Примеры выполнения задания.

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Филиал «СЕВМАШВТУЗ» государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования «Санкт-

Петербургский государственный морской технический

Университет» в г. Северодвинске

Курзанова Е.В.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА

Методические указания к выполнению расчетно-графической работы по динамике материальной точки

Северодвинск

УДК 531

Теоретическая механика. Методические указания к выполнению расчетно-графической работы по динамике «Интегрирование дифференциальных уравнений движения материальной точки, находящейся под действием постоянных сил»/Сост. Е.В.Курзанова

Северодвинск: РИО Севмашвтуза, 2008 - с.

Методические указания предназначены для студентов всех специальностей, изучающих курс «Теоретическая механика».

Методические указания по теоретической механике, раздел «Динамика», разработаны для выполнения расчетно-графической работы по теме: «Интегрирование дифференциальных уравнений движения материальной точки, находящейся под действием постоянных сил». Указания содержат план решения расчетно-графической работы, расчетные схемы, варианты заданий, пример решения.

Рецензенты:

доцент кафедры № 3, к.т.н. Д.В.Кузьмин,

ст. преподаватель кафедры № 3 Л.А.Ковалев.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Севмашвтуза.

© Севмашвтуз, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие…………………………………………………………………….4

1. Задание……………………..………………………………………………….5

2. План выполнения работы……………………………………………….…5

3. Расчетные схемы и варианты задания…………………………..……….7

4. Примеры выполнения работы……………………………………………..11

5. Вопросы для защиты расчетно-графической работы…….…………….22

6. Список литературы……………………………………………………….…23

ПРЕДИСЛОВИЕ

Методические указания к выполнению расчетно-графической работы по динамике материальной точки содержат план выполнения работы, расчетные схемы и варианты заданий, примеры решения, вопросы для защиты.

Целью методических указаний является оказание помощи студентам при решении работы и проверка качества знаний при защите работы.

Задание.

Необходимо найти неизвестные с помощью интегрирования дифференциальных уравнений движения материальной точки, находящейся под действием постоянных сил.

План выполнения работы.

2.1. Записать исходные данные (выбрать согласно порядковому номеру в журнале).

2.2. Вычертить расчетную схему. Формой и размерами движущегося тела можно пренебречь, приняв его за материальную точку.

2.3. Изобразить действующие на материальную точку активные силы – силу тяжести Примеры выполнения задания. - student2.ru ; силу Примеры выполнения задания. - student2.ru , если она дана; силы реакции связей (сила Примеры выполнения задания. - student2.ru - нормальная реакция опорной поверхности, сила трения Примеры выполнения задания. - student2.ru , направленная в сторону, противоположную движению).

2.4. Разделить задачу на две части:

· движение точки в системе координат Примеры выполнения задания. - student2.ru , время движения по участку Примеры выполнения задания. - student2.ru обозначается Примеры выполнения задания. - student2.ru ;

· движение точки в системе координат Примеры выполнения задания. - student2.ru , время движения в данной системе обозначается Т (движение из точки В в точку С).

2.5. Записать второй основной закон Ньютона в векторной форме: Примеры выполнения задания. - student2.ru или Примеры выполнения задания. - student2.ru

Затем спроецировать на координатные оси.

В осях y1Ax1 уравнений будет два

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Произведение массы на вторую производную от расстояния по времени (ускорение) равно сумме проекций всех действующих сил на соответствующую координатную ось.

Из уравнения (2) следует найти N – нормальную реакцию опорной поверхности. Так как Примеры выполнения задания. - student2.ru , это значит, что сумма проекций всех действующих сил на ось Ay1 равна 0 (условие равновесия).

В случае движения по горизонтальной поверхности получится Примеры выполнения задания. - student2.ru .

В случае движения по наклонной поверхности получится Примеры выполнения задания. - student2.ru , где Примеры выполнения задания. - student2.ru - угол наклона поверхности.

Исходных уравнений будет четыре:

Примеры выполнения задания. - student2.ru (1)

Примеры выполнения задания. - student2.ru (2)

Примеры выполнения задания. - student2.ru (3) на ось Вх

Примеры выполнения задания. - student2.ru (4) на ось Ву

2.6. Каждое из исходных уравнений необходимо разделить на массу (левую и правую часть). Дифференциальные уравнения необходимо дополнить начальными условиями и свести задачу динамики к решению математической задачи (к задаче Коши).

