Часть II. Сборник заданий к практическим занятиям для самостоятельного решения.

Тема 1. Систематические погрешности.

1. Методом амперметра-вольтметра измеряется сопротивление RХ. Показания амперметра IА = 0,03 А, показания вольтметра UV = 9 В. Известно, что сопротивления амперметра и вольтметра составляют соответственно RA = 3 Ом, RV = 30 кОм. Нарисовать оптимальную схему измерения, определить величину относительной методической погрешности, найти исправленный результат измерения.

2. Часть II. Сборник заданий к практическим занятиям для самостоятельного решения. - student2.ru Сопротивление RХ измеряется с помощью четырехплечего моста, в котором номинальные значения резисторов R2 и R3 равны 1000 Ом. Равновесие моста достигается при R /1 = 1000,4 Ом. Для устранения систематической погрешности производится смена местами резисторов RХ и R1. В этом случае равновесие моста достигается при R //1 = 1000,2 Ом. Определить RХ и действительное соотношение плеч моста n=R2/R3. Классифицировать метод измерения RХ и метод устранения систематической погрешности.

Тема 2. Случайные погрешности.

1. В результате испытаний милливольтметра установлено, что 60% его погрешностей не превосходят Часть II. Сборник заданий к практическим занятиям для самостоятельного решения. - student2.ru 20 мВ. Погрешности распределены по равновероятному закону с нулевым математическим ожиданием. Определить границы доверительного интервала погрешности при доверительной вероятности Рд = 0,95. Найти СКП.

2. В результате поверки амперметра установлено, что 50% его погрешностей не превосходят Часть II. Сборник заданий к практическим занятиям для самостоятельного решения. - student2.ru 10 мА. Считая, что погрешность распределена по нормальному закону с нулевым математическим ожиданием, найти симметричный доверительный интервал для погрешности, вероятность попадания в который равна 0,95.

3. Для случайной погрешности измерения напряжения, распределенной по нормальному закону с нулевым математическим ожиданием определить среднюю квадратическую погрешность S, если известно, что граница доверительного интервала погрешности Часть II. Сборник заданий к практическим занятиям для самостоятельного решения. - student2.ru =10мВ при доверительной вероятности Рд = 0,7.

4. Известно, что границы доверительного интервала случайной погрешности, распределенной по треугольному закону Часть II. Сборник заданий к практическим занятиям для самостоятельного решения. - student2.ru . Определить границы существования погрешности и ее СКО.

Тема 3. Погрешности СИ.

1. Построить графики зависимости абсолютной и относительной погрешностей от измеряемой мощности для ваттметра с пределом шкалы 1,0 Вт, класса точности 1,0. Количество расчетных точек графиков – не менее 5. Повторить задачу для прибора с классом точности 1,0/0,2.

2. Часть II. Сборник заданий к практическим занятиям для самостоятельного решения. - student2.ru Определить величину измеряемого напряжения, если известно, что оно измерено с погрешностью Часть II. Сборник заданий к практическим занятиям для самостоятельного решения. - student2.ru U=1,0 В вольтметром с пределом измерения Uшк = 100В и классом точности 1,0/0,2. Повторить решение задачи для прибора с классом точности Часть II. Сборник заданий к практическим занятиям для самостоятельного решения. - student2.ru .

3. Определить эксплуатационную погрешность измерения силы тока, если известно, что амперметр с пределом шкалы 100 мА; класса точности 2,0 показал 80,25 мА. Измерения проводились при напряженности внешнего магнитного поля 200А/м и напряжении питания 200 В. Дополнительная погрешность амперметра не превышает половины основной при изменении напряженности магнитного поля на каждые 100 А/м относительно нормального значения напряженности поля 100 А/м, а дополнительная погрешность прибора за счет напряжения питания не превышает основной при изменении питания на каждые 20 В относительно нормального значения 220 В. Записать результат измерения.

Тема 4. Обработка многократных равноточных измерений.

