический способ) - student2.ru выполняется неравенство:

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Решение.

Заметим, что если Решение (алгебраический способ) - student2.ru то

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Поэтому значение левой части неравенства (1) в этом случае не меньше, чем 3+4=7.

Чтобы убедиться в истинности неравенства (1) при Решение (алгебраический способ) - student2.ru , рассмотрим треугольник ACD, в котором АС=3, CD=x, a угол ACD = Решение (алгебраический способ) - student2.ru В силу теоремы косинусов имеем:

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Аналогично, если СВ=4, CD=x, а угол BCD = Решение (алгебраический способ) - student2.ru поэтому Решение (алгебраический способ) - student2.ru Следовательно, с помощью неравенства треугольника получаем:

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Ответ: в основу неравенства (1) положен египетский треугольник, т.е. прямоугольный треугольник со сторонами 3,4,5.

Другие истинные неравенства можно получить, пользуясь пифагоровыми тройками чисел, например 5,12,13 и 8,15,17,

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

пользуясь общим неравенством:

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

которое выполняется для любых Решение (алгебраический способ) - student2.ru и Решение (алгебраический способ) - student2.ru

На следующем этапе опять действует аналогия. Мы видим, что метод рассмотрения прямоугольного треугольника со сторонами 3,4,5 и прямым углом, который разбивается на два угла Решение (алгебраический способ) - student2.ru оказывается столь же эффективным, если Решение (алгебраический способ) - student2.ru для этих значений так же легко составить неравенство:

Решение (алгебраический способ) - student2.ru верное при любых Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Все рассмотренные случаи приводят к общему неравенству

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

которое справедливо для Решение (алгебраический способ) - student2.ru и Решение (алгебраический способ) - student2.ru и Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Дальнейшие вариации неравенства (2) становятся возможными, если отказаться от условия Решение (алгебраический способ) - student2.ru и принять, что в треугольнике АВС АС =1б СВ=ВА и Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Такое значение угла удобно тем, что его синус и косинус выражаются алгебраическими числами. Так, Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Тогда Решение (алгебраический способ) - student2.ru Поскольку Решение (алгебраический способ) - student2.ru применим теорему косинусов для вычисления длин сторон АВ и СВ( обозначим их через у):

Решение (алгебраический способ) - student2.ru т.е. Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Теперь теорема косинусов «работает» в треугольниках CBD и CDA. Обозначив их общую сторону через х, из треугольника CBD получаем:

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Из треугольника CDA:

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Как и в предыдущих случаях воспользуемся неравенством треугольника Решение (алгебраический способ) - student2.ru переписав его в следующем виде:

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Это неравенство справедливо для всех Решение (алгебраический способ) - student2.ru

В общем случае для всех положительных чисел х, а, в и углов α и β, таких, что α+β≥90º, выполняется:

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Анализируя путь от неравенства (1) к неравенству (3), замечаем, что до сих пор мы имели одну независимую переменную х (в связи с этим в доказательствах были использованы два угла α и β). Снятие этого ограничения открывает широкий простор для новых задач.

Пример №2.

Докажите, что для всех Решение (алгебраический способ) - student2.ru выполняется неравенство:

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Решение.

Заметим, что при любых Решение (алгебраический способ) - student2.ru выполняется равенство:

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Следовательно, значение левой части исходного неравенства

1) при Решение (алгебраический способ) - student2.ru не меньше, чем
Решение (алгебраический способ) - student2.ru

2) при Решение (алгебраический способ) - student2.ru значение левой части доказываемого неравенства не меньше, чем

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

3)при Решение (алгебраический способ) - student2.ru значение левой части оказывается не меньше , чем

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Случаи x>0, y>0 рассмотрим с помощью теоремы косинусов, применяемой а треугольнике АВС, у которого АС=3, ВС=4 и угол АСВ=90º. Тогда АВ=5. На лучах, делящих угол АСВ на три равные части, выбираем точки D1 и D2 так, чтобы CD1=x, CD2=y. По теореме косинусов из треугольников ACD1, D1CD2, D2CB имеем:

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Так как периметр ломаной линии всегда не меньше длины отрезка, соединяющего начало и конец этой ломаной, то

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Отсюда в силу трех предыдущих неравенств следует неравенство (4) при x>0 и y>0.

Итак, неравенство (4) доказано для любых действительных значений х и у.

Покажем ещё два неравенства, которые можно получить по аналогии с неравенством (4). Так,

Треугольник АВС, у которого катет АС=25, катет ВС=37, а прямой угол С разделен на три угла α=15º, β=30º, ɣ=45º, можно доказать неравенство

Решение (алгебраический способ) - student2.ru

Продемонстрируем теперь преимущества применения теоремы косинусов к некоторым иррациональным уравнениям. Рассмотрим уравнение, которое получается из приведенных ниже неравенств заменой знака «≥» на знак «=». Ясно, что это иррациональное уравнение весьма сложно решить традиционными алгебраическими средствами. Метод же, изложенный выше для доказательства неравенств, прост и нагляден. Его теоретическую часть следует только дополнить таким утверждением: если длина ломаной равна длине стягивающего ее отрезка АВ, то все вершины этой ломаной лежат на отрезке АВ, т.е. ломаная фактически вырождается в отрезок АВ.

Описанный ниже метод хорош ещё и тем, что вычисление корней уравнения, как правило, позволяет свести к стандартным геометрическим вычислениям длины биссектрисы треугольника.

Наши рекомендации