2.7. а) Рассмотрим движение точки на участке АВ. Записываем дифференциальные уравнения (1) и (2) и начальные условия. Получаем математическую задачу. Интегрируем дифференциальные уравнения и определяем константы интегрирования. Получаем выражение для скорости Примеры выполнения задания. - student2.ru и расстояние Примеры выполнения задания. - student2.ru

б) Подставляем Примеры выполнения задания. - student2.ru и получаем 2 алгебраических уравнения. Эти уравнения позволяют найти две неизвестные.

в) Рассматриваем движение на участке ВС. Записываем дифференциальные уравнения (3) и (4) и начальные условия, интегрируем и получаем выражения для скорости Примеры выполнения задания. - student2.ru и Примеры выполнения задания. - student2.ru ; и расстояния Примеры выполнения задания. - student2.ru и Примеры выполнения задания. - student2.ru .

г) Подставляем Примеры выполнения задания. - student2.ru и получаем четыре алгебраических уравнения для нахождения четырех неизвестных.

д) Постоянные интегрирования находим с помощью начальных условий. Все нечетные постоянные интегрирования будут равны проекциям начальных скоростей на соответствующие координатные оси:

Примеры выполнения задания. - student2.ru - проекция скорости на ось Ах1

Примеры выполнения задания. - student2.ru - проекция скорости на ось Вх

Примеры выполнения задания. - student2.ru - проекция скорости на ось Ву

В случае совпадения оси Ах1 с осью Вх

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Все четные постоянные интегрирования будут соответствовать началу координат Примеры выполнения задания. - student2.ru и Примеры выполнения задания. - student2.ru и будут равны 0

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Примеры выполнения задания. - student2.ru

2.8. После определения постоянных интегрирования и получения:

· уравнения, связывающего скорость в Примеры выполнения задания. - student2.ru со скоростью в Примеры выполнения задания. - student2.ru ,

· уравнения для определения длины участка Примеры выполнения задания. - student2.ru ,

· уравнения для определения ширины участка Примеры выполнения задания. - student2.ru ,

· уравнения для определения высоты участка Примеры выполнения задания. - student2.ru

можно приступить к вычислению своего варианта задания и к нахождению неизвестных.

Расчетные схемы и варианты задания.

Варианты 1-5 (Рис. 1, схема 1).

Тело движется из точки А по участку АВ (длиной l) наклонной плоскости, составляющей угол Примеры выполнения задания. - student2.ru с горизонтом, в течение, в течение Примеры выполнения задания. - student2.ru сек. Его начальная скорость Примеры выполнения задания. - student2.ru . Коэффициент трения скольжения тела по плоскости равен f.

В точке В тело покидает плоскость со скоростью Примеры выполнения задания. - student2.ru и попадает со скоростью Примеры выполнения задания. - student2.ru в точки С плоскости BD, наклонённой под углом Примеры выполнения задания. - student2.ru к горизонту, находясь в воздухе T сек.

При решении задачи тело принять за материальную точку; сопротивлением воздуха не учитывать.

Вариант 1. Дано: Примеры выполнения задания. - student2.ru ; Примеры выполнения задания. - student2.ru ; f=0,2; l=10 м; Примеры выполнения задания. - student2.ru .

Определить Примеры выполнения задания. - student2.ru и h.

Вариант 2. Дано: Примеры выполнения задания. - student2.ru ; Примеры выполнения задания. - student2.ru м/сек; f=0,2; h=4 м; Примеры выполнения задания. - student2.ru .

Определить l и уравнение траектории точки на участке ВС.

Вариант 3. Дано: Примеры выполнения задания. - student2.ru ; Примеры выполнения задания. - student2.ru ,5 м/сек; f¹0; l=8 м; d=10 м; Примеры выполнения задания. - student2.ru .

Определить Примеры выполнения задания. - student2.ru и Примеры выполнения задания. - student2.ru .

Вариант 4. Дано: Примеры выполнения задания. - student2.ru ; Примеры выполнения задания. - student2.ru с; f=0; l=9.8 м; Примеры выполнения задания. - student2.ru .

Определить Примеры выполнения задания. - student2.ru и Т.

Вариант 5. Дано: Примеры выполнения задания. - student2.ru ; Примеры выполнения задания. - student2.ru ; Примеры выполнения задания. - student2.ru cек; l=9.8 м; Примеры выполнения задания. - student2.ru .