1. Известны результаты многократных равноточных наблюдений мощности сигнала в Вт.: 1,1; 1,2; 1,3; 1,4; 1,0; 1,8; 1,2; 1,2; 1,1; 1,3. Определить результат измерения, СКП отдельного измерения, записать результат измерения при доверительной вероятности Рд =0,95.

2. Определить наличие и удалить, в случае необходимости, промахи из результатов многократных равноточных измерений напряжения в мВ: 20,0; 20,5; 20,5; 22,0; 18,0; 19,5; 20,0; 24,0; 25,5; 19,5.

3. При поверке вольтметра с помощью образцовой меры 20В показания поверяемого прибора в вольтах были: 20,15; 20,50; 20,35; 20,25; 20,05; 20,35; 20,28; 20,24; 20,26; 20,18. Определить систематическую, среднеквадратическую и максимальную погрешность поверяемого вольтметра.

Тема 5. Обработка косвенных измерений.

1. Определить результат и погрешность косвенного измерения напряжения Часть II. Сборник заданий к практическим занятиям для самостоятельного решения. - student2.ru по результатам прямых измерений: R1=(100 Часть II. Сборник заданий к практическим занятиям для самостоятельного решения. - student2.ru 1) Ом, R2=(51 Часть II. Сборник заданий к практическим занятиям для самостоятельного решения. - student2.ru 0,5)Ом, R3=2,4 Ом, Часть II. Сборник заданий к практическим занятиям для самостоятельного решения. - student2.ru R3= Часть II. Сборник заданий к практическим занятиям для самостоятельного решения. - student2.ru 1%; U0=2В измерено вольтметром класса точности 1,0 с пределом шкалы 3В. I=9 мА измерено амперметром класса точности Часть II. Сборник заданий к практическим занятиям для самостоятельного решения. - student2.ru 1,5 с пределом шкалы 10 мА. Записать результат измерения.

2. Часть II. Сборник заданий к практическим занятиям для самостоятельного решения. - student2.ru Емкость Часть II. Сборник заданий к практическим занятиям для самостоятельного решения. - student2.ru С=С21 определена по результатам прямых измерений: С1=94,8 пФ, С2=102,3 пФ. Систематические погрешности Часть II. Сборник заданий к практическим занятиям для самостоятельного решения. - student2.ru с1=0,9 пФ; Часть II. Сборник заданий к практическим занятиям для самостоятельного решения. - student2.ru с2=1,1 пФ. СКО случайных погрешностей, распределенных по гауссовому закону Часть II. Сборник заданий к практическим занятиям для самостоятельного решения. - student2.ru с1= Часть II. Сборник заданий к практическим занятиям для самостоятельного решения. - student2.ru с2=0,5 пФ, коэффициент корреляции rij=0. Определить результат и погрешность измерения С. Записать результат измерения.

Тема 6. Суммирование погрешностей.

1. При измерении напряжения получено среднее арифметическое многократных измерений Часть II. Сборник заданий к практическим занятиям для самостоятельного решения. - student2.ru =115,73 мВ; составляющие случайной погрешности S1=1.2 мВ; S2=0,8мВ; Часть II. Сборник заданий к практическим занятиям для самостоятельного решения. - student2.ru мВ, коэффициент корреляции Часть II. Сборник заданий к практическим занятиям для самостоятельного решения. - student2.ru , составляющие неисключенной систематической погрешности (НСП) Часть II. Сборник заданий к практическим занятиям для самостоятельного решения. - student2.ru 1=0,8мВ; Часть II. Сборник заданий к практическим занятиям для самостоятельного решения. - student2.ru 2=0,6 мВ. Записать результат измерения при доверительной вероятности Рд=0,9.

