Указания к выполнению контрольных заданий

Задача 1каждого варианта составлена по теме “Парная регрессия и корреляция”. Введем следующие обозначения:

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru - факторный признак, независимая (объясняющая) переменная,

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru - результативный признак, зависимая переменная,

x – фактические значения факторного признака,

y – фактические значения результативного признака,

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru - расчетные (полученные по уравнению регрессии) значения результативного признака,

a , b - параметры уравнения регрессии.

В контрольных заданиях используется уравнение парной линейной регрессии вида:

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru

Рассмотрим методику выполнения на условиях конкретной задачи:

American Express Company в течение долгого времени полагала, что владельцы ее кредитных карт предпочитают оплачивать свои расходы во время путешествий при помощи их карт. Для выяснения этого из компьютерной базы компании были случайно выбраны 25 владельцев карточек, которым были заданы вопросы о числе миль, которые они провели в путешествиях. Данные опроса о расходах путешественников и числе миль, проведенных ими в пути, составляют исходную информацию задачи.

N п/п Число миль, проведенных в пути, X Расходы, у.е , Y N п/п Число миль, проведенных в пути, X Расходы, у.е , Y
1 1211 1802 14 3209 4492
2 1345 2405 15 3466 4244
3 1422 2005 16 3643 5298
4 1687 2511 17 3852 4801
5 1847 2332 18 4033 5147
6 2026 2305 19 4267 5738
7 2133 3016 20 4498 6420
8 2253 3385 21 4533 6059
9 2400 3090 22 4804 6426
10 2468 3694 23 5090 6321
11 2699 3371 24 5233 7025
12 2806 3998 25 5439 6964
13 3082 3555  

Пункт 1. Построение поля корреляции результата и фактора производится по исходным данным о парах значений факторного и результативного признаков с соблюдением масштаба. На основе поля корреляции делаются выводы о направлении и возможной функциональной форме связи между факторным и результативным признаками (прямая - обратная, линейная - нелинейная).

 
  Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru

Для условий рассматриваемой задачи поле корреляции выглядит следующим образом:

Связь между факторным и результативным признаками прямая, линейная.

Пункт 2. Оценка параметров уравнения парной линейной регрессии производится обычным методом наименьших квадратов (МНК): Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru , где

a и b –оценки параметров модели.

Величины, минимизирующие суммы квадратов отклонений Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru от Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru для случая парной линейной регрессии, находятся как:

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru ;

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru .

Значения ошибок, называемые обычно остатками, рассчитываются как Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru .

Проведите интерпретацию полученных результатов.

Расчет необходимых данных лучше всего организовать в таблице. Для нашего примера таблица будет выглядеть следующим образом:

Таблица 1

N/N х у Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru
-1966,84 -2454,16 1787,652 14,34756
-1832,84 -1851,16 1955,831 449,1692
-1755,84 -2251,16 2052,471 -47,4707
-1490,84 -1745,16 2385,062 125,9377
-1330,84 -1924,16 2585,872 -253,872
-1151,84 -1951,16 2810,529 -505,529
-1044,84 -1240,16 2944,82 71,17973
-924,84 -871,16 805683,6 3095,428 289,5722
-777,84 -1166,16 907085,9 605035,1 3279,922 -189,922
-709,84 -562,16 399043,7 503872,8 3365,266 328,7337
-478,84 -885,16 229287,7 3655,186 -284,186
-371,84 -258,16 95994,21 3789,477 208,5225
-95,84 -701,16 67199,17 9185,306 4135,875 -580,875
Продолжение таблицы 1
N/N х у Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru
31,16 235,84 7348,774 970,9456 4295,268 196,7322
288,16 -12,16 -3504,03 83036,19 4617,819 -373,819
465,16 1041,84 484622,3 216373,8 4839,965 458,035
674,16 544,84 367309,3 454491,7 5102,273 -301,273
855,16 890,84 761810,7 731298,6 5329,439 -182,439
1089,16 1481,84 5623,124 114,8759
1320,16 2163,84 5913,044 506,9564
1355,16 1802,84 5956,971 102,0292
1626,16 2169,84 6297,093 128,9072
1912,16 2064,84 6656,041 -335,041
2055,16 2768,84 6835,515 189,4853
2261,16 2707,84 7094,058 -130,058
сумма    
Средн. 3177,84 4256,16            

В соответствии с расчетами, представленными в таблице 1, а= 267,7715; b=1,2551

Соответственно уравнение регрессии может быть записано как:

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru

Коэффициент регрессии линейной функции (b) есть абсолютный показатель силы связи, характеризующий среднее абсолютное изменение результата при изменении факторного признака на единицу своего измерения.