Определить f и Примеры выполнения задания. - student2.ru .

Варианты 6-10 (Рис.1, схема 2).

Лыжник подходит к точке А участка трамплина АВ, наклонённого под углом Примеры выполнения задания. - student2.ru к горизонту и имеющего длину l, со скоростью Примеры выполнения задания. - student2.ru . Коэффициент трения скольжения лыж на участке АВ равен f. Лыжник от А до В движется Примеры выполнения задания. - student2.ru сек; в точке В со скоростью Примеры выполнения задания. - student2.ru он покидает трамплин. Через Т сек лыжник приземляется со скоростью Примеры выполнения задания. - student2.ru в точке С горы, составляющей угол Примеры выполнения задания. - student2.ru с горизонтом.

При решении задачи принять лыжника за материальную точку и не учитывать сопротивление воздуха.

Вариант 6. Дано Примеры выполнения задания. - student2.ru ; Примеры выполнения задания. - student2.ru сек; f=0,1; h=40 м; Примеры выполнения задания. - student2.ru .

Определить l и Примеры выполнения задания. - student2.ru .

Вариант 7. Дано: Примеры выполнения задания. - student2.ru ; Примеры выполнения задания. - student2.ru м/сек; f=0,1; l=5 м; Примеры выполнения задания. - student2.ru .

Определить Примеры выполнения задания. - student2.ru и Т.

Вариант 8. Дано: Примеры выполнения задания. - student2.ru м/сек; f=0; Примеры выполнения задания. - student2.ru сек; Примеры выполнения задания. - student2.ru м/сек; Примеры выполнения задания. - student2.ru .

Определить Примеры выполнения задания. - student2.ru и d.

Вариант 9. Дано: Примеры выполнения задания. - student2.ru ; Примеры выполнения задания. - student2.ru сек; f=0,1; h=30 Примеры выполнения задания. - student2.ru м; Примеры выполнения задания. - student2.ru .

Определить Примеры выполнения задания. - student2.ru и Примеры выполнения задания. - student2.ru .

Вариант 10. Дано: Примеры выполнения задания. - student2.ru ; Примеры выполнения задания. - student2.ru м/сек; d=50 м; f=0; Примеры выполнения задания. - student2.ru .

Определить Примеры выполнения задания. - student2.ru и уравнение траектории лыжника на участке ВС.

Варианты 11-15 (Рис. 1, схема 3).

Имея в точке А скорость Примеры выполнения задания. - student2.ru , мотоцикл поднимается Примеры выполнения задания. - student2.ru сек по участку АВ длиной l, составляющему с горизонтом угол Примеры выполнения задания. - student2.ru . При постоянной на всём участке АВ движущей силе Р мотоцикл в точке В приобретаем скорость Примеры выполнения задания. - student2.ru и перелетает через ров шириной d, находясь в воздухе Т сек и приземляясь в точке С со скоростью Примеры выполнения задания. - student2.ru . Масса мотоцикла с мотоциклистом равна m.

При решении задачи считать мотоцикл с мотоциклистом материальной точкой и не учитывать сил сопротивления движения.

Вариант 11. Дано: Примеры выполнения задания. - student2.ru ; Р¹0; l=40 м; Примеры выполнения задания. - student2.ru ; Примеры выполнения задания. - student2.ru м/сек; d=3 м.

Определить Примеры выполнения задания. - student2.ru и h.

Вариант 12. Дано: Примеры выполнения задания. - student2.ru ; Р=0; Примеры выполнения задания. - student2.ru м/сек; h=1.5 м; l=40 м.

Определить Примеры выполнения задания. - student2.ru и d.

Вариант 13. Дано: Примеры выполнения задания. - student2.ru ; m=400 кг; Примеры выполнения задания. - student2.ru ; Примеры выполнения задания. - student2.ru сек; d=3 м; h=1,5 м.

Определить Р и l.

Вариант 14. Дано: Примеры выполнения задания. - student2.ru ; m=400 кг; Р=2,2 кН; Примеры выполнения задания. - student2.ru ; d=5; l=40 м.

Определить Примеры выполнения задания. - student2.ru и Примеры выполнения задания. - student2.ru .

Вариант 15. Дано: Примеры выполнения задания. - student2.ru ; Примеры выполнения задания. - student2.ru ; Р=2 кН; h=2 м; l=50 м; d=4 м.

Определить Т и m.

