Первоначальный выбор схемы водонепроницаемого
Деления корпуса судна
Водонепроницаемое деление корпуса состоит из вертикальных переборок (продольных и поперечных) и горизонтальных конструкций (водонепроницаемой палубы, двойного дна и различных водонепроницаемых платформ).
Так как продольные водонепроницаемые переборки могут вызвать несимметричное затопление, они редко устанавливаются на морских судах для ограничения распространения воды. Исключение составляют продольные переборки, установленные на небольшом расстоянии от борта и называемые вторым или внутренним бортом. Несимметричное затопление отсеков двойного борта из-за их небольших объемов обычно не создает большого крена и при первоначальном выборе схемы водонепроницаемого деления может не учитываться.
Из горизонтальных водонепроницаемых конструкций, расположенных внутри корпуса судна, наибольшее значение для предотвращения распространения воды при аварии имеет второе дно. Однако, при столкновении судов, второе дно не является существенной преградой для поступающей внутрь воды. Поэтому на начальных этапах проектирования водонепроницаемого деления вертикальные размеры двойного дна также могут не учитываться, и обычно принимаются в соответствии с другими требованиями (вместимость, прочность и т.п.).
Таким образом, основной задачей проектанта на этом этапе проектирования водонепроницаемого деления корпуса является расстановка поперечных водонепроницаемых переборок.
Расстановку переборок обычно начинают с переборок пиков и машинного отделения, размеры которых диктуются нормативными требованиями (длина форпика lфп), либо техническими особенностями судна (длина ахтерпика lахт и машинного отделения lмо ) (рисунок 27).
lахтlмоlгрlфп
Рис. 27. Первоначальная расстановка поперечных переборок.
Переборка форпика в соответствии с Правилами Российского морского регистра судоходства должна располагаться от носового перпендикуляра на расстоянии:
lфп= (0,05 ÷ 0,08)L.
Положение переборки ахтерпика нормативными документами не регламентируется. Длина ахтерпика может быть приближенно найдена на основании статистических данных, с учетом выбранной формы кормовой оконечности и необходимой длины дейдвудной трубы. В среднем, длина ахтерпика составляет:
lахт = (0,04÷ 0,08)L.
Длина машинного отделения современного транспортного судна зависит от типа и мощности главного двигателя и места расположения по длине судна. У большинства современных транспортных судов машинное отделение располагается в корме, в нос от переборки ахтерпика. Для таких судов средняя длина машинного отделения составляет:
для сухогрузных lмо = 0,39 N0,43;
для танкеров lмо = 0,43 N0,44,
где N- мощность главного двигателя, кВт.
После расстановки этих переборок следует разделить оставшуюся длину грузовой части lгр на отдельные отсеки.
При выборе длины отдельных отсеков, а также смежных отсеков, необходимо учитывать требования Правил Регистра к количеству одновременно затапливаемых отсеков. Большинство транспортных судов должно выдерживать затопление одного отсека. Однако, если длина отсека меньше расчетной протяженности пробоины (см. п. 6.3), то при проверке аварийной посадки и остойчивости такой отсек должен присоединяться к одному из смежных отсеков.
Если длина отсека 2 на рисунке 27 меньше протяженности расчетной пробоины, он должен рассматриваться как одно целое, либо с отсеком 1, либо с отсеком 3.
При выборе количества поперечных переборок и длин отсеков необходимо учитывать дополнительные требования и ограничения, применимые к данному судну. Например, ограничения длины отсеков, связанные с прочностью корпуса. Для некоторых типов транспортных судов длины отсеков должны согласовываться с размерами грузов (длинномерные грузы, контейнеры и т.п.).