Полученное уравнение может быть объяснено следующим образом: с увеличением расстояния на 1 милю расходы путешественника в среднем увеличиваются на 1,2551 условных денежных единиц. Свободный член уравнения равен 267,7715, что может трактоваться как влияние на величину расходов других, неучтенных в модели факторов.

Пункт 3. Линейный коэффициент корреляции характеризует тесноту линейной связи между изучаемыми признаками. Его можно определить по следующей формуле: Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru .

Значения линейного коэффициента корреляции принадлежит промежутку [-1;1].

Чем ближе его абсолютное значение к 1, тем теснее связь между признаками. Положительная величина свидетельствует о прямой связи между изучаемыми признаками, отрицательная - о наличии обратной связи между признаками.

Для нашей задачи r=0,98329, что подтверждает вывод, сделанный в пункте 1, что связь между признаками прямая, а также указывает на очень сильную взаимосвязь между количеством миль, проведенных в пути и расходами.

Квадрат коэффициента (индекса) корреляции называется коэффициентом детерминации и показывает долю вариации результативного признака, объясненную вариацией факторного признака.

Чаще всего, давая интерпретацию коэффициента детерминации, его выражают в процентах. Например: Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru =0,8 означает, что доля колеблемости результативного признака, объясненная вариацией фактора Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru , включенного в уравнение регрессии, равна 80%. Остальные 20% приходятся на долю прочих факторов, не учтенных в уравнении регрессии.

Для нашей задачи коэффициент детерминации равен 0,9669, то есть 96,69% вариации результативного признака (расходов путешественников) объясняется вариацией факторного признака (количеством миль, проведенных в пути)

Пункт 4 связан с темой “Проверка статистических гипотез”. Рекомендуется использовать следующую общую процедуру проверки гипотез:

1.Сформулируйте нулевую гипотезу о том, что коэффициент регрессии статистически незначим: Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru (линейной зависимости нет)

при конкурирующей: Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru (линейная зависимость есть)

или о том, что уравнение в целом статистически незначимо: Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru .

2.Определите фактическое значение соответствующего критерия.

3.Сравните полученное фактическое значение с табличным.

4.Если фактическое значение используемого критерия превышает табличное, нулевая гипотеза отклоняется, и с вероятностью (1- Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru ) принимается альтернативная гипотеза о статистической значимости коэффициента регрессии. Если фактическое значение t - критерия меньше табличного, оснований отклонять нулевую гипотезу - нет.

Статистическая значимость коэффициента регрессии Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru проверяется с помощью t - критерия Стьюдента:

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru ,

где

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru ,

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru - стандартная ошибка оценки, рассчитываемая по формуле

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru .

Так как нулевая гипотеза предполагает, что Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru =0, то tнабл. рассчитывается как:

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru .

Для определения табличного значения воспользуйтесь таблицами распределения Стьюдента для заданного уровня значимости α, принимая во внимание, что число степеней свободы для распределения Стьюдента равно (k = n - 2).

Для нашего примера Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru , а Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru =2,07, следовательно нулевая гипотеза отвергается в пользу альтернативной и коэффициент регрессии Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru статистически значим, то есть наличие существенной линейной зависимости между количеством миль, проведенных в путешествии и величиной расходов статистически подтверждается.

Оценка статистической значимости построенной модели регрессии в целом производится с помощью F- критерия Фишера. Фактическое значение F-критерия качества оценивания регрессии, который представляет собой отношение объясненной суммы квадратов SSR (в расчете на одну независимую переменную) к остаточной сумме квадратов SSE (в расчете на одну степень свободы), определяется как:

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru ,

где SSR = Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru - факторная, или объясненная моделью регрессии, сумма квадратов,

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru - остаточная, или необъясненная моделью сумма квадратов

k - число независимых переменных.

F - критерий можно выразить через коэффициент детерминации:

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru .

Для определения табличного значения воспользуйтесь таблицами распределения Фишера-Снедекора для заданного уровня значимости α, принимая во внимание, что в случае парной регрессии число степеней свободы большей дисперсии равно 1, а число степеней свободы меньшей дисперсии равно n - 2.