Варианты 16-20 (Рис. 1, схема 4).

Камень скользит в течение Примеры выполнения задания. - student2.ru сек по участку АВ откоса, составляющего угол Примеры выполнения задания. - student2.ru с горизонтом и имеющему длину l. Его начальная скорость Примеры выполнения задания. - student2.ru . Коэффициент трения скольжения камня по откосу равен f. Имея в точке В скорость Примеры выполнения задания. - student2.ru , камень через Т сек ударяется в точке С о вертикальную защитную стену. При решении задачи принять камень за материальную точку; сопротивление воздуха не учитывать.

Вариант 16. Дано: Примеры выполнения задания. - student2.ru ; Примеры выполнения задания. - student2.ru м/сек; f=0,2; l=3 м; d=2,5 м.

Определить h и Т.

Вариант 17. Дано: Примеры выполнения задания. - student2.ru ; Примеры выполнения задания. - student2.ru ; h=6 м; Примеры выполнения задания. - student2.ru сек; l=6 м.

Определить d и f.

Вариант 18. Дано: Примеры выполнения задания. - student2.ru ; Примеры выполнения задания. - student2.ru ; f=0,1; l=2 м; d=3 м.

Определить h и Примеры выполнения задания. - student2.ru .

Вариант 19. Дано: Примеры выполнения задания. - student2.ru ; Примеры выполнения задания. - student2.ru м/сек; f≠0; l=3 м; d=2м; Примеры выполнения задания. - student2.ru сек.

Определить Примеры выполнения задания. - student2.ru и h.

Вариант 20. Дано: Примеры выполнения задания. - student2.ru ; Примеры выполнения задания. - student2.ru ; f=0,3; h=4 м; d=2 м.

Определить l и Примеры выполнения задания. - student2.ru .

Варианты 21-25 (Рис. 1, схема 5).

Тело движется из точки А по участку АВ (длиной l) наклонной плоскости, составляющей угол Примеры выполнения задания. - student2.ru с горизонтом. Его начальная скорость Примеры выполнения задания. - student2.ru .Коэффициент трения скольжения равен f. Через Примеры выполнения задания. - student2.ru сек тело в точке В со скоростью Примеры выполнения задания. - student2.ru покидает наклонную плоскость и падает на горизонтальную плоскость в точку С со скоростью Примеры выполнения задания. - student2.ru ; при \том оно находиться в воздухе Т сек. При решении задачи принять тело за материальную точку и не учитывать сопротивление воздуха.

Вариант 21. Дано: Примеры выполнения задания. - student2.ru ; Примеры выполнения задания. - student2.ru м/сек; f=0,1; h=10 м; Примеры выполнения задания. - student2.ru сек.

Определить Примеры выполнения задания. - student2.ru и d.

Вариант 22. Дано: Примеры выполнения задания. - student2.ru ; Примеры выполнения задания. - student2.ru ; l=10 м; Примеры выполнения задания. - student2.ru сек.

Определить f и уравнение траектории на участке ВС.

Вариант 23. Дано: Примеры выполнения задания. - student2.ru ; f=0; l=9,81 м; h=20 м; Примеры выполнения задания. - student2.ru сек.

Определить Примеры выполнения задания. - student2.ru и Т.

Вариант 24. Дано: Примеры выполнения задания. - student2.ru ; Примеры выполнения задания. - student2.ru ; f=0,2; l=10 м; d=12 м.

Определить Примеры выполнения задания. - student2.ru и h.

Вариант 25. Дано: Примеры выполнения задания. - student2.ru ; Примеры выполнения задания. - student2.ru ; f=0,2; l=6 м; h=4,5 м.

Определить Примеры выполнения задания. - student2.ru и Примеры выполнения задания. - student2.ru .

Варианты 26-30 (Рис. 1, схема 6).

Имея в точке А скорость Примеры выполнения задания. - student2.ru , тело движется по горизонтальному участку АВ длинной l в течение Примеры выполнения задания. - student2.ru сек. Коэффициент трения скольжения тела по плоскости равен f. Со скоростью Примеры выполнения задания. - student2.ru тело в точке В покидает плоскость и попадает в точку С со скоростью Примеры выполнения задания. - student2.ru , находясь в воздухе Т сек. При решении задачи принять тело за материальную точку; сопротивление воздуха не учитывать.

Вариант 26. Дано: Примеры выполнения задания. - student2.ru м/сек; f=0,2; l=8 м; h=20 м.

