Тема «Внимание». Задача 1

Тема «Ощущение». Задача 1

Некоторые люди получают удовольствие от применения острых специй (хрена, горчицы и т.п.), которые, очевидно, воздействуют на болевые раздражители.

1. Возникает ли чувство удовольствия при нижнем абсолютном пороге чувствительности?

2. Возникает ли оно при верхнем абсолютном пороге чувствительности?

______________

Тема «Ощущение». Задача 2

Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?

а) Длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться.

б) После погружения руки в холодную воду раздражитель, нагретый до 30°С, воспринимается как теплый, хотя его температура ниже нормальной кожной температуры руки.

в) После слабого (близкого к пороговому) раздражения глаза одним цветом чувствительность глаза к другому, дополнительному, цвету оказывалась в течение долгого времени повышенной.

г) Под воздействием вкуса сахара снижается цветовая чувствительность к оранжево-красным лучам.

д) Под воздействием предшествующего раздражения глаза красным светом чувствительность зрения в темноте возрастает.

е) Под влиянием некоторых запахов (гераниола, бергамотового масла) наблюдается обострение слуховой чувствительности.

______________

Тема «Ощущение». Задача 3

Укажите, от каких условий зависит повышение чувствительности в каждом из примеров.

А. Текстильщики, специализировавшиеся на выработке черных тканей, различают до 40 оттенков черного цвета там, где глаз человека-неспециалиста различает два-три оттенка.

Б. У людей, занимающихся музыкой, наблюдается заметное повышение чувствительности к различению тона.

В. У дегустаторов вырабатывается исключительная тонкость вкусовых ощущений.

Г. Слепоглухая Ольга Скороходова по запаху узнает вошедшего в комнату человека; узнает, «читала» ли она эту газету; слушает музыку, положив руку на крышку рояля.

Д. Цирковой артист уверенно идет по высоко натянутой проволоке, выполняя разнообразные танцевальные движения.

Е. Скрипичный мастер по звуку скрипки узнает ее «паспорт»: где, когда, кем она была изготовлена.

Ж. На осязательной деятельности руки основано все обучение слепых и слепоглухих. Восприятие пальцами выпуклого шрифта служит одним из основных средств умственного и об­щего культурного развития таких людей.

______________

Тема «Ощущение». Задача 4

При поражении зрения и слуха практическое значение приобретает вибрационная чувствительность. Благодаря высокому развитию вибрационной чувствительности слепоглухонемые издалека узнают о приближении грузовика и других видов транспорта. Таким же образом посредством вибрационного чувства слепоглухонемые узнают, когда к ним в комнату кто-нибудь входит.

1. Почему у слепоглухонемых высоко развивается вибрационное чувство?

2. Какую роль в работе анализаторов оно выполняет?

Тема «Восприятие». Задача 1

Выберите номер ответа, содержащий все существенные отличительные признаки восприятия

а) Субъективное отражение внешнего мира;

б) отражение отдельных свойств, относимых к определенному предмету;

в) первоначальный источник всех знаний об окружающем мире;

г) результат совместной деятельности ряда анализаторов;

д) целостное отражение совокупности свойств, принадлежащих предметам, явлениям окружающего мира;

е) составной элемент, из которого складываются все предметы и явления окружающего мира;

ж) искаженное отражение окружающего мира;

з) отражение отдельных свойств, не относимых к какому-либо предмету;

и) отражение законов природы и общества;

к) отнесение конкретного предмета к определенной категории предметов.

______________

Тема «Восприятие». Задача 2

На уроке ботаники учитель организовал восприятие учениками нового материала следующим образом. Ученики слушали объяснение, которое сопровождалось демонстрацией рисунка стебля растения. Ученики сделали зарисовки в тетради. Когда дети увидели растение в натуре, они многого не могли узнать – не нашли разницы между верхушечными и боковыми, листовыми и цветочными почками и т.д.

У другого учителя строение почки и образование побегов изучалось иначе. Учащимся были розданы стебли различных растений. Они увидели и стебель и почку в натуре, расчленили почку, рассмотрели под чешуйкой листочки, ознакомились с их величиной, формой, окраской, запахом, практически познали разницу между верхушечными и боковыми, листовыми и цветочными почками. На примере работы садовника учащихся познакомили со значением обрезки сучьев. После этого дети рассмотрели плакаты и гербарии постадийного развития побегов) а дома должны были изготовить гербарий.

1. Проанализировать особенности организации восприятия детей в первом и во втором случае.

2. В каком случае организация восприятия оказалась неэффективной? Какие принципы организации восприятия здесь были нарушены?

______________

Тема «Внимание». Задача 1

По каким внешним признакам следует судить о невнимании ученика на уроке?

Миша К. сидит лицом к учителю. Он спокоен, его взгляд устремлен в окно, вернее, во двор. Миша ничем не нарушает дисциплину в классе, но за ходом урока не следит. Один из учеников ошибся у доски, весь класс смеется. Миша так же спокоен, так же пристально смотрит в окно. Учитель переводит свой взгляд туда же. Он видит: во дворе мальчики играют в футбол. Они го­рячо спорят, что-то доказывая одному из вратарей. Миша тоже возмущен, он порывается что-то крикнуть. Учитель задает Мише вопрос. Миша недоуменно молчит. (По Э. Ш. Натанзон, 1965.)

______________

Наши рекомендации