Для нашего примера Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru =671, 137, а Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru =4,45. Так как Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru построенная модель регрессии в целом значима и может в дальнейшем использоваться нами для прогнозов.

Для выполнения пункта 5 необходимо изучить вопрос об интервальном оценивании в регрессионном анализе, уяснить смысл понятий “точечный прогноз” и “интервальный прогноз”. Для расчета точечного прогноза Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru подставьте в уравнение регрессии заданное значение факторного признака Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru .

Так, например, если необходимо оценить расходы путешественника, преодолевшего (собирающегося преодолеть) 4500 миль, следует использовать уравнение регрессии записанное нами в пункте 2:

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru , то есть в среднем путешественник, преодолевший 4500 миль израсходует 5915,7215 условных денежных единиц.

Доверительный интервал для значений Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru , лежащих на линии регрессии, имеет вид:

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru ,

где

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru - прогнозное значение зависимой переменной;

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru - стандартная ошибка оценки;

n - объем выборки;

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru - заданное значение Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru .

Полученный интервал будет характеризовать значения результативного признака при заданном значении факторного признака Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru для отдельной наблюдаемой единицы.

Так, для нашего примера этот доверительный интервал будет выглядеть как 5247,8367 Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru 6582,9665, то есть с вероятностью 0,95 можно утверждать, что расходы одного путешественника, преодолевшего 4500 миль составят от 5247,8367 до 6582,9665 условных денежных единиц.

Если же необходимо сделать вывод об интервале значений результативного признака для всех наблюдаемых единиц при среднем значении факторного признака Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru , расчет будет производиться по формуле доверительного интервала генерального значения Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru :

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru .

В соответствии с условиями рассматриваемого примера доверительный интервал, характеризующий расходы всех путешественников, преодолевших 4500 миль будет выглядеть как 5730,918 Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru 6099,885, то есть расходы всехпутешественников, преодолевших расстояние в 4500 миль составят от 5730,918 до 6099,885 условных денежных единиц.

Сделайте выводы по задаче в целом.

Задача 2 составлена по теме “Множественная регрессия и корреляция” и предполагает построение и анализ двухфакторного уравнения линейной регрессии вида:

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru .

Рассмотрим методику решения задачи такого типа на примере:

Компания, производящая моющие средства, предприняла рекламную акцию в магазинах с демонстрацией антисептических свойств нового моющего средства. В этот же период компания использовала обычную теле- и радиорекламу. Через 20 недель компания решила проанализировать сравнительную эффективность различных видов рекламных расходов. Аналитик компании, исходя из гипотезы о линейной регрессионной взаимосвязи, оценил параметры модели следующего вида:

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru ,

где

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru – объем продаж моющего средства,

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru – расходы на теле и радио рекламу,

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru – расходы на демонстрацию товара в магазинах.

Расходы приведены в условных денежных единицах.

Таблица 1. Исходные данные

Номера наблюдений Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru
1 72 12 5
2 76 11 7
3 78 15 6
4 70 10 5
5 68 11 3
6 80 16 7
7 82 14 3
8 65 8 4
9 62 8 3
10 90 18 5

Пункт 1 посвящен анализу показателей тесноты связи в уравнении множественной регрессии.

Но прежде чем приступить к анализу показателей тесноты связи необходимо рассмотреть дискриптивные (описательные статистики), которые подробно изучались в курсах математической статистики с элементами теории вероятностей и общей теории статистики

Таблица 2. Дискриптивные статистики

y x1 x2
Размер выборки, n 10 10 10
Средняя арифметическая 74,3 12,3 4,8
Среднее квадратическое (стандартное) отклонение, S 8,54 3,37 1,55
Коэффициент вариации, V 0,12 0,27 0,32
Коэффициент асимметрии, As 0,35 0,31 0,19
Коэффициент эксцесса, Ex -0,32 -0,91 -1,28

Сравнивая значения средних величин и стандартных отклонений, находим коэффициент вариации, значения которого свидетельствуют о том, что уровень варьирования признаков находится в допустимых пределах (< 0,35). Значения коэффициентов асимметрии и эксцесса указывают на отсутствие значимой скошенности и остро-(плоско-) вершинности фактического распределения признаков по сравнению с их нормальным распределением.[1] По результатам анализа дискриптивных статистик можно сделать вывод, что совокупность признаков – однородна и для её изучения можно использовать метод наименьших квадратов (МНК) и вероятностные методы оценки статистических гипотез.