Определить d и Примеры выполнения задания. - student2.ru .

Вариант 27. Дано: Примеры выполнения задания. - student2.ru м/сек; f=0,1; Примеры выполнения задания. - student2.ru сек; d=2 м.

Определить Примеры выполнения задания. - student2.ru и h.

Вариант 28. Дано: Примеры выполнения задания. - student2.ru м/сек; f=0,3; l=3 м; h=5 м.

Определить Примеры выполнения задания. - student2.ru и Т.

Вариант 29. Дано: Примеры выполнения задания. - student2.ru м/сек; Примеры выполнения задания. - student2.ru м/сек; l=2,5 м; h=20 м.

Определить f и d.

Вариант 30. Дано: f=0,25; l=4 м; h=5 м d=3 м.

Определить Примеры выполнения задания. - student2.ru и Примеры выполнения задания. - student2.ru .

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Рис. 1

Примеры выполнения задания.

4.1. Пример 1.

Имея в точке А скорость vA мотоцикл поднимается τ секунд по участку АВ длиной l, составляющему с горизонтом угол α. При постоянной на всем участке АВ движущей силе Р мотоцикл в точке В приобретает скорость vВ и перелетает через ров шириной d, находясь в воздухе Т сек и приземляясь в точке С со скоростью vС. Масса мотоцикла с мотоциклистом равна m. При решении задачи считать мотоцикл с мотоциклистом материальной точкой и не учитывать сил сопротивления движению.

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Рис. 2

Дано: α=30°; vA=0; Р=2 кН; d=4 м; h=1,5 м; l=40 м

Определить: Т и m .

Решение.

Изображаем действующие на материальную точку активные силы – силу тяжести Примеры выполнения задания. - student2.ru , силу Примеры выполнения задания. - student2.ru ; силы реакции связей – сила Примеры выполнения задания. - student2.ru - нормальная реакция опорной поверхности. Примеры выполнения задания. - student2.ru , т.к. задано в условии не учитывать сил сопротивления движению.

Рассмотрим движение на участке АВ. Система координат y1Аx1, время движения в данной системе – τ (с).

Записываем второй закон Ньютона в векторной форме: Примеры выполнения задания. - student2.ru .

Проецируем на координатную ось Ах1

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Разделим левую и правую часть на массу, получим дифференциальное уравнение второго порядка и начальные условия

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Начальные условия: Примеры выполнения задания. - student2.ru и Примеры выполнения задания. - student2.ru

При t=τ Примеры выполнения задания. - student2.ru ; Примеры выполнения задания. - student2.ru

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Примеры выполнения задания. - student2.ru по условию задачи

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Примеры выполнения задания. - student2.ru или Примеры выполнения задания. - student2.ru

Рассмотрим движение на участке ВС. Система координат yBx; время движения Т.

Записываем второй закон Ньютона в векторной форме: Примеры выполнения задания. - student2.ru

Проецируем на координатную ось Вх

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Начальные условия Примеры выполнения задания. - student2.ru

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Начальные условия Примеры выполнения задания. - student2.ru

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Проецируем на координатную ось Ву

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Начальные условия Примеры выполнения задания. - student2.ru

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Начальные условия Примеры выполнения задания. - student2.ru

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Примеры выполнения задания. - student2.ru

4.2. Пример 2.

Дано: f=0,25; l=4м; d=3м; h=5м

Определить: Примеры выполнения задания. - student2.ru и Примеры выполнения задания. - student2.ru

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Рис. 3

Указываем действующие силы:

на участке АВ на материальную точку действуют:

- активная сила Примеры выполнения задания. - student2.ru ,

- реакции связей: Примеры выполнения задания. - student2.ru - нормальная реакция опорной поверхности,

Примеры выполнения задания. - student2.ru - сила трения, направленная в сторону,

противоположную движению.

Записываем второй закон Ньютона в дифференциальной форме для оси Ах1:

Примеры выполнения задания. - student2.ru (1)

Примеры выполнения задания. - student2.ru

где f – коэффициент трения скольжения,

N – нормальная реакция опорной поверхности определяется из условия равновесия (движения вдоль оси Ау1 нет).

Значит сумма проекций всех действующих сил на ось Ау1 равна 0.

