Выполнение упражнений и обработка результатов измерений

Перед началом измерений следует ознакомиться с работой генератора сигналов и электронного осциллографа.

Задание 1. Изучение дифференцирующей цепи и измерение зависимости постоянной времени от сопротивления.

1. Соберите цепь согласно схеме, приведенной на рис. 4.9.

2. Установите тумблер Т в положение П1.

3. Зарисуйте наблюдаемую осциллограмму напряжения Выполнение упражнений и обработка результатов измерений - student2.ru , снимаемую с сопротивления Выполнение упражнений и обработка результатов измерений - student2.ru (подключение к точкам «3» и «4»).

4. По осциллограмме определите значение Выполнение упражнений и обработка результатов измерений - student2.ru и 7–10 значений Выполнение упражнений и обработка результатов измерений - student2.ru , соответствующих моментам времени Выполнение упражнений и обработка результатов измерений - student2.ru (точки следует брать в наиболее искривленных участках осциллограммы). Заполните таблицу 4.2.

Таблица 4.2

№ п/п Выполнение упражнений и обработка результатов измерений - student2.ru , В Выполнение упражнений и обработка результатов измерений - student2.ru , мс Выполнение упражнений и обработка результатов измерений - student2.ru , В Выполнение упражнений и обработка результатов измерений - student2.ru Выполнение упражнений и обработка результатов измерений - student2.ru
           

5. Постройте график зависимости Выполнение упражнений и обработка результатов измерений - student2.ru от времени.

6. По полученному графику с использованием формулы (4.27) рассчитайте величину Выполнение упражнений и обработка результатов измерений - student2.ru .

7. Отключите питание от платы и, подключив между клеммами «3» и «4» омметр, измерьте сопротивление Выполнение упражнений и обработка результатов измерений - student2.ru .

8. Полученные значения Выполнение упражнений и обработка результатов измерений - student2.ru и Выполнение упражнений и обработка результатов измерений - student2.ru занесите в таблицу 4.3.

Таблица 4.3

№ п/п Выполнение упражнений и обработка результатов измерений - student2.ru , Ом Выполнение упражнений и обработка результатов измерений - student2.ru , мс
     

9. Изменяя значения Выполнение упражнений и обработка результатов измерений - student2.ru в сторону уменьшения и увеличения Выполнение упражнений и обработка результатов измерений - student2.ru , проведите измерения по п.п. 3–9 для 7–10 различных сопротивлений.

10. По данным таблицы 4.3 постройте график зависимости Выполнение упражнений и обработка результатов измерений - student2.ru . Проверить справедливость формулы (4.8).

Задание 2. Изучение интегрирующей цепи и измерение зависимости постоянной времени от сопротивления.

1. Соберите цепь согласно схеме, приведенной на рис. 4.10.

2. Установите тумблер Т в положение П2.

3. Для новой цепи выполните пункты 3–10, описанные в задании 1, с учетом того, что теперь на экране осциллографа будут осциллограммы напряжений Выполнение упражнений и обработка результатов измерений - student2.ru , снимаемых с конденсатора (подключение к точкам «4» и «5»).

Контрольные вопросы

1. Что такое Выполнение упражнений и обработка результатов измерений - student2.ru -цепи? Нарисуйте простейшую Выполнение упражнений и обработка результатов измерений - student2.ru -цепь.

2. Что такое релаксационный процесс в электрических цепях?

3. Работа Выполнение упражнений и обработка результатов измерений - student2.ru -цепи (установление тока) в режиме замыкания и размыкания.

4. График зависимости силы тока и напряжения от времени при релаксационных процессах.

5. Что такое постоянная времени Выполнение упражнений и обработка результатов измерений - student2.ru -цепи ? Нарисовать графики зависимостей Выполнение упражнений и обработка результатов измерений - student2.ru и Выполнение упражнений и обработка результатов измерений - student2.ru для различных Выполнение упражнений и обработка результатов измерений - student2.ru .

6. Сформулируйте законы Кирхгофа.

7. Какая цепь называется переходной? При каких условиях?

8. Какая цепь называется дифференцирующей (интегрирующей) и почему? Нарисуйте и объясните графики процессов.

9. Объясните работу экспериментальной установки.

10. Рассказать о методике определения постоянной времени релаксации.


Лабораторная работа № 5

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ДИЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ

ПРОНИЦАЕМОСТИ МАТЕРИАЛОВ

Цель работы: определение диэлектрической проницаемости материалов по измерению емкости плоского конденсатора.

Приборы и материалы: электронный осциллограф, звуковой генератор, универсальный лабораторный стенд, сменная плата с макетом лабораторной работы, набор диэлектрических пластинок.

Краткая теория

Емкость плоского конденсатора в системе СИ, как известно, вычисляется по формуле:

Выполнение упражнений и обработка результатов измерений - student2.ru , (5.1)

где Выполнение упражнений и обработка результатов измерений - student2.ru =8,85×10-12 Ф/м – абсолютная диэлектрическая проницаемость вакуума, Выполнение упражнений и обработка результатов измерений - student2.ru – относительная диэлектрическая проницаемость материала, Выполнение упражнений и обработка результатов измерений - student2.ru – площадь обкладок плоского конденсатора, Выполнение упражнений и обработка результатов измерений - student2.ru – расстояние между обкладками плоского конденсатора.

Зная геометрию конденсатора (т. е. площадь обкладок и расстояние между ними) и измерив его емкость, можно вычислить относительную проницаемость по формуле:

Выполнение упражнений и обработка результатов измерений - student2.ru . (5.2)

В настоящей работе емкость конденсатора вычисляется по проводимости на переменном токе в схеме, приведенной на рис. 5.1.

Выполнение упражнений и обработка результатов измерений - student2.ru Коэффициентом передачи Выполнение упражнений и обработка результатов измерений - student2.ru называется отношение амплитуды напряжения на выходе к амплитуде напряжения на входе. В приложении 2 показано, что в представленной цепи коэффициент передачи равен:

Выполнение упражнений и обработка результатов измерений - student2.ru . (5.3)

Отсюда емкость Выполнение упражнений и обработка результатов измерений - student2.ru может быть определена по формуле:

Выполнение упражнений и обработка результатов измерений - student2.ru . (5.4)

Таким образом, измеряя амплитуды входного и выходного напряжения и определяя по их отношению коэффициент передачи Выполнение упражнений и обработка результатов измерений - student2.ru , можно вычислить емкость плоского конденсатора по формуле (5.4).

Наши рекомендации