2. При измерении сопротивления цифровым омметром с пределом шкалы 1000 Ом показания прибора составили 910 Ом. Из паспортных данных прибора известно, что систематическая погрешность составляет Часть II. Сборник заданий к практическим занятиям для самостоятельного решения. - student2.ru (0,2% + стоимость 1 единицы младшего разряда кода R), дополнительная температурная погрешность при рабочей температуре Часть II. Сборник заданий к практическим занятиям для самостоятельного решения. - student2.ru Rt= Часть II. Сборник заданий к практическим занятиям для самостоятельного решения. - student2.ru 1 Ом, среднеквадратическое отклонение случайной погрешности S=0,7 Ом. Записать результат измерения.

Тема 7. Поверка, калибровка.

1. При поверке милливольтметра класса точности Часть II. Сборник заданий к практическим занятиям для самостоятельного решения. - student2.ru 0=2,0 с пределом шкалы Uшкп=100 мВ используется образцовый прибор с Uшк 0=300 мВ класса точности Часть II. Сборник заданий к практическим занятиям для самостоятельного решения. - student2.ru 0=0,1. В результате поверки получены следующие результаты:

Un  
Uо 19,05 39,1 59,0 81,0 99,01  

Определить — годен ли поверяемый прибор.

2. При поверке частотомера с помощью стандарта частоты 1 кГц были получены следующие результаты: 1001; 1002; 1001; 999; 1000,5; 1001,5; 1001,5; 1002; 1001 Гц. Определить систематическую погрешность и СКО случайной погрешности частотомера. Присвоить ему класс точности, считая. что погрешность носит в основном мультипликативный характер.

Рекомендуемая литература:

5. Эрастов В.Е. «Метрология, стандартизация и сертификация», — Томск, Издательство ТУСУР, 2005.

6. Отчалко В.Ф. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебное пособие. – Томск: ТМЦДО, 2010

7. Отчалко В.Ф, Сидоров Ю.К., Эрастов В.Е. «Измерительная техника и датчики». Учебное методическое пособие. — Томск, ТМЦДО, 2004.

8. Отчалко В.Ф. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебное методическое пособие. – Томск: ТМЦДО, 2010

9. Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» №184-ФЗ от 27.12.2002г. с последующими изменениями.

10. Федеральный закон РФ «Об обеспечении единства измерений» №102 от 26.06.2008г.


Приложение

Статистические таблицы

Таблица П.1 — Интегральная функция нормального распределения

Часть II. Сборник заданий к практическим занятиям для самостоятельного решения. - student2.ru

z 0.08 0.06 0.04 0.02 0.00
–3.3 0.00036 0.00039 0.00042 0.00045 0.00048
–3.2 0.00052 0.00056 0.00060 0.00064 0.00069
–3.1 0.00074 0.00079 0.00085 0.00090 0.00097
–3.0 0.00104 0.00111 0.00118 0.00126 0.00135
–2.9 0.0014 0.0015 0.0016 0.0017 0.0019
–2.8 0.0020 0.0021 0.0023 0.0024 0.0026
–2.7 0.0027 0.0029 0.0031 0.0033 0.0035
–2.6 0.0037 0.0039 0.0041 0.0044 0.0047
–2.5 0.0049 0.0052 0.0055 0.0059 0.0062
–2.4 0.0066 0.0069 0.0073 0.0078 0.0082
–2.3 0.0087 0.0091 0.0096 0.0102 0.0107
–2.2 0.0113 0.0119 0.0125 0.0132 0.0139
–2.1 0.0146 0.0154 0.0162 0.0170 0.0179
–2.0 0.0188 0.0197 0.0207 0.0217 0.0228
–1.9 0.0239 0.0250 0.0262 0.0274 0.0287
–1.8 0.0301 0.0314 0.0329 0.0344 0.0359
–1.7 0.0375 0.0392 0.0409 0.0427 0.0446
–1.6 0.0465 0.0485 0.0505 0.0556 0.0578
–1.5 0.0571 0.0594 0.0618 0.0643 0.0668
–1.4 0.0694 0.0721 0.0749 0.0778 0.0808
–1.3 0.0838 0.0869 0.0901 0.0934 0.0968
–1.2 0.1003 0.1038 0.1075 0.1112 0.1151
–1.1 0.1190 0.1230 0.1271 0.1314 0.1357
–1.0 0.1401 0.1446 0.1492 0.1539 0.1587
–0.9 0.1635 0.1685 0.1736 0.1788 0.1841
–0.8 0.1894 0.1949 0.2005 0.2061 0.2119
–0.7 0.2177 0.2236 0.2297 0.2358 0.2420
–0.6 0.2483 0.2546 0.2611 0.2678 0.2743
–0.5 0.2810 0.2877 0.2946 0.3015 0.3085
–0.4 0.3156 0.3288 0.3300 0.3372 0.3446
–0.3 0.3520 0.3594 0.3669 0.3745 0.3821
–0.2 0.3897 0.3974 0.4052 0.4129 0.4207
–0.1 0.4286 0.4364 0.4443 0.4522 0.4602
–0.0 0.4681 0.4761 0.4840 0.4920 0.5000