Ау1: Примеры выполнения задания. - student2.ru

Примеры выполнения задания. - student2.ru подставим в уравнение (1)

Примеры выполнения задания. - student2.ru

После сокращения на массу m получим исходное уравнение для интегрирования:

Примеры выполнения задания. - student2.ru

После интегрирования получим:

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Определим С1 исходя из начальных условий:

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Таким образом Примеры выполнения задания. - student2.ru

Для определения значения скорости vB подставляем время Примеры выполнения задания. - student2.ru - время движения по участку АВ из Примеры выполнения задания. - student2.ru в Примеры выполнения задания. - student2.ru :

Примеры выполнения задания. - student2.ru (1а)

Интегрируя второй раз, получим:

Примеры выполнения задания. - student2.ru

С2 определяем исходя из начальных условий: расстояние х1 для момента времени t=0 будет равно 0

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Для определения длины участка АВ-l подставим значение Примеры выполнения задания. - student2.ru

Примеры выполнения задания. - student2.ru (1б)

В уравнениях (1а) и (1б) неизвестных три: Примеры выполнения задания. - student2.ru и Примеры выполнения задания. - student2.ru .

Количество неизвестных превышает количество уравнений. Продолжаем решение для нахождения Примеры выполнения задания. - student2.ru из второй части задачи.

Во второй части задачи движение происходит вдоль осей Вх и Ву.

Записываем второй закон Ньютона в дифференциальной форме для оси Вх:

Примеры выполнения задания. - student2.ru - не действуют никакие силы

Примеры выполнения задания. - student2.ru

интегрируем первый раз

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Примеры выполнения задания. - student2.ru (2а)

интегрируем второй раз

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Примеры выполнения задания. - student2.ru

При значении t=T – время движения по участку ВС Примеры выполнения задания. - student2.ru

Примеры выполнения задания. - student2.ru (2б)

Записываем второй закон Ньютона в дифференциальной форме для оси Ву:

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Интегрируем первый раз, получим

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Определим С5 :

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Интегрируя второй раз, получим

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Определим С6 :

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Примеры выполнения задания. - student2.ru

При значении Примеры выполнения задания. - student2.ru Примеры выполнения задания. - student2.ru

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Вычислим значение Примеры выполнения задания. - student2.ru

Принимаем Примеры выполнения задания. - student2.ru

Из уравнения (2б) находим

Примеры выполнения задания. - student2.ru

При найденном значении Примеры выполнения задания. - student2.ru решаем уравнения (1а) и (1б)

Примеры выполнения задания. - student2.ru (1а)

Примеры выполнения задания. - student2.ru (1б)

Примеры выполнения задания. - student2.ru подставим в (1б)

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Определяем значение времени движения Примеры выполнения задания. - student2.ru по участку АВ, решая квадратное уравнение относительно Примеры выполнения задания. - student2.ru через дискриминант. Учитываем только положительное значение Примеры выполнения задания. - student2.ru .

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Определяем Примеры выполнения задания. - student2.ru

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Ответ: Примеры выполнения задания. - student2.ru ; Примеры выполнения задания. - student2.ru

4.2. Пример 2.

В железнодорожных скальных выемках для защиты кюветов от попадания в них с откосов каменных осыпей устраивается «полка» DC. Учитывая возможность движения камня из наивысшей точки А откоса и полагая при этом его начальную скорость Примеры выполнения задания. - student2.ru равной нулю, определить минимальную ширину полки b и скорость Примеры выполнения задания. - student2.ru , с которой камень падает на неё. По участку АВ откоса, составляющему угол Примеры выполнения задания. - student2.ru с горизонтом и имеющему длину l, камень движется Примеры выполнения задания. - student2.ru сек.

При решении задачи считать трения скольжения f камня на участке АВ постоянным, а сопротивлением воздуха пренебречь.

Дано: Примеры выполнения задания. - student2.ru =0; Примеры выполнения задания. - student2.ru ; l=4 м; Примеры выполнения задания. - student2.ru сек; f≠0; h=5 м; Примеры выполнения задания. - student2.ru .

Определить b и Примеры выполнения задания. - student2.ru .

Примеры выполнения задания. - student2.ru

Решение.

Рассмотрим движение камня на участке АВ. Принимая камень за материальную точку, покажем (см. Рис. 4) действующие на него силы: вес Примеры выполнения задания. - student2.ru , нормальную реакцию Примеры выполнения задания. - student2.ru и силу трения скольжения Примеры выполнения задания. - student2.ru . Составим дифференциальное уравнение движения камня на участке АВ:

Примеры выполнения задания. - student2.ru ;

Примеры выполнения задания. - student2.ru .

