Решение простых задач с недостающими данными
Пример:
а) В вазе стояли красные и желтые тюльпаны. Красных было 5. Сколько всего тюльпанов стояло в вазе?
б) На лыжах катались мальчики и 3 девочек. Сколько всего детей катались на лыжах?
После чтения таких задач учитель спрашивает, можно ли узнать, сколько всего тюльпанов стояло в вазе (сколько детей катались на лыжах), и почему нельзя (неизвестно, сколько было желтых тюльпанов, или неизвестно, сколько было мальчиков). Далее дети подбирают числа и решают задачу.
При выполнении таких упражнений, ученики убеждаются, что не всегда можно сразу ответить на вопрос задачи, так как может не хватать числовых данных, их надо получить (в данном случае подобрать числа, а при решении составных задач найти, выполнив соответствующее действие).
2)Решение задач с двумя вопросами.Пример. На первой полке было 5 книг, а на второй на 2 книги больше.
Сколько книг на второй полке? Сколько книг на двух полках вместе?
3) Решение пар простых задач, в которых число, полученное в ответ< на вопрос первой задачи, является однимиз данных во второй задаче.
Пример:
а) На первой полке было 5 книг, а на второй на 2 книги больше. Сколько книг на второй попке?
б) На первой попке было 5 книг, а на второй 7 книг. Сколько книг на двух полках вместе?
Учитель объясняет, что такие две задачи можно заменить одной: "На первой полке было 5 книг, а на второй на 2 книги больше. Сколько книг на двух полках вместе?"
4)Постановка вопроса к данному условию. Детям предлагаете условие "В вазе стояли 5 красных и 2 желтых тюльпана" и выясняете, какой вопрос можно поставить к этому условию? (Сколько всего тюльпанов в вазе? На сколько красных тюльпанов больше, чем желтых"?) Показывается, что от смены вопроса меняется решение задачи.
5)Выработка умений решать простые задачи, входящих в составную.Следует помнить, что необходимым условием для решения составной задачи является твердое умение детей решать простые задачи и умение обосновать выбор арифметического действия при решении простых задач. Следовательно, до введения составных задач определенной структуры надо сформировать у детей умение решать соответствующие простые задачи.
Все эти упражнения надо включать при работе над простыми задачами до введения составных задач.
При знакомстве с составными задачами учитель должен иметь ввиду, что первыми решаются составные задачи только в два действия. Эти дачи могут различаться:
а) количеством данных в них;
6) сочетанием действий, которыми они решаются.
Пример.
1. Миша нашел 9 грибов, а Коля на 2 гриба меньше. Сколько грибов нашли Миша и Копя вместе?
Решение:
1) 9 – 2 = 7 (гр.)
2) 9 + 7 = 16 (гр.)
(9 - 2) + 9 = 16 (гр.)
В этой задаче два числовых данных, она решается двумя разными действиями.
2. Миша нашел 9 грибов, а Коля на 2 гриба больше. Сколько грибов Миша и Копя вместе?
Решение:
1) 9 + 2 = 11 (гр.)
2) 9 + 11 = 20 (гр.)
(9 + 2) + 9 = 20 (гр.)
В этой задаче два числовых данных, она решается двумя одинаковыми действиями.
3. Оля купила 5 тетрадей в линейку и 7 тетрадей в клетку. Три из них она отдала брату. Сколько тетрадей осталось у Оли?
Решение:
1) 5 + 7 = 12 (т.)
2) 12 – 3 = 7 (т.)
(5 + 7) – 3 = 7 (т.)
В этой задаче три числовых данных, она решается двумя разными действиями.
Эти различия между составными задачами в 2 действия могут помочь увидеть детям различия между простыми и составными задачами.
Для первоначального знакомства с составными задачами рекомендуется отбирать задачи, при решении которых надо выполнить два различных арифметических действия: сложение и вычитание. При этом необходимо взять такую задачу, которая понятна детям по содержанию, и ее легко проиллюстрировать.
