Использование сдвига для улучшения сходимости

Так же, как и прямой степенной, обратный степенной метод может оказаться медленно сходящимся. Напомним (см формулу (11.2)), что вектор Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru , принятый как начальный, можно представить как линейную комбинацию собственных векторов исследуемой матрицы Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru :

Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru . (11.13)

Тогда после Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru -го шага обратного степенного метода

Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru . (11.14)

Ясно, что вектор Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru тем скорее станет доминирующим, чем больше будет отношение Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru . Быстрее всего последовательность (11.14) сходилась бы, если бы Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru было очень малой величиной, близкой к нулю. К сожалению, Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru мы поменять не можем – ведь это и есть та величина, которую надо определить.

Вспомним, однако, свойство операции сдвига матриц:

Операцией сдвига по отношению к матрице называется вычитание из всех ее диагональных элементов одного и того же числа. Так, выражение

Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru

означает, что матрица Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru получена в результате сдвига матрицы Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru на Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru .

Для приложений очень важно следующее свойство этой операции: в результате операции сдвига собственные значения матрицы изменяются на величину сдвига, а соответствующие собственные вектора остаются прежними. В самом деле, пусть Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru собственное значение матрицы Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru , а Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru – соответствующий собственный вектор. Тогда

Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru .

Если Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru – собственные значения матрицы Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru и Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru – соответствующие собственные векторы, то матрица Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru имеет собственные значения Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru и собственные векторы Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru .

Согласно этому свойству, если нам будет известно достаточно хорошее приближение Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru , то обратный степенной метод для матрицы Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru будет сходиться значительно быстрее, чем для матрицы Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru . Полученные для Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru минимальное собственное значение (обозначим его Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru ) и собственный вектор Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru позволяют определить минимальное собственное значение Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru и собственный вектор Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru матрицы Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru .

Остается вопрос, откуда взять хорошее приближение для Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru ? Практика и теоретические исследования показали, что лучшим выбором является отношение Рэлея:

Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru , (11.15)

где, вообще говоря, Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru – произвольный вектор; мы же будем брать в качестве Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru вектор, полученный в результате очередной итерации.

Более подробно это отношение и его свойства будут рассмотрены в следующих лекциях. Здесь же отметим еще, что для произвольного вектора Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru

Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru , (11.16)

причем равенство достигается в случае, если Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru является первым собственным вектором матрицы Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru .

Пример.Вновь рассмотрим ту же матрицу

Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru

с тем же начальным вектором

Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru .

Кстати, поясним несколько странный выбор начального вектора в трех примерах этого параграфа. Обычно при применении степенных методов, не мудрствуя лукаво, в качестве начального вектора берут вектор с единичными элементами, т.е. следовало бы принять Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru . Однако в этом случае Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru точно совпало бы с собственным вектором матрицы Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru . Поэтому для того, чтобы показать, как в процессе итераций от исходного неточного вектора происходит постепенное приближение к собственному, пришлось немного «испортить» начальный вектор.

1-я итерация:

Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru

Как видим, уже первая итерация дала такую точность, какую методы без сдвига достигали лишь после третьей итерации. Для убедительности примера все-таки проведем еще одну итерацию.

2-я итерация:

Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru

Метод Якоби

Вспомним, что если Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru – ортогональная матрица, приводящая матрицу Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru к диагональному виду: Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru , то столбцы Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru – собственные вектора матрицы Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru , а элементы диагональной матрицы Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru – ее собственные значения.

Ортогональные матрицы

Определение. Матрица

Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru

называется ортогональной, если ее столбцы ортонормированны, то есть

Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru .

Следствие.Для ортогональной матрицы ее обратная матрица равна ее транспонированной, т.е. Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru или, что то же самое, Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru .

Еще одно следствие. Произведение ортогональных матриц есть ортогональная матрица. В самом деле, если Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru и Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru , то

Использование сдвига для улучшения сходимости - student2.ru .

Наши рекомендации