Методика выполнения задания

Лабораторная работа № 12

Вычисление производной функции

Вычисление определенных интегралов

Цель работы: выработать навык использования табличного процессора MS Excel для численного (приближенного) вычисления производных функций (дифференцирование) и определенных интегралов (интегрирование), заданных в табличном виде.

Задание 1

Вычисление производной функции

Для функции своего варианта, используя MS Excel, вычислить производную в точках заданного интервала тремя способами: правых конечных разностей, левых конечных разностейицентральных разностей. Построить совмещенные графики вычисленных производных.

Методика выполнения задания.

Способы вычисления производной функции, заданной в табличном виде:

способ правой конечной разности

Методика выполнения задания - student2.ru Методика выполнения задания - student2.ru

Методика выполнения задания - student2.ru
способ левой конечной разностью

Методика выполнения задания - student2.ru

Методика выполнения задания - student2.ru
способ центральных разностей

Методика выполнения задания - student2.ru

Вычисление производных на границе интервала, где задана функция, имеет свои особенности. Несложно догадаться, что, например, если вычислять производные согласно формуле для правых разностей, на правой границе диапа­зона производную вычислить не удастся. Для формулы левых разностей пробле­мы возникают, соответственно, на левой границе. Что касается центральных раз­ностей, то формула не может использоваться на обеих границах интервала.

Пример

Вычислить производную функции Методика выполнения задания - student2.ru на интервале [0; 5].

Аналитически производная выражается формулой Методика выполнения задания - student2.ru .

На рисунке представлена функция, табулированная с шагом 0,5 и формулы вычисления производной перечисленными выше способами. Там же приведены и точные значения производной в соответствующих точках.

Методика выполнения задания - student2.ru интервала.

Порядок решения примера:

1. В ячейку А2 вводим 0 (начальное значение интервала) и с шагом 0,5 заполняем диапазон до значения 5 (конечная ячейка А12).

2. Вводим формулы:

В ячейку В2 =1/(1+A2) (функция 1/(1+x)) и копируем до ячейки В12;

В ячейку С2 (Правые разности) =(В3-В2)/(A3-A2)и копируем до ячейки С11;

В ячейку D3 (Левые разности) =(В3-В2)/(A3-A2)и копируем до ячейки D12;

В ячейку Е3 (Центральные разности) =(В4-В2)/(A4-A2)и копируем до ячейки E11;

В ячейку F2 (Точное значение) =−1/(1+A2)^2 (аналитически вычисленная производная -1/(1+x)^2) и копируем до ячейки F12.

Методика выполнения задания - student2.ru
На рисунке приведено расположение формул в ячейках таблицы.

3. Строим совмещенные графики, вычисленной производной всеми способами и проводим анализ. При заданных начальных условиях ближе всего к точному решению находится результаты расчета способом центральных разностей.

Задание 1

В вариантных примерах Задания 1 шаг табулирования функции внутри интервала выбрать по формуле:

Шаг = (максимальное значение − минимальное значение) / 50.

Вариант Функция Интервал
Методика выполнения задания - student2.ru [10; 110]
Методика выполнения задания - student2.ru [1; 20]
Методика выполнения задания - student2.ru [0; 10]
Методика выполнения задания - student2.ru [0; 3]
Методика выполнения задания - student2.ru [4; 12]
Методика выполнения задания - student2.ru [0; 0,5]
Методика выполнения задания - student2.ru [0; p]
Методика выполнения задания - student2.ru [0; p]
Методика выполнения задания - student2.ru [1; 8]
Методика выполнения задания - student2.ru [2; 6]
Методика выполнения задания - student2.ru Методика выполнения задания - student2.ru [1; 4]
Методика выполнения задания - student2.ru [0; 10]
Методика выполнения задания - student2.ru [0; 2]
Методика выполнения задания - student2.ru [1; 5]
Методика выполнения задания - student2.ru [10; 80]
Методика выполнения задания - student2.ru [1; 5]
Методика выполнения задания - student2.ru [0; 3]
Методика выполнения задания - student2.ru [0; 1]
Методика выполнения задания - student2.ru [2; 12]
Методика выполнения задания - student2.ru [1; 2]

Задание 2

Вычисление определенного интеграла

Методика выполнения задания.