Парный коэффициент корреляции - это линейный коэффициент корреляции, характеризующий степень тесноты линейной связи между результативным и факторным признаками. Методика его расчета и интерпретация была изложена в пункте 3 задачи 1. При выполнении задания необходимо выписать матрицу парных коэффициентов корреляции и сделать выводы о наличии (отсутствии) в построенной модели мультиколлинеарности факторов.

Значения линейных коэффициентов парной корреляции представлены в матрице парных коэффициентов (таблица 3). Они определяют тесноту парных зависимостей между анализируемыми переменными.

Таблица 3.Парные коэффициенты линейной корреляции Пирсона

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru
Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru 1,0000 (0,0) 0,9393 (0,0001) 0,4167 (0,2310)
Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru 0,9393 (0,0001) 1,0000 (0,0) 0,4174 (0,2301)
Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru 0,4167 (0,2310) 0,4174 (0,2301) 1,0000 (0,0)
В скобках: P ( Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru

Коэффициент корреляции между Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru и Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru свидетельствует о значительной и статистически существенной линейной связи между объемом продаж моющего средства и расходами на радио и теле рекламу. Увеличение расходов на рекламу поднимает объем продаж. Связь между Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru и Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru не является статистически значимой. Кроме того, степень тесноты связи между Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru и Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru выше, чем между Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru и Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru . Таким образом, можно сделать предварительное заключение, что расходы на демонстрацию моющего средства в магазинах, существенно не влияют на рост объема продаж нового моющего средства.

Частные коэффициенты корреляции характеризуют тесноту связи между результативным и факторным признаками при фиксированном воздействии других факторов, включенных в уравнение регрессии. Их можно определить, используя парные коэффициенты корреляции по следующим рабочим формулам:

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru ,

где

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru - частный коэффициент корреляции между результативным и первым факторным признаками при фиксированном воздействии второго факторного признака,

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru - частный коэффициент корреляции между результативным и вторым факторным признаками при фиксированном воздействии первого факторного признака,

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru , Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru , Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru - парные коэффициенты корреляции.

Интерпретируйте полученные значения частных коэффициентов корреляции и поясните причины различий между значениями частных и парных коэффициентов корреляции.

Приведенные в таблице 4 линейные коэффициенты частной корреляции оценивают тесноту связи значений двух переменных, исключая влияние всех других переменных, представленных в уравнении множественной регрессии.

Таблица 4. Коэффициенты частной корреляции

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru
Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru 1,0000 (0,0) 0,9265 (0,0003) 0,0790 (0,8399)
Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru 0,9265 (0,0003) 1,0000 (0,0) 0,0834 (0,8311)
Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru 0,0790 (0,8399) 0,0834 (0,8311) 1,0000 (0,0)
В скобках: P ( Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru

Коэффициенты частной корреляции дают более точную характеристику тесноты зависимости двух признаков, чем коэффициенты парной корреляции, так как «очищают» парную зависимость от взаимодействия данной пары переменных с другими переменными, представленными в модели. Наиболее тесно связаны Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru и Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru , Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru . Другие взаимосвязи существенно слабее. При сравнении коэффициентов парной и частной корреляции видно, что из-за влияния межфакторной зависимости между Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru и Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru происходит некоторое завышение оценки тесноты связи между переменными.

По этой причине рекомендуется при наличии сильной коллинеарности (взаимосвязи) факторов исключать из исследования тот фактор, у которого теснота парной зависимости меньше, чем теснота межфакторной связи.

Пункт 2. Расчет параметров линейного уравнения множественной регрессии осуществляется обычным МНК путем решения системы нормальных уравнений. Для уравнения с двумя объясняющими переменными система примет вид:

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru

Поясните экономический смысл коэффициентов регрессии Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru и Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru : это показатели, характеризующие абсолютное (в натуральных единицах измерения) изменение результативного признака при изменении факторного признака на единицу своего измерения при фиксированном влиянии второго фактора.

Результаты построения уравнения множественной регрессии представлены в таблице 5.

