II. Особенности усвоения геометрического материала учащимися с ТНР
Тема: Изучение геометрии в начальных классах школы V вида
План:
1. Задачи и содержание изучения геометрического материала в начальных классах школы V вида.
2. Особенности усвоения геометрического материала учащимися с ТНР.
3. Средства, методы и приемы изучения геометрического материала.
4. Организация изучения геометрического материала.
5. Общая схема изучения геометрической фигуры.
Литература:
1. Программы специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 отделение): Математика. – М., Просвещение 1987.
2. Дмитриева Л.А. Опыт обучения математике в школе для детей с нарушениями речи // Дефектология. – 1978.№5.
3. Сухова В.Б. Обучение математике в подготовительном – 4 классах школы для глухих и слабослышащих детей: Учебное пособие для студ. высш.учеб.заведений. – М., 2002
4. Моро М.И., Пышкало А.М. Методика обучения математике в 1-3 классах. – М., 1978.
5. Эк В.В. Обучение наглядной геометрии во вспомогательной школе: - М., 1983
6. Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе. – М., 1992.
7. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной коррекционной школе VIII вида. М.: Владос, 2003.
8. Обучение в 1-4 классах вспомогательной школы: под ред. Петровой В.Г. М.: Просвещение, 1983.
I. Задачи и содержание изучения геометрического материала в начальных классах школы V вида.
Задачи:
- Образовательные: развитие представлений о геометрических фигурах, их образах, свойствах, отношениях; сформировать представления о геометрических величинах (длине отрезка, площади фигур), единицах их измерения;
- Коррекционно-воспитательные: развивать и корригировать речь, пространственные представления, логическое мышление, воображение, моторику, практическую деятельность учащихся;
- Практические: формировать навыки измерения и построения геометрических фигур с помощью измерительных и чертежных инструментов, развивать умение решать жизненно-практические задачи.
Содержание:
1. Знания:
- О геометрических фигурах (точке, прямой, отрезке, различных видах углов, круге, многоугольниках и т.п.), их элементах, свойствах, моделировании этих фигур;
- О взаимном расположении геометрических фигур на плоскости и в пространстве;
- О величинах (длина, площадь) и единицах мер (линейных, квадратных);
- Об инструментах для измерения и вычерчивания геометрических фигур (линейке, чертежном треугольнике, транспортире, рулетке, циркуле)
2. Навыки измерения, вычерчивания, моделирования фигур;
3. Умение связывать полученные знания с жизнью (на других учебных предметах, в быту и т.п.)
Геометрический материал в программе расположен концентрически: учащиеся возвращаются к уже изученной геометрической фигуре, но знания о ней расширяются углубляются, систематизируются, вырабатываются практические навыки по измерению, вычерчиванию, соответственно, повышаются требования к уровню знаний и умений, расширяется активный словарь учащихся, формируется математическая речь. Например:
Программный материал 2 класса: Треугольник: вершины, углы, стороны.
Программный материал 4 класса: Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны. Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон. Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки.
Программа предусматривает знакомство с геометрической терминологией, раскрытие содержание геометрических терминов, обогащение речи учащихся.
Учащиеся должны научиться не только распознавать и сравнивать геометрические фигуры, но и применять знания на практике, то есть распознавать геометрические фигур в окружающих предметах.
Программа также предусматривает развитие представлений о геометрических величинах и их измерении.
II. Особенности усвоения геометрического материала учащимися с ТНР.
Изучение геометрического материала представляет определенные трудности для детей с ТНР по следующим причинам:
1. Особенностей познавательной деятельности (недостаточность внимания, воображения, операций словесно-логического мышления: анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования);
2. Недоразвития речи (бедность словаря, нарушения звуко-слогового строя, аграмматизмы, недоразвитие связной речи);
3. Недоразвития сенсомоторных функций (нарушения зрительно-пространственных функций, мелкой моторики)
Вследствие этого у детей наблюдаются следующие проблемы:
1. затруднения в пространственной ориентировке (не различают понятия «слева-справа», «вверху-внизу» и т.п.)
2. слабо дифференцируют геометрические фигуры, особенно многоугольники. Меньше ошибок дети допускают при нахождении фигуры по образцу, больше – при нахождении по названию. Плохо ориентируются в видах треугольников, их названиях, видах углов.
3. подмена абстрактного образа геометрических фигур конкретным предметом (вместо прямоугольника называют окно, доску и т.п.)
4. нечеткие представления о том, что является геометрическими фигурами: к геометрическим фигурам дети относят ивеличины (площадь, объем), и единицы измерения, и инструменты (линейку и пр.)
5. фрагментарность и разрозненность геометрических представлений: запоминают лишь некоторые признаки, но не все (например, вместо полного определения квадрата (прямоугольник, у которого все стороны равны и все углы прямые) указывается только то, что у квадрата все стороны равны)
6. упрощенность, схематичность представлений, слабость воображения → не узнают фигуры, данные в необычном ракурсе
7. замена суждения наглядным действием: вместо называния фигуры рисуют ее, не могут рассказать о ее свойствах
8. плохо ориентируются в единицах измерения – смешивают длину и площадь, площадь и объем
9. неправильно называют и запоминают названия геометрических фигур (крадвáт (квадрат), трýльник, тегóльник, гóльник, трёльник, трегоýльник (треугольник), прямогóльник, прямýльник (прямоугольник) и т.п.)
10. плохо владеют измерительными и чертежными навыками (из-за несовершенства мелкой моторики, слабости мышц руки, скованности движений), не понимают смысла и назначения точных измерений, не могут на глаз сравнивать фигуры (из-за несовершенства глазомера)