Монотонность и экстремумы.

I. Цели и задачи занятия

1. Выработать навыки исследования функций на монотонность и экстремумы с помощью первой производной.

2. Показать обучающимся важность данной темы в курсе изучаемой дисциплины.

3. Воспитывать у обучающихся настойчивость в достижении поставленной цели.

II. План проведения и расчет учебного времени

Содержание и порядок проведения занятия Время, мин
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы:  
1. Монотонность и экстремумы.
2. Исследование функций.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ  
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

III. Учебно-материальное обеспечение

Классная доска, раздаточный материал, планшет, видеопроектор, экран.

IV. Методические материалы

К проведению практического занятия

Во вводной части занятия (5 мин.) после объявления темы и целей практического занятия целесообразно изложить последовательность обсуждения учебных вопросов.

Первый учебный вопрос (10 мин).

Монотонность и экстремумы.

При изложении первого учебного вопроса следует напомнить обучающимся понятие монотонной функции, необходимое и достаточное условия существования экстремума в точке.

Функция Монотонность и экстремумы. - student2.ru называется возрастающей в некотором интервале, если большему значению аргумента соответствует большее значение функции, т.е. если Монотонность и экстремумы. - student2.ru => Монотонность и экстремумы. - student2.ru (если Монотонность и экстремумы. - student2.ru => Монотонность и экстремумы. - student2.ru – неубывающая).

Функция Монотонность и экстремумы. - student2.ru называется убывающей в некотором интервале, если большему значению аргумента соответствует меньшее значение функции, т.е. если Монотонность и экстремумы. - student2.ru => Монотонность и экстремумы. - student2.ru (если Монотонность и экстремумы. - student2.ru => Монотонность и экстремумы. - student2.ru – невозрастающая).

Возрастающие и убывающие функции называются монотонными (строго монотонными). Интервалы, в которых функция монотонна, называются интервалами монотонности.

Признаки монотонности: Если дифференцируемая на интервале Монотонность и экстремумы. - student2.ru функция Монотонность и экстремумы. - student2.ru возрастает (убывает), то Монотонность и экстремумы. - student2.ru ( Монотонность и экстремумы. - student2.ru ) для Монотонность и экстремумы. - student2.ru .

Геометрическое утверждение означает, что касательные к графику возрастающей функции образуют острые углы с Монотонность и экстремумы. - student2.ru (т.к. Монотонность и экстремумы. - student2.ru => Монотонность и экстремумы. - student2.ru – острый).

Точками экстремума функции являются точки максимума и минимума.

Необходимое условие экстремума: Если дифференцируемая функция Монотонность и экстремумы. - student2.ru имеет экстремум в точке Монотонность и экстремумы. - student2.ru , то ее производная в этой точке равна нулю: Монотонность и экстремумы. - student2.ru .

Достаточные условия возрастания и убывания функции: Если функция Монотонность и экстремумы. - student2.ru дифференцируема на интервале Монотонность и экстремумы. - student2.ru и Монотонность и экстремумы. - student2.ru ( Монотонность и экстремумы. - student2.ru ) для Монотонность и экстремумы. - student2.ru , то эта функция возрастает (убывает) на интервале Монотонность и экстремумы. - student2.ru .

Точки, в которых производная равна нулю или не существует, называются критическими точками (т.е. подозрительными на экстремум, в них возможен экстремум, но может и не быть).

Первое достаточное условие существование экстремума: Если непрерывная функция Монотонность и экстремумы. - student2.ru дифференцируема в некоторой окрестности критической точки Монотонность и экстремумы. - student2.ru и при переходе через нее (слева направо) производная Монотонность и экстремумы. - student2.ru меняет знак с «+» на «–», то Монотонность и экстремумы. - student2.ru – точка максимума, с «–» на «+», то Монотонность и экстремумы. - student2.ru – точка минимума (если знак не меняется – экстремума нет).

Схема исследования функции на монотонность и экстремумы:

1. Найти производную функции Монотонность и экстремумы. - student2.ru .

2. Найти все критические точки из области определения функции, для этого:

а) Монотонность и экстремумы. - student2.ru – найти корни, которые являются внутренними точками области определения;

б) найти значения аргумента, при которых производная не существует.

3. Установить знаки производной функции при переходе через критические точки и выписать точки экстремума.

4. Вычислить значения функции в точках экстремума.

Второе достаточное условие существование экстремума: Если в точке Монотонность и экстремумы. - student2.ru первая производная функции Монотонность и экстремумы. - student2.ru равна нулю ( Монотонность и экстремумы. - student2.ru ), а вторая производная в точке Монотонность и экстремумы. - student2.ru существует и отлична от нуля ( Монотонность и экстремумы. - student2.ru ), то при Монотонность и экстремумы. - student2.ru в точке Монотонность и экстремумы. - student2.ru функция имеет максимум и минимум – при Монотонность и экстремумы. - student2.ru .

Правило исследования функции на экстремум с помощью второй производной:

1. Найти первую производную Монотонность и экстремумы. - student2.ru .

2 Приравняв ее к нулю, найти критические точки.

3. Найти вторую производную Монотонность и экстремумы. - student2.ru .

4. Найти значения Монотонность и экстремумы. - student2.ru в критических точках:

если она окажется <0, то критическая точка – точка максимума;

если она окажется >0, то критическая точка – точка минимума.

Вопросы, задаваемые обучающимся:

  1. Какая функция называется возрастающей (неубывающей)?
  2. Какая функция называется убывающей (невозрастающей)?
  3. Что такое интервалы монотонности функции?

Наши рекомендации