Можно начать с решения задач в два действия, включающих простые задачи на нахождение суммы и на нахождение остатка, например: "В одной вазе лежало 6 яблок, а во второй - 5 яблок. 4 яблока съели. Сколько яблок осталось?" Такая задача явно отличается от простой - в ее условии три числа, т. е. здесь обе простые задачи как бы лежат на поверхности. Это должно быстрее привести детей к уяснению существенного признака составной задачи - ее нельзя решить сразу, выполнив одно действие. Здесь содержание задачи помогает правильному установлению связей. В этом случае детям легче составить по задаче выражение.
Можно начать с задач в два действия, которые включают простые задачи на уменьшение числа на несколько единиц и на нахождение суммы, например: "У Оли 7 тетрадей, в у Сережи на 4 тетради меньше. Сколько тетрадей у них вместе?" В условии этой задачи два числа, что делает ее сходной с простой задачей, а поэтому учащиеся склонны решать такие задачи, выполнив одно действие. Кроме того, простая задача на уменьшение числа на несколько единиц, входящая в эту составную, труднее задачи на нахождение остатка, которая входит в первую составную задачу. Решение этих задач на первых порах сопряжено у детей с целым рядом трудностей. Поэтому лучше начинать с решения составных задач, включающих три числовых данных, а затем включать задачи другой математической структуры. Покажем, как это можно сделать.
Учитель читает задачу: "Витя нашел сначала 4 гриба, а потом еще 5 грибов. 6 грибов он отдал Саше. Сколько грибов осталось у Вити?"
О чем задача? (О грибах)
Что известно о грибах? (Витя нашел сначала 4 гриба, а потом еще 5 грибов.)
Запишем это кратко, выделяя главные слова.
Еще что известно? (6 грибов он отдал Саше.) Запишем.
Что надо узнать? (Сколько грибов осталось у Вити.)
Запишем.
Получается запись:
Нашел - 4 гр. и 5 гр.
Отдал - 6 гр.
Осталось - ?
Объясните, что показывает каждое число в этой записи. (Объясняют.)
Назовите вопрос задачи. (Сколько грибов осталось у Вити?)
У доски выполняется иллюстрация: в корзинку кладут сначала 4 гриба, затем 5 грибов, затем вынимают 6 грибов. Оставшиеся грибы скрыты, их нельзя сосчитать.
Можно ли сразу узнать, сколько грибов осталось у Вити? (Нет.)
Почему? (Не знаем, сколько всего грибов нашел Витя.).
Можно ли сразу узнать, сколько всего грибов нашел Витя? (Можно.)
Как? (К 4 прибавим 5.)
Запишем сумму, но вычислять не будем. (Запись: 4+5.)
Что обозначает эта сумма?
Что узнаем, когда вычислим? (Сколько всего грибов нашел Витя.)
Сколько грибов он отдала Саше? (6.)
Можно ли узнать, сколько грибов осталось у Вити? (Можно.)
Как? (Из суммы вычесть 6.)
На доске и в тетрадях записывается выражение: (4 + 5) - 6.
Далее на этом и на следующих уроках решаются аналогичные задачи, но с большей долей самостоятельного участия детей.
Позже вводятся составные задачи, в условии которых даны два числа, включающие такие простые: одну на уменьшение числа на несколько единиц, а другую на нахождение суммы, например: "У Тани было 10 карандашей, а у Светы на 2 карандаша меньше. Сколько карандашей было у Тани и Светы вместе?"
Работа над задачами этого вида ведется примерно в том же плане, как и над рассмотренными ранее задачами. Однако перед их введением следует уделить внимание решению задач с двумя вопросами.
В период ознакомлением с составными задачами очень важно добиться различения детьми простых и составных задач. С этой целью надо чаще включать составные задачи в противопоставлении с простыми, выясняя каждый раз, почему одна из них решается одним действием, а другая - двумя. Целесообразно также предлагать детям упражнения по преобразованию простых задач в составные и обратно.
Пример. Учащиеся решают задачу: "На лыжах катались 7 мальчиков, а девочек на 2 меньше. Сколько девочек каталось на лыжах?"
После решения учитель предлагает изменить вопрос задачи так, чтобы задача решалась двумя действиями. (Сколько всего детей каталось на лыжах?).
Полезно включать также упражнения на составление задач:
- аналогичных решенной;
- по данному ее решению;
- по краткой записи и др.