Окончание табл. П.1

z 0.00 0.02 0.04 0.06 0.08
+0.0 0.5000 0.5080 0.5160 0.5319
+0.1 0.5398 0.5478 0.5557 0.5636 0.5714
+0.2 0.5793 0.5871 0.5948 0.6026 0.6103
+0.3 0.6179 0.6255 0.6331 0.6406 0.6480
+0.4 0.6554 0.6628 0.6700 0.6772 0.6844
+0.5 0.6915 0.6985 0.7054 0.7123 0.7190
+0.6 0.7257 0.7324 0.7389 0.7454 0.7517
+0.7 0.7580 0.7642 0.7704 0.7764 0.7823
+0.8 0.7881 0.7939 0.7995 0.8051 0.8106
+0.9 0.8159 0.8212 0.8264 0.8315 0.8365
+1.0 0.8413 0.8461 0.8505 0.8554 0.8599
+1.1 0.8643 0.8686 0.8729 0.8770 0.8810
+1.2 0.8849 0.8888 0.8925 0.8962 0.8997
+1.3 0.9032 0.9066 0.9099 0.9131 0.9162
+1.4 0.9192 0.9222 0.9251 0.9279 0.9306
+1.5 0.9332 0.9357 0.9382 0.9406 0.9429
+1.6 0.9452 0.9474 0.9495 0.9515 0.9535
+1.7 0.9552 0.9573 0.9591 0.9608 0.9625
+1.8 0.9641 0.9656 0.9671 0.9686 0.9699
+1.9 0.9713 0.9726 0.9738 0.9750 0.9761
+2.0 0.9773 0.9783 0.9793 0.9803 0.9812
+2.1 0.9821 0.9830 0.9838 0.9846 0.9854
+2.2 0.9861 0.9868 0.9875 0.9881 0.9887
+2.3 0.9893 0.9898 0.9904 0.9909 0.9913
+2.4 0.9918 0.9922 0.9927 0.9931 0.9934
+2.5 0.9938 0.9941 0.9945 0.9948 0.9951
+2.6 0.9953 0.9956 0.9959 0.9961 0.9963
+2.7 0.9965 0.9967 0.9969 0.9971 0.9973
+2.8 0.9974 0.9976 0.9977 0.9979 0.9980
+2.9 0.9981 0.9983 0.9984 0.9985 0.9986
+3.0 0.99865 0.99874 0.99882 0.99889 0.99896
+3.1 0.99903 0.99910 0.99915 0.99921 0.99926
+3.2 0.99931 0.99936 0.99940 0.99954 0.99948

Таблица П.2 — Значения допускаемых нормированных отклонений

Часть II. Сборник заданий к практическим занятиям для самостоятельного решения. - student2.ru

