Составление протокола измерений

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕПИ СИНУСОИДАЛЬНОГО ТОКА

Методические указания

к лабораторным работам по ТОЭ ч.1

Киров 2016

Печатается по решению редакционно-издательского совета Вятского государственного университета.

УДК

Авторы: ст. преподаватель Феофилактов С.А., кафедра ЭиЭ

ст. преподаватель Семёновых Л.В., кафедра ЭиЭ

доцент Кривошеин И.Л., кафедра ЭиЭ

Феофилактов С.А., Семёновых Л.В. Кривошеин И.Л. Исследование цепи синусоидального тока: методические указания к лабораторным работам по ТОЭ ч.1. – Киров: Изд-во ВятГУ, 2016. – 14 с.

Авторская редакция

Подписано в печать Усл.печ.л.

Бумага офсетная

Заказ № Тираж Бесплатно

Текст напечатан с оригинал-макета, предоставленного авторами

____________

610000, г. Киров, ул. Московская, 36.

Оформление обложки, изготовление – ПРИП ВятГУ.

© Вятский государственный университет, 2011

© Феофилактов С.А., 2011

© Семёновых Л.В., 2011

© Кривошеин И.Л., 2011

Введение

Общие указания и правила выполнения лабораторных работ

Выполнение лабораторных работ – важная часть учебного процесса, преследующая цель более глубокого усвоения теоретических положений изучаемой дисциплины и приобретения навыков исследовательской работы.

Перед началом лабораторных работ студенты должны изучить правила и технику безопасности работы в лаборатории.

Для успешного проведения лабораторных занятий каждая лабораторная работа выполняется бригадой в составе 2–3 человека. Бригада обязана проделать все лабораторные работы, предусмотренные учебным планом кафедры.

До начала очередной лабораторной работы студент должен ознакомиться с соответствующими указаниями и рекомендованной литературой. Перед выполнением работы необходимо иметь заранее заготовленную форму протокола измерений. Бланк протокола измерений должен быть подготовлен каждым студентом перед лабораторной работой с использованием множительной техники или переписан от руки.

Прежде чем приступить к выполнению работы, студент должен твердо знать теоретический материал темы, к которой принадлежит данная работа, ясно представлять поставленную в работе задачу, способы ее разрешения и ожидаемые результаты.

Вся экспериментальная часть работы выполняется в полном объеме и той последовательности, как это предусмотрено данными методическими рекомендациями, под наблюдением преподавателя.

Если составляются сложные схемы, следует придерживаться определенного порядка: сначала соединяются последовательно цепи всех приборов с соответствующей аппаратурой, а затем – все параллельные цепи приборов и аппаратура, относящаяся к ним. При соединении элементов цепи и измерительных приборов рекомендуется подключать к клеммам не более двух проводников. Соединяя элементы цепи, следует обратить внимание на правильное включение генераторных зажимов приборов (фазометра, ваттметра). В работах на постоянном токе, необходимо следить за правильным включением приборов, поскольку показания их зависят от направления тока.

Во всех случаях, когда возникает сомнение в правильности полученных результатов измерений, необходимо повторить их вместе с преподавателем.

Обращение с приборами и оборудованием требует большой осторожности и внимательности. Включать напряжение для выполнения опыта можно только после проверки цепи преподавателем или лаборантом.

Описание каждой лабораторной работы в данном учебном пособии включает теоретическую часть, практическую часть и образец бланка протокола измерений.

Составление протокола измерений

Протокол измерений должен вестись с особой тщательностью, так как он является единственным документом, остающимся в распоряжении экспериментаторов. В протоколе должны отмечаться содержание соответствующего пункта лабораторной работы по программе, электрическая схема, по которой производились измерения.

Запись измерений необходимо вести карандашом в таблицах, указывая в заголовках граф таблиц наименование измеряемых величин и единицы измерения.

Ошибочные записи, промахи и сомнительные наблюдения зачеркиваются, но так, чтобы зачеркнутое можно было разобрать.

Если проведение опыта требует выполнения предварительных расчетов, то в протоколе должны быть указаны формулы, по которым они производились и числовые значения, подставленные в формулы.

Рекомендуется после выполнения каждого пункта работы производить, хотя бы ориентировочно, требуемые программой расчеты и построения. Это дает возможность установить правильность проведения опыта.

После выполнения лабораторной работы заполненный протокол утверждается у преподавателя и является неотъемлемой частью отчета о лабораторной работе. Отсутствие у студента утвержденного протокола приравнивается к прогулу. Результаты измерений предъявляются для просмотра преподавателю до разборки исследуемой цепи, затем обводятся чернилами.

Если результаты наблюдений оказываются неудовлетворительными, то опыт необходимо повторить. Удовлетворительные результаты подписываются преподавателем.

Составление отчета

На основании протокола измерений составляется отчет о работе, который включает все данные, занесенные в протокол наблюдений, а также все необходимые вычисления, схемы, графики и диаграммы.

Отчет по выполненной работе составляется по соответствующей форме, приведенной в каждой работе, и должен содержать титульный лист с полной информацией об авторе.

Представляя результаты в графической форме, следует пользоваться масштабами, которые давали бы возможность легко пользоваться графиком. Рекомендуется применять шкалы, масштаб которых выражается числами 1, 2 или 5, умноженными на 10n, где n – целое число. Координатные оси должны быть обозначены с указанием единиц измерения.

На графиках экспериментальных зависимостей обязательно должны быть отмечены точки кривой, полученные в результате эксперимента. На расчетных кривых точки не ставятся.

Векторные и круговые диаграммы должны быть построены в масштабе с указанием его на диаграмме. