Методические аспекты обучения решению уравнений отдельных видов

1. Квадратные уравнения.

1.1. Приведём более простой по сравнению с учебником способ вывода формулы корней квадратного уравнения.

Рассмотрим квадратное уравнение Методические аспекты обучения решению уравнений отдельных видов - student2.ru , где а ¹ 0.

Умножим обе части уравнения на 4а, получим уравнение Методические аспекты обучения решению уравнений отдельных видов - student2.ru , равносильное данному по свойству 2.

Выделим полный квадрат Методические аспекты обучения решению уравнений отдельных видов - student2.ru , Методические аспекты обучения решению уравнений отдельных видов - student2.ru .

Введём обозначение Методические аспекты обучения решению уравнений отдельных видов - student2.ru и назовём полученное выражение дискриминантом (в переводе «различитель»). Уравнение примет вид Методические аспекты обучения решению уравнений отдельных видов - student2.ru .

Рассмотрим 3 случая.

1случай. 2случай 3 случай.

D>0. D=0. D<0.

Тогда Методические аспекты обучения решению уравнений отдельных видов - student2.ru , Методические аспекты обучения решению уравнений отдельных видов - student2.ru Корней нет.

Методические аспекты обучения решению уравнений отдельных видов - student2.ru

Делаем вывод о количестве корней уравнения. Авторы учебника [2] считают, что во втором случае уравнение имеет один корень. Их точка зрения понятна, если исходить из того, что решить уравнение – это значит найти множество его корней. Тогда запись { Методические аспекты обучения решению уравнений отдельных видов - student2.ru , Методические аспекты обучения решению уравнений отдельных видов - student2.ru } - безграмотна. С другой стороны, основная теорема алгебры утверждает, что уравнение имеет столько корней, какова его степень. Значит, квадратное уравнение имеет в этом случае два корня. В высшей алгебре вводится понятие кратного корня. Поэтому можно сказать, что корень один, но кратность его равна 2. В школьном курсе понятие кратности корня не используется, поэтому говорят, что уравнение имеет два равных корня.

1.2. Следует добиться знания всеми учащимися формулы корней квадратного уравнения Методические аспекты обучения решению уравнений отдельных видов - student2.ru со вторым чётным коэффициентом:

Методические аспекты обучения решению уравнений отдельных видов - student2.ru .

1.3. Важным средством проверки правильности решения квадратного уравнения служит теорема Виета, а обратная теорема позволяет устно найти корни квадратного уравнения. Поэтому следует настойчиво формировать умение учащихся применять эти теоремы.

1.4. Иногда рассматривается формула корней приведённого квадратного уравнения Методические аспекты обучения решению уравнений отдельных видов - student2.ru : Методические аспекты обучения решению уравнений отдельных видов - student2.ru Для запоминания формулы Радионяня сочинила стишок:

Чтобы решить уравненье,

Корни его посчитать,

Нужно немного терпенья

Ручка, перо и тетрадь.

Минус напишем сначала,
Рядом с ним р пополам,

Плюс, минус знак радикала,

С детства знакомого нам.

Ну а под корнем, приятель,

Сводится всё к пустяку:

р пополам и в квадрате,

Минус несчастное q.

Старомодно, но запомнить помогает.

2. Дробные рациональные уравнения.

Существуют различные методы решения дробных рациональных уравнений. Один из них состоит в приведении такого уравнения к виду Методические аспекты обучения решению уравнений отдельных видов - student2.ru , затем используется условие дроби равенства нулю, позволяющее получить равносильную данному уравнению систему Методические аспекты обучения решению уравнений отдельных видов - student2.ru Учителя, работающие в школе, когда в учебнике приводилось такое решение, до сих пор предпочитаю пользоваться таким методом. Авторы современных учебников предлагают решать дробно – рациональные уравнения методом приведения к целому виду. Однако, ввиду того, что теория равносильности в школе не рассматривается, такой метод нельзя считать теоретически обоснованным.

На примере решения уравнения Методические аспекты обучения решению уравнений отдельных видов - student2.ru формулируется алгоритм:

1) найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение;

2) умножить обе части уравнения на общий знаменатель;

3) решить получившееся целое уравнение;

4) исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.

Для обоснования приведённого алгоритма, используется свойство об умножении обеих частей уравнения на число, отличное от нуля. С оговоркой «мы умножали обе части не на число, отличное от нуля, а на выражение, содержащее переменную, которое может обращаться в нуль. Поэтому не каждый корень полученного целого уравнения обязательно окажется корнем данного уравнения». Приведённые рассуждения и делают необходимым пункт 4 приведённого алгоритма.

Методические аспекты изучения уравнений других видов будут рассмотрены в дальнейшем, при обсуждении методики изучения тригонометрии, показательной, логарифмической функции. Математические аспекты линии уравнений и неравенств достаточно полно представлены в курсах «Введение в математику» (6 семестр) и «Элементарная математика» (8 семестр).

Наши рекомендации