Ii. задачи для контрольных работ.

Требования к оформлению решения задачи:

1. Изучить условие и ввести буквенные обозначения величин (если их нет в условии), сделать краткую запись условия;

2. Перевести данные в СИ или обосновать, почему такой перевод нецелесообразен;

3. Построить чертеж (график, схему соединений, схему установки и пр.) в подходящем масштабе. На чертеже проставить обозначения используемых (введенных) величин. На графиках оси координат обозначать стрелками (возможно, с разрывами и изменением масштаба), а также обязательно проставить обозначение и через запятую - наименование физической величины. При необходимости следует выделять фрагмент чертежа в отдельный чертеж, рисунок, схему; расшифровать все обозначения на чертеже (рисунке);

4. Указать используемые физические законы и дать их математическое выражение (формулы). Все символы должны быть расшифрованы с указанием физической величины, единицы измерения и размерности;

5. Решить задачу в общем виде (в виде уравнения, системы уравнений и пр., которые включают в себя как искомые, так и заданные (введенные, табличные) величины). Вывести рабочую формулу. Нумерация формул производится по правому краю строки в круглых скобках;

6. Проанализировать это решение на предмет выявления избыточных данных;

7. По рабочей формуле проверить размерность искомой физической величины;

8. Определить необходимую для расчета точность задания данных и произвести расчет по рабочей формуле;

9. Проанализировать полученный результат с точки зрения его реальности (соответствия здравому смыслу), а именно, сравнить его с табличными значениями, с другими аналогичными результатами, выполнить предельные переходы;

10. Результат решения задачи записывать отдельной строкой, начиная со слова «Ответ: ». В ответе привести найденное значение физической величины с нужной точностью, а также указать ее наименование.

Итак, при выполнении контрольной работы требуется дать полное и обоснованное решение задачи, т.е. изложить решение последовательно и понятно. Все записи следует производить внятно и разборчиво. Без нарушения их логической последовательности. Чертеж (рисунок, схема) должен быть достаточно крупным, чтобы четко были видны все его элементы, и выполнен с применением транспортира, циркуля, линейки и других чертежных принадлежностей (например, трафаретов).

Контрольная работа сдается в ученической тетради с полями. Вначале дается условие с указанием источника (кратко), затем пишется слово «Решение». Когда решение закончено, пишется слово «Ответ». Затем следует пропустить треть листа и начать решение с условия следующей задачи.

Решения, выполненные на компьютере, а также оформленные не по правилам к рассмотрению и рецензированию не принимаются.

При получении рецензии или замечаний рецензента в этой же тетради должна быть сделана работа над ошибками (можно включить дополнительные листы). При этом не следует переписывать условие и переделывать корректно выполненные рисунки и схемы. Заново переделанные работы не принимаются к рассмотрению и повторно не рецензируются.

Не следует также сдавать на регистрацию и проверку работы, выполненные не в полном объеме.

Оценка решения (по десятибалльной шкале):

1. Полное количество баллов ставится тогда, когда:

- правильно выполнены необходимые чертежи (рисунки), поясняющие содержание и ход решения задачи;

- данные задачи приведены в одну систему единиц (желательно в СИ),

- верны исходные формулы и задача решена в общем виде; в окончательную формулу подставлены числовые данные и получен правильный ответ;

- решение во всех частях оформлено аккуратно.

2. Баллы снимаются в следующих случаях:

- до 5 баллов – за отсутствие пояснения хода решения задачи;

- до 5 баллов – за отсутствие чертежа (рисунка) поясняющего содержание и ход решения задачи или небрежное оформление правильно решенной задачи;

- до 5 баллов – за отсутствие решения в общем виде;

- до 5 баллов – за ошибки при переводе величин в одну систему единиц (СИ) или ошибки в промежуточных расчетах при правильных исходных формулах и верном ходе решения.

Пример решения и оформления задачи дан в разделе Глава 3а «Примеры решения задач».

Наши рекомендации