Таблица 5. Результаты построения модели множественной регрессии

Независимые переменные Коэффициенты Стандартные ошибки коэффициентов t - статистики Вероятность случайного значения
Константа 44,61 4,58 9,73 0,0001
x1 2,35 0,36 6,51 0,0003
x2 0,16 0,78 0,21 0,8399
R2 = 0,88
R2adj=0,85
F = 26,402 Prob > F = 0,0005
             

Уравнение имеет вид:

y = 44,61 + 2,35x1 + 0,16x2

Значения стандартной ошибки параметров представлены в графе 3 таблицы 5: Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru Они показывают, какое значение данной характеристики сформировалось под влиянием случайных факторов. Их значения используются для расчета t-критерия Стьюдента (графа 4)

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru 9,73; Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru =6,51; Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru =0,21.

В нашем примере параметр Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru является статистически значимым, а Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru - нет.[2] На это же указывает значение вероятности случайных значений параметров регрессии (графа 5), если вероятность меньше принятого за стандарт уровня a = 0,05, то делается вывод о неслучайной природе данного значения параметра, то есть о том, что он статистически значим и надежен. В противном случае принимается нулевая гипотеза (H0) о случайной природе значения коэффициентов уравнения. В нашем примере для переменной х2 a > 0,05 (aх2=0,84), что свидетельствует о малой информативности (значимости) этой переменной.

Интерпретация коэффициентов регрессии следующая:

а - оценивает агрегированное влияние прочих (кроме учтенных в модели х1 и х2) факторов на результат y;

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru и Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru указывают, что с увеличением х1 и х2 на единицу их значений объем продаж нового моющего средства увеличивается, соответственно, на 2,35 и 0,16 условных денежных единиц.

Пункт 3 связан с расчетом и анализом относительных показателей силы связи в уравнении множественной регрессии - частных коэффициентов эластичности. Частные коэффициенты эластичности рассчитывают, как правило, для средних значений факторного и результативного признака:

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru , Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru

где Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru - коэффициент условно-чистой регрессии при j-м факторе,

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru - среднее значение j-го факторного признака;

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru - среднее значение результативного признака,

m - число факторных признаков в уравнении множественной регрессии.

Зачастую интерпретация результатов регрессии более наглядна, если произведен расчет частных коэффициентов эластичности. Частные коэффициенты эластичности Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru показывают, на сколько процентов от значения своей средней Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru изменяется результат при изменении фактора xj на 1% от своей средней Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru и при фиксированном воздействии на y прочих факторов, включенных в уравнение регрессии. Здесь

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru

По значениям частных коэффициентов эластичности можно сделать вывод о более сильном влиянии на результат у (объем продаж моющего средства) рекламной компании по радио и телевидению, нежели демонстрации товара в магазинах.

Пункт 4 предполагает оценку совокупного влияния факторных переменных на результативный признак.

Оцените долю вариации результативного признака, объясненную совокупным влиянием факторных признаков, рассчитав совокупный (нескорректированный) множественный коэффициент детерминации:

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru ,

где SSR= Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru - факторная, или объясненная моделью регрессии, сумма квадратов,

SST = Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru - общая сумма квадратов,

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru - остаточная, или не объясненная моделью регрессии сумма квадратов.

В нашем примере эта доля составляет 88,29% и указывает на весьма высокую степень обусловленности вариации результата вариацией факторов. Иными словами, на весьма тесную связь факторов с результатом.

Скорректированный множественный коэффициент детерминации

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru

(где n – число наблюдений, m – число объясняющих переменных) определяет тесноту связи с учетом степеней свободы общей и остаточной дисперсий. Он дает такую оценку тесноты связи, которая не зависит от числа факторов в модели и поэтому может сравниваться по разным моделям с разным числом факторов. Оба коэффициента указывают на весьма высокую детерминированность результата y в модели факторами x1 и x2.

Охарактеризуйте степень тесноты связи между результативным признаком и всеми факторными, включенными в уравнение регрессии, определив множественный коэффициент корреляции:

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru .

Пункт 5 предполагает ознакомление с методикой дисперсионного анализа по модели множественной регрессии.

Проверьте статистическую значимость модели регрессии в целом с помощью F-критерия Фишера. Для этого воспользуйтесь алгоритмом проверки гипотез, изложенном в указаниях к пункту 4 задачи 1, учитывая, что фактическое значение F – критерия для уравнения множественной регрессии определяется по формуле:

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru ,

где k - общее число параметров в уравнении множественной регрессии (в случае двухфакторной линейной регрессии k = 3).