Сила трения

Примеры выполнения задания. - student2.ru ,

где

Примеры выполнения задания. - student2.ru .

Таким образом,

Примеры выполнения задания. - student2.ru

или

Примеры выполнения задания. - student2.ru .

Интегрируя дифференциальное уравнения дважды, получаем:

Примеры выполнения задания. - student2.ru ,

Примеры выполнения задания. - student2.ru .

Для определения постоянных интегрирования воспользуемся начальными условиями задачи: при t=0 x10=0 и Примеры выполнения задания. - student2.ru . Составив уравнение, полученное при интегрировании, для t=0

Примеры выполнения задания. - student2.ru ,

Примеры выполнения задания. - student2.ru ,

Найдём постоянные:

Примеры выполнения задания. - student2.ru , Примеры выполнения задания. - student2.ru .

Тогда

Примеры выполнения задания. - student2.ru ;

Примеры выполнения задания. - student2.ru .

Для момента Примеры выполнения задания. - student2.ru , когда камень покидает участок,

Примеры выполнения задания. - student2.ru ; Примеры выполнения задания. - student2.ru ,

т.е.

Примеры выполнения задания. - student2.ru ,

Примеры выполнения задания. - student2.ru ,

откуда

Примеры выполнения задания. - student2.ru ,

т.е.

Примеры выполнения задания. - student2.ru м/сек.

Рассмотрим движение камня от точки В до точки С.

Показав силу тяжести Примеры выполнения задания. - student2.ru , действующую на камень, составим дифференциальные уравнения его движения:

Примеры выполнения задания. - student2.ru ,

Примеры выполнения задания. - student2.ru .

Интегрируем первое из этих уравнений:

Примеры выполнения задания. - student2.ru ,

Примеры выполнения задания. - student2.ru .

Постоянные интегрирования С3 и С4 определим, используя начальные условия задачи: при t=0 x0=0, Примеры выполнения задания. - student2.ru .

С помощью уравнений, полученных при интегрировании и составленных для t=0,

Примеры выполнения задания. - student2.ru ,

Примеры выполнения задания. - student2.ru ,

найдём, что

Примеры выполнения задания. - student2.ru ; Примеры выполнения задания. - student2.ru .

Тогда

Примеры выполнения задания. - student2.ru ,

Примеры выполнения задания. - student2.ru .

Интегрируя уравнение Примеры выполнения задания. - student2.ru , имеем:

Примеры выполнения задания. - student2.ru ,

Примеры выполнения задания. - student2.ru .

Начальные условия: при t=0 y0=0, Примеры выполнения задания. - student2.ru . Из уравнений, полученных интегрированием и составленных для t=0,

Примеры выполнения задания. - student2.ru ,

Примеры выполнения задания. - student2.ru ,

найдём, что

Примеры выполнения задания. - student2.ru и Примеры выполнения задания. - student2.ru .

Окончательно

Примеры выполнения задания. - student2.ru ,

Примеры выполнения задания. - student2.ru .

Таким образом, уравнения движения камня имеют вид

Примеры выполнения задания. - student2.ru ;

Примеры выполнения задания. - student2.ru .

Уравнение траектории камня найдем, исключив параметр t из уравнений движения. Определив t из первого уравнения и подставив его значение во второе, получаем уравнение параболы:

Примеры выполнения задания. - student2.ru .

В момент падения

Примеры выполнения задания. - student2.ru м, а Примеры выполнения задания. - student2.ru ,

т.е.

Примеры выполнения задания. - student2.ru ,

откуда

Примеры выполнения задания. - student2.ru ,

так что

Примеры выполнения задания. - student2.ru м, Примеры выполнения задания. - student2.ru м.

Поскольку траекторией движения камня является вервь параболы с положительными абсциссами её точек, то d=2,11 м.

Минимальная ширина полки

Примеры выполнения задания. - student2.ru м.

Используя уравнение движения камня Примеры выполнения задания. - student2.ru , найдём время Т движения камня от точки В до точки С:

Примеры выполнения задания. - student2.ru ,

откуда

Примеры выполнения задания. - student2.ru сек.

Скорость камня при падении найдём через проекции скорости на оси координат:

Примеры выполнения задания. - student2.ru ,

Примеры выполнения задания. - student2.ru

по формуле

Примеры выполнения задания. - student2.ru .