Число наблюдений Уровень значимости g (доверительная вероятность Р)
g = 0.001 (P = 0.999) g = 0.005 (P = 0.995) g = 0.01 (P = 0.99) g = 0.05 (P = 0.95) g = 0.1 (P = 0.90)
1.414 1.414 1.414 1.414 1.412
1.732 1.730 1.728 1.710 1.689
1.994 1.982 1.972 1.917 1.869
2.212 2.183 2.161 2.067 1.996
2.395 2.344 2.310 2.182 2.093
2.547 2.476 2.431 2.273 2.172
2.677 2.586 2.532 2.349 2.238
2.788 2.680 2.616 2.414 2.294
2.884 2.760 2.689 2.470 2.343
2.969 2.830 2.753 2.519 2.387
3.044 2.892 2.809 2.563 2.426
3.111 2.947 2.859 2.602 2.461
3.171 2.997 2.905 2.638 2.494
3.225 3.042 2.946 2.670 2.523
3.274 3.083 2.983 2.701 2.551
3.320 3.120 3.017 2.728 2.577
3.361 3.155 3.049 2.754 2.601
3.400 3.187 3.079 2.779 2.623
3.436 3.217 3.106 2.801 2.644
3.469 3.245 3.132 2.823 2.664
3.500 3.271 3.156 2.843 2.683
3.529 3.295 3.179 2.862 2.701
3.556 3.318 3.200 2.880 2.718
3.582 3.340 3.220 2.897 2.734
3.606 3.360 3.239 2.913 2.749
3.629 3.380 3.258 2.929 2.764
3.651 3.399 3.275 2.944 2.778
3.672 3.416 3.291 2.958 2.792

Таблица П.3 — Значение коэффициента Часть II. Сборник заданий к практическим занятиям для самостоятельного решения. - student2.ru для различных доверительных вероятностей (распределение Стьюдента)

n 0.8 0.9 0.95 0.98 0.99 0.999
3.078 6.314 12.706 31.821 63.657 636.619
1.886 2.920 4.303 6.965 9.925 31.598
1.638 2.353 3.182 4.541 5.841 12.941
1.533 2.132 2.776 3.747 4.604 8.610
1.476 2.015 2.571 3.365 4.032 6.859
1.440 1.943 2.447 3.143 3.707 5.959
1.415 1.895 2.365 2.998 3.499 5.405
1.397 1.860 2.306 2.896 3.355 5.041
1.383 1.833 2.262 2.821 3.250 4.781
1.372 1.812 2.228 2.764 3.169 4.587
1.363 1.796 2.201 2.718 3.103 4.487
1.356 1.782 2.179 2.681 3.055 4.318
1.350 1.771 2.160 2.850 3.012 4.221
1.345 1.761 2.145 2.624 2.977 4.140
1.341 1.753 2.131 2.602 2.947 4.073
1.337 1.746 2.120 2.583 2.921 4.015
1.333 1.740 2.110 2.567 2.898 3.965
1.330 1.734 2.103 2.552 2.878 3.992
1.328 1.729 2.093 2.539 2.861 3.883
1.325 1.725 2.086 2.528 2.845 3.850
1.323 1.721 2.080 2.518 2.831 3.819
1.321 1.717 2.074 2.508 2.819 3.792
1.319 1.714 2.069 2.500 2.807 3.767
1.318 1.711 2.064 2.492 2.797 3.745
1.316 1.708 2.060 2.485 2.787 3.725
1.315 1.706 2.056 2.479 2.779 3.707
1.314 1.703 2.052 2.473 2.771 3.690
1.313 1.701 2.048 2.467 2.763 3.674
1.311 1.699 2.045 2.462 2.756 3.659
1.310 1.697 2.042 2.457 2.750 3.646
1.303 1.684 2.021 2.423 2.704 3.551
1.296 1.671 2.000 2.390 2.660 3.460
1.289 1.658 1.980 2.358 2.617 3.373
Часть II. Сборник заданий к практическим занятиям для самостоятельного решения. - student2.ru 1.282 1.645 1.960 2.326 2.576 3.291

Наши рекомендации