Для проведения дисперсионного анализа и расчета фактического значения F - критерия рекомендуется также заполнить таблицу результатов дисперсионного анализа:

Колеблемость результативного признака Сумма квадратов Число степеней свободы Дисперсия F-критерий
За счет регрессии Сфакт. (SSR) k Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru (MSR) Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru
Остаточная Сост. (SSE) n-(k+1) Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru (MSE)
Общая Собщ. (SST) n-1

Для нашего примера:

Таблица 6. Дисперсионный анализ модели множественной регрессии

Колеблемость результативного признака Сумма квадратов Число степеней свободы Дисперсия F-критерий
За счет регрессии 579,303 2 289,651 26,402
Остаточная 76,797 7 10,971
Общая 656,100 9

Оценку надежности уравнения регрессии в целом, его параметров и показателя тесноты связи Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru дает F-критерий Фишера :

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru

Вероятность случайного значения F - критерия = 24,402 составляет 0,0005, что значительно меньше 0,05. Следовательно, полученное значение неслучайно, оно сформировалось под влиянием существенных факторов. То есть подтверждается статистическая значимость всего уравнения, его параметров и показателя тесноты связи – коэффициента множественной корреляции.

Общий вывод по построенной регрессионной модели состоит в том, что на увеличение объёма продаж нового моющего средства значимо повлияла реклама на радио и телевидении: при увеличении расходов на рекламу – возрастал объем продаж. Затраты же на демонстрацию моющего средства в магазинах не оказали существенного влияния на рост объёма продаж.

Прогноз по модели множественной регрессии осуществляется по тому же принципу, что и для парной регрессии. Для получения прогнозных значений мы подставляем значения хi в уравнение для получения значения Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru . Предположим, что мы хотим узнать ожидаемый объем продаж моющего средства, при условии, что затраты на теле и радио рекламу составят 10 условных денежных единиц, а на демонстрацию в магазинах – 5 денежных единиц.

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru (денежных единиц).

Качество прогноза – неплохое, поскольку в исходных данных таким значениям независимых переменных соответствует значение Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru равное 70 денежных единиц.

Мы так же можем вычислить интервал прогноза как Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru - доверительный интервал для ожидаемого значения Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru при заданных значениях независимых переменных:

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru ,

где MSE – остаточная дисперсия, а стандартная ошибка Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru для случая нескольких независимых переменных имеет достаточно сложное выражение, которое мы здесь не приводим. Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru доверительный интервал для значения Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru при средних значениях независимых переменных имеет вид: Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru Большинство пакетов программ рассчитывают доверительные интервалы автоматически.

Задачи 3, 4 и 5 посвящены теме “Временные ряды в эконометрических исследованиях”, и, прежде всего проблеме автокорреляции уровней временного ряда и ее последствиям, а также наличию во временном ряде тенденции.

Задача 3.

Рассмотрим методику решения задачи на практическом примере:

Имеются следующие данные о расходах семьи на товар "А" в 1994-1999 гг.:

Годы 1994 1995 1996 1997 1998 1999
Расходы на товар "А", руб. 30 35 39 44 50 53

Приступая к выполнению пункта 1, изучите вопрос об измерении автокорреляции уровней временного ряда.

Коэффициент автокорреляции первого порядка есть линейный коэффициент корреляции между уровнями исходного временного ряда и уровнями того же ряда сдвинутыми на один момент времени.

Его расчет производится по стандартным формулам для расчета линейного коэффициента корреляции:

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru ,

где yt - 1 - уровни, сдвинутые по отношению к уровням исходного ряда на 1 год.

Заметим, что расчет должен быть осуществлен для пар наблюдений ( Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru , Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru , причем общее число пар наблюдений, по которым производится расчет, равно (n - 1). Близкое по абсолютной величине к единице значение коэффициента автокорреляции первого порядка свидетельствует о высокой тесноте связи между текущими и непосредственно предшествующими уровнями временного ряда или, иными словами, о наличии во временном ряде тенденции.

В соответствии с условиями нашей задачи проведем расчеты

yt yt+1 ytyt+1 yt2 yt+12
1994 30 35 1050 900 1225
1995 35 39 1365 1225 1521
1996 39 44 1716 1521 1936
1997 44 50 2200 1936 2500
1998 50 53 2650 2500 2809
Суммы 198 221 8981 8082 9991

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru

Коэффициент автокорреляции первого порядка равен 0,9896, что свидетельствует о тесной прямой связи между текущими и непосредственно предшествующими уровнями временного ряда.