Для момента падения (t=Т=0,53 сек)

Примеры выполнения задания. - student2.ru м/сек.

Вопросы для защиты расчетно-графической работы.

Для проверки качества знаний предлагаются два варианта программированного опроса по теме: «Основные теоремы динамики для поступательного движения». На один вопрос может быть несколько вариантов ответа.

Вариант 1

Тема: Основные теоремы динамики для поступательного движения

Вопрос Ответ
1. Потенциальная энергия это… 1. энергия движения
2. Потенциальная энергия рассчитывается по формуле… 2. когда работу совершают силы трения
3. Кинетическая энергия это… 3. энергия взаимного расположения
4. Единица измерения энергии… 4. Примеры выполнения задания. - student2.ru
5. Кинетическая энергия зависит от 5. когда начальная скорость точки равна 0
6. Кинетическая энергия рассчитывается по формуле… 6. когда вектор силы и перемещения совпадают по направлению
7. Единица измерения работы… 7. Дж
8. Формулировка закона об изменении импульса точки 8. количество движения
9. Формулировка закона об изменении кинетической энергии точки 9. когда тело останавливается
10. Импульс точки это… 10. от массы точки и квадрата ее скорости
11. Единица измерения импульса точки 11. Вт
12. Импульс силы это… 12. Примеры выполнения задания. - student2.ru
13. Единица измерения импульса силы 13. когда конечная скорость точки равна 0
14. Работа отрицательна, если… 14. Примеры выполнения задания. - student2.ru
15. Когда применяется формула Примеры выполнения задания. - student2.ru 15. когда тело движется из состояния покоя
16. Когда применяется формула Примеры выполнения задания. - student2.ru 16. Примеры выполнения задания. - student2.ru
17. Когда применяется формула Примеры выполнения задания. - student2.ru 17. Изменение кинетической энергии точки на некотором участке пути равно работе равнодействующей силы на этом же участке пути
18. Когда применяется формула Примеры выполнения задания. - student2.ru 18. Изменение количества движения за некоторый промежуток времени равно импульсу силы, действующей это же время
  19. Примеры выполнения задания. - student2.ru
  20. Примеры выполнения задания. - student2.ru

Вариант 2

Тема: Основные теоремы динамики для поступательного движения

Вопрос Ответ
1. Кинетическая энергия это… 1. Работу совершают силы трения
2. Единица измерения энергии… 2. энергия взаимного расположения
3. Кинетическая энергия зависит от… 3. Примеры выполнения задания. - student2.ru
4. Потенциальная энергия это… 4. энергия движения
5. Кинетическую энергию рассчитывают по формуле… 5. когда начальная скорость точки равна 0
6. Потенциальную энергию рассчитывают по формуле… 6. когда вектор силы и перемещения совпадают по направлению
7. Единица измерения работы… 7. Дж
8. Формулировка закона об изменении кинетической энергии 8. количество движения
9. Импульс точки это… 9. когда конечная скорость точки равна 0
10. Единица измерения импульса точки 10. массы точки и квадрата ее скорости
11. Импульс силы это… 11. Вт
12. Единица измерения импульса силы 12. Примеры выполнения задания. - student2.ru
13. Формулировка закона об изменении импульса точки 13. когда тело останавливается
14. Когда применяется формула Примеры выполнения задания. - student2.ru 14. Примеры выполнения задания. - student2.ru
15. Когда применяется формула Примеры выполнения задания. - student2.ru 15. Примеры выполнения задания. - student2.ru
16. Когда применяется формула Примеры выполнения задания. - student2.ru 16. когда тело движется из состояния покоя
17. Когда применяется формула Примеры выполнения задания. - student2.ru 17. Примеры выполнения задания. - student2.ru
18. Работа отрицательна, если… 18. Изменение количества движения за некоторый промежуток времени равно импульсу силы, действующей это же время
  19. Изменение кинетической энергии точки на некотором участке пути равно работе равнодействующей силы на этом же участке пути
  20. Примеры выполнения задания. - student2.ru

Список литературы.

1. Яблонский А.А. Сборник заданий по теоретической механике – М. Высшая школа, 1985-366 с.

2. Тарг С.М. Краткий курс теоретической механики – М. Высшая школа, 1974-526 с.

Теоретическая механика.

Наши рекомендации