Восстановление выпавшей данной урожая

  Вариант Урожайность, ц/га (Х)  
I II III IV
1.           Сумма V=
2.     [ ]  
3.        
4.        

Сумма Р =

____________

ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТА

Математическая статистика в агрономических исследованиях позволяет правильно спланировать опыт, оценить существенность различий между изучаемыми вариантами, показать тесноту взаимосвязи процессов, явлений, факторов.

При выполнении самостоятельной работы особое внимание обратите на правильность оформления таблиц и рисунков; верно проанализируйте содержание таблиц и четко сформулируйте выводы по ним; научитесь пользоваться доверительными интервалами и критериями существенности.

Задание 2.1 Группировка и статистическая обработка данных количественной изменчивости

Цель - научиться группировать данные, рассчитывать статистические характеристики количественной изменчивости и делать правильные выводы, используя показатели V%, S Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru , S Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru %, Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru ± t05 · S Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru .

Литература: [1,с.154-189]; [2,с. 132-217].

Контрольные вопросы

Что такое генеральная совокупность и выборка?   Что такое вариационный ряд? Виды изменчивости. Порядок группировки данных
Укажите характеристики (показатели) количественной изменчивости.   Как рассчитать доверительный интервал и пользоваться им?

Последовательность выполнения задания

1) Запишите данные, характеризующие выборку по одному их вариантов опыта, укажите название вариационного ряда._____________

____________________________________________

2) Установите размах варьирования результатов измерения.

R = Xmax - Xmin

3) Определите число классов (групп) К Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru ± 2 =

и размер интервала группировки.

Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru =

4) Подготовьте таблицу сгруппированного распределения частот, определите средние значения классов, среднюю арифметическую, отклонения и квадраты отклонений (табл. 4).

Таблица 4

Расчет средней арифметической, отклонений от средней арифметической и квадратов отклонений данных вариационного ряда

Классы (интервалы группировки) Среднее значение класса (Х) Частоты (f) Произведения (fх) Отклонения (х- Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru )   Произведения f (х- Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru ) Квадраты отклонений (х- Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru )2 Произведения f (х- Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru )2
                 
    Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru   Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru = Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru = Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru

5) Рассчитайте статистические показатели количественной изменчивости и дайте их характеристику.

Средняя арифметическая (выборочная средняя): Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru = Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru

________________

Дисперсия: Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru

________

________

Стандартное отклонение: Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru

____________________

Коэффициент вариации: Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru

____________

____

Абсолютная ошибка выборочной средней: Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru

____________

____

Относительная ошибка выборочной средней:

Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru

________________________

Доверительные интервалы: Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru

Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru

Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru =

Для 5%-ного уровня значимости __________________________________________

Для 1%-ного уровня значимости___________________________________________

6) Построить кривую распределения

Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru f

Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru

Среднее значение класса, х

Гистограмма или кривая распределения частот.

Выводы по заданию 2: ____________________________________________________________________________

Задание 2.2 Статистическая обработка экспериментальных данных дробным методом

Цель - уяснить сущность и освоить технику расчетов при обработке данных дробным методом.

Литература: [4, с. 24-31]

Контрольные вопросы

Укажите виды ошибок в полевом опыте.

Покажите преимущества и недостатки обработки опытных данных дробным методом.

В каких случаях можно обрабатывать данные опытов дробным методом?

Как рассчитывается d и Sd? Что такое t05, t01?

Последовательность расчётов при дробном анализе данных урожайности показана в табл. 5

Таблица 5

Обработка данных урожаев дробным методом в опыте_______

Вариант Повторность (n) Урожайность, ц/га (х) Отклонения от средней Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru Квадраты отклонений Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru Ошибка средней арифметической, ц/га Относительная ошибка средней арифметической, % Разность урожаев Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru Ошибка разности Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru Критерий существенности разности Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru    
 
Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru  
1-й (Кон- троль) I II III IV         Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru   Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru     __ __ __  
Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru  
2-й I II III IV         Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru   Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru     d1= Sd1 = t факт 1=  
Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru  
3-й I II III IV         Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru   Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru       d2=   Sd 2 = t факт 2=  
Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru  
4-й I II III IV         Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru   Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru     d3= Sd 3 = t факт 3=  
Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru  

t 05 смотрите по таблице критериев Стьюдента (приложение 2) при числе степеней свободы

ν= n1+n2-2

Запишите t 05 =

Выводы____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.3 Статистическая обработка данных однофакторного полевого опыта методом дисперсионного анализа

Цель – освоить технику расчетов при дисперсионном анализе данных урожайности полевого опыта; установить долю влияния отдельных факторов на урожай; оценить существенность различий урожаев между вариантами.

Литература [1,с. 207-218, 230-245],[2, с.271-285],[4].

Контрольные вопросы

Какова сущность и значение дисперсионного анализа опытных данных?     Укажите виды варьирования
Отметьте преимущества дисперсионного анализа по сравнению с дробным и другими методами.   Как пользоваться критерием Фишера для определения наличия или отсутствия нулевой гипотезы – Н0?
Поясните значение показателей S Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru , Sd.                     Как рассчитывается и используется показатель HCP05 при оценке существенности разности между вариантами в опыте?

2.3.1 Дисперсионный анализ данных урожайности с расчетом отклонений от среднего урожая по опыту - Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru 0 (модель 1-я)

Последовательность выполнения задания

1) Подготовьте таблицу урожая для дисперсионного анализа (табл.6).

Таблица 6

Урожайность _______________

_______________

Вариант Урожайность,ц/га (х) Сумма по вариантам (V) Средняя по вариантам ( Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru )
I II III IV
1.            
2.            
3.            
4.            
Сумма по повторениям P           Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru   Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru
Cредняя по повторениям Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru        

2) Рассчитайте отклонения и квадраты отклонений от Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru (табл.7)

Таблица 7

Таблица отклонений и квадратов отклонений от Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru

Вариант   Отклонения Отклонения ( Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru ) Квадраты отклонений
(х - Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru ) (х - Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru )2 ( Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru )2
I II III IV   I II III IV  
1.                    
2.                    
3.                    
4.                    
( Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru )                    

Проверка правильности расчетов проводится по равенству: Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru

3) Рассчитайте виды варьирований:

Общее варьирование Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru =_____________________________

____________________

Варьирование по повторениям Ср= Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru = ________________________

________

Варьирование по вариантам Сv= Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru ____________________________

____________________

Случайное (остаточное) варьирование Сz=Cy- Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru ________________

________

4) Определите долю видов варьирования (%) по отношению к общему варьированию.

Влияние вариантов Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru =

Влияние повторений Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru

Влияние случайных факторов Восстановление выпавшей данной урожая - student2.ru

Вывод:_________________________________________________________________

________________________________

5) Составьте сводную таблицу дисперсионного анализа (табл.8).

Таблица 8

Наши рекомендации