В пункте 2 требуется определить функциональную форму и найти параметры уравнения, наилучшим образом описывающего тенденцию (тренд). Для определения вида тренда рассчитайте следующие показатели динамики:

а)цепные абсолютные приросты: Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru ;

б)абсолютные ускорения уровней ряда, или вторые разности: Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru ;

в)цепные коэффициенты роста: Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru .

Проанализируйте полученные результаты.

Если приблизительно одинаковы цепные абсолютные приросты, то для описания тенденции временного ряда следует выбрать линейный тренд: Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru .

Если примерно постоянны абсолютные ускорения уровней ряда, следует выбрать параболу второго порядка: Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru .

Если примерно одинаковы цепные коэффициенты роста, моделирование тенденции следует проводить с использованием экспоненциальной кривой: Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru .

Для расчета параметров уравнения тренда примените обычный МНК. В случае нелинейных зависимостей проведите линеаризацию исходной функции.

Дайте интерпретацию параметров тренда.

Коэффициент регрессии b в линейном тренде есть средний за период цепной абсолютный прирост уровней ряда.

В экспоненциальной функции величина Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru представляет собой средний за период цепной темп роста уровней ряда.

Начальный уровень ряда в момент (период времени) t = 0 в линейном тренде выражается параметром а, в экспоненциальном тренде - величиной Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru .

Для нашей задачи проведем следующие расчеты:.

yt Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru
1994 30
1995 35 5 1,1667
1996 39 4 -1 1,1143
1997 44 5 1 1,1282
1998 50 6 1 1,1364
1999 53 3 -3 1,0600

Очевидно, в данном случае для описания тренда можно выбрать линейную модель: Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru .

Для расчета параметров уравнения тренда применим обычный МНК.

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru

Если периоды или моменты времени пронумеровать так, чтобы получилось St =0, то вышеприведенные алгоритмы существенно упростятся и превратятся в

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru

Расчеты проведем в следующей рабочей таблице.

t yt t2 ytt
1994 -2,5 30 6,25 -75
1995 -1,5 35 2,25 -52,5
1996 -0,5 39 0,25 -19,5
1997 0,5 44 0,25 22
1998 1,5 50 2,25 75
1999 2,5 53 6,25 132,5
Суммы 0,00 251 17,5 82,5

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru

Таким образом, трендовое линейное уравнение регрессии имеет вид:

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru .

Дадим интерпретацию параметров тренда.

Коэффициент регрессии (b) в линейном тренде показывает средний за период цепной абсолютный прирост уровней ряда. В нашем примере b = 4,7143, следовательно расходы на товар "А" в среднем за год увеличиваются на 4,7143 руб. Свободный член (а) в линейном тренде выражает начальный уровень ряда в момент (период времени) t = 0. В нашей нумерации t = 0 приходится на период времени между 1996 и 1997 гг., что несколько затрудняет его интерпретацию. В нашем случае а = 41,8333 руб. – это расходы семьи на товар "А" за вторую половину 1996 и первую половину 1997 гг.

В случае нелинейных зависимостей необходимо провести линеаризацию исходной функции.

Пункт 3. Точечный прогноз по уравнению тренда - это расчетное значение переменной Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru , полученное путем подстановки в уравнение тренда соответствующих значений t. Интервальный прогноз рассчитывается в соответствии с методикой, изложенной для уравнения парной линейной регрессии (см. указания к пункту 5 задачи 1).

Дадим прогноз расходов на товар "А" на 2000 год.

В нашей нумерации 2000 год соответствует моменту времени t = 3,5. Отсюда,

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru

Следовательно, точечная оценка расходов семьи на товар "А" на 2000 год составляет 58,3333 руб.

Определим границы доверительного интервала, в котором с заданной надежностью γ будут находится расходы семьи на товар "А" в 2000 году. Общепринятый в экономике уровень надежности γ = 1 - α = 1 - 0,05 = 0,95.

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru ,

где Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru -прогноз значения переменной y на момент (период) времени t;

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru - точечная оценка значения переменной y на момент (период) времени t;

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru - предельная ошибка прогноза.

Для того, чтобы получить интервальную оценку, определим величину предельной ошибки прогноза.

Она рассчитывается по формуле:

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru ,

где Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru - табличное значение t - критерия Стьюдента для уровня значимости α и числа степеней свободы (k = n - 2);

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru - стандартная ошибка точечного прогноза, которая, в свою очередь, рассчитывается по формуле:

Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru Указания к выполнению контрольных заданий - student2.ru ,

где

Наши рекомендации