Синтез зубчатого зацепления
Зубчатое зацепление состоит из колес =12; =26 ;
m = 5мм. Считаем, что зубчатые колеса – прямозубые эвольвентные цилиндрические, нарезанные стандартным реечным инструментом.
3.3.1. Определяем:
• коэффициенты смещения реечного инструмента из условия устранения подреза:
для колеса =12
для колеса =26
, так как ;
• угол эксплуатационного зацепления
по значению = 0,0205 найдем угол = 22°10′ (прил. В).
• коэффициент воспринимаемого смещения
• коэффициент уравнительного смещения
• радиальный зазор
мм;
( = 0,25– коэффициент радиального зазора);
• межосевое расстояние
• радиусы делительных окружностей
• радиусы основных окружностей
• радиусы начальных окружностей
(проверка: 96,33 = 30,42 + 65,91; 96,33 = 96,33);
• радиусы окружностей впадин
где =1 – коэффициент высоты головки;
• радиусы окружностей вершин
проверка: ;
36,33 + 58,75 + 1,25 = 69,86 + 25,22 + 1,25 = 96,33; 96,33 = 96,33 = 96,33;
• толщину зубьев по делительной окружности
• шаг зацепления по делительной окружности
P = = =15,7 мм.
3.3.2. В прил. А (лист 2) представлена картина зацепления в масштабе 10:1. Здесь отмечены элементы зацепления: линия зацепления N4 N5 ,полюс зацепления Р, полоидные окружности радиусами r4 и r5 . В точках а и в линия зацепления пересекается окружностями вершин зубьев колес, следовательно, в точке (а) сопряженные профили входят в зацепление, а в точке (в) выходят из зацепления. Процесс зацепления зубьев колес происходит не на всей линии зацепления, а на участке (ав). Этот участок называют рабочим участком линии зацепления, или длиной зацепления. Рабочий участок по- разному располагается на линии зацепления. Если точки (а) и (в) выйдут за пределы линии зацепления N4N5 , то в зубчатой передаче произойдет заклинивание. Зубчатая передача должна быть спроектирована так, чтобы участок (ав) укладывался внутри линии зацепления N4N5 .
При заданном направлении вращения только одна сторона зуба передает и воспринимает усилие, ее называют рабочим профилем зуба. В зацеплении участвует не весь эвольвентный , т.е. теоретический рабочий профиль , а часть его, которая называется фактическим рабочим профилем. На курсовом проекте фактические рабочие профили отмечать двойными линиями.
Между окружностью вершин одного колеса и окружностью впадин другого имеется расстояние, которое называется радиальным зазором. Его величину определяли выше.
Зубья колес нарезаны реечным инструментом, и величина угла зацепления определим по таблицам инвалютной функции.
Расстояние между делительными окружностями, измеренное по линии центров колес, называется воспринимаемым смещением, а величина - коэффициентом воспринимаемого смещения.
Уравнительное смещение следует учитывать при расчете ненулевых зубчатых передач; его вводят для получения зубчатой передачи без бокового зазора и со стандартной величиной радиального зазора. При нарезании колес реечным инструментом уравнительное смещение может быть только положительной величиной.
Коэффициент перекрытия , учитывающий непрерывность и плавность зацепления , что очень важно при эксплуатации передачи. Эти качества передачи обеспечиваются перекрытием работы одной пары зубьев по времени работой другой пары. Это означает, что каждая последующая пара зубьев должна войти в зацепление до того, как предшествующая пара выйдет из зацепления.
О величине перекрытия, судя по коэффициенту перекрытия, выражающему отношение дуги зацепления по какой- либо окружности к шагу по той же окружности, если дуга зацепления меньше шага, т.е. 1, зацепление будет прерывистым, с периодически повторяющимися ударами в момент входа очередной пары зубьев в зацепление. Такая зубчатая передача не может быть использована. Если дуга зацепления равна шагу по той же окружности, т.е. =1, то непрерывность зацепления можно считать обеспеченной только теоретически. В этом случае неточность изготовления профилей, их быстрый износ приведут к перерывам в зацеплении. Нормально работающая передача должна иметь >1.
Коэффициент скольжения позволяет учитывать влияние геометрических факторов на величину проскальзывания профилей в процессе зацепления. Наличие скольжения и давления одного профиля на другой при передаче усилий приводит к износу профилей. Интенсивность износа зависит не только от силы давления и скорости скольжения, но и от факторов, как материал колес, условия смазки, температурные и другие воздействия.
3.3.3. Расчет значений коэффициентов относительного удельного скольжения зубьев произведен по формулам:
где
и – отрезки, взятые по линии зацепления от точек и соответственно; = − .
Результаты расчетов сведены в табл. 2.
Таблица 2
,мм | ||||||
−∞ | −3,13 | 0,67 | 0,91 | 1,0 | ||
0,475 | 0,615 | −2,05 | −10,7 | − ∞ |
По полученным значениям и построены графики изменения и .
3.3.4. Коэффициент перекрытия
где (ab) – длина активной части линии зацепления.