Методика выполнения задания - student2.ru Методика выполнения задания - student2.ru
Наиболее простое и в большинстве случаев приемлемое приближение состоит в том, что на каждом из интервалов, на которые разбит диапазон интегрирования, ин­тегрируемая функция считается постоянной. В этом случае говорят о вычислении интеграла по формуле прямоугольников. При этом можно в качестве значения функ­ции на интервале брать либо значение на правой границе интервала (правосто­роннее приближение), либо значение на левой границе интервала (левостороннее приближение). Ситуация проиллюстрирована на рисунках.

 
  Методика выполнения задания - student2.ru

Правостороннее приближение. Левостороннее приближение.

Приближение трапеций

Если все интервалы имеют одинаковую длину h, формулы имеют вид Методика выполнения задания - student2.ru для право­стороннего приближения и Методика выполнения задания - student2.ru Методика выполнения задания - student2.ru для левостороннего приближения. Однако обычно для вычисления интегралов используется формула трапеций. Она несколько слож­нее по сравнению с первыми двумя, но зато позволяет получать, как правило, более точные результаты. Идея состоит в том, что соседние узловые точки функции соеди­няются прямой, поэтому вся площадь под графиком функции состоит как бы из трапе­ций. Соответственно, сама площадь равна сумме площадей этих трапеций. Формула для интервалов равной длины имеет вид Методика выполнения задания - student2.ru .

Это три основные формулы, позволяющие вычислять интегралы от функций, за­данных в виде таблицы.

Далее рассмотрим, как описанные методы могут использоваться для вычисления интегралов на практике.

Пример.

Вычислить интеграл Методика выполнения задания - student2.ru .

Этот интеграл может быть вычислен аналитически. В частности, очевидно, что Методика выполнения задания - student2.ru

Именно это значение и попытаемся получить в результате интегрирования с использованием численных методов.

1. Оформляем таблицу, как показано на рисунке.

2. В ячейку А4вводим число 0 как начальное значение для переменной интегрирования. После этого в ячейку А5 вводится формула =А4+ПИ()/10, согласно которой значе­ние последующего узла получается прибавлением к предыдущему узлу десятой части от длины диапазона интегрирования (команда ПИ()/10) и копируем ее до А14.

3. В ячейку В4вводим заданную формулу =SIN(A4)и копируем ее до ячейки В14.

4. Вводим формулы для вычис­ления площадей элементарных (базовых) прямоугольников или трапеций.

Методика выполнения задания - student2.ru
В ячейку С4 вводим формулу =(А5 -А4)*В5 (правосторонние приближение), в ячейку D4вводим практически такую же формулу =(А5-А4)*В4 (левосторонние приближение), и для метода трапеций в ячейку Е4 вводится формула =(А5-А4)*(В5+В4)/2.

Заполнять данные для элементарных площадей следует вплоть до предпоследней строки диапазона (т.е. ячейки С14, D14, Е14 заполнять не следует — для этих ячеек введенные ранее формулы опреде­ления элементарных площадей не работают).

Осталось только вычислить сумму значений в столбцах С, D и Е. Для этого выде­ляем ячейку С15 и вводим туда формулу =СУММ(C4:C13).

 
  Методика выполнения задания - student2.ru

В ячейку D15вводится формула =СУММ(D4:D13),а в ячейку Е15— формула =СУММ(E4:E13).Окончательный результат показан на рисунке.

Результат вычислений для всех методов получился одинаковый.

Абсолютная точность: |2−1,9835| = 0,0165.

Относительная точность: 0,0165 / 1,9835 = 0,0083.

В приведенном примере определенный интеграл может быть вычислен аналитически. Однако на практике часто возникают задачи, сводящиеся к вычислению интегралов данных представленных таблицей. Например, результаты эксперимента или записи наблюдений за изменением, какого либо параметра. С помощью метода аппроксимации преобразуют таблицу в формулу, которую впоследствии табулируют с равномерным шагом. Тогда вычисление заданной точности (погрешности) вычисляется по следующей формуле: Методика выполнения задания - student2.ru , где N – количество точек (узлов) в начальной таблице, I − интеграл, a = 2 − для метода прямоугольников и метода трапеций.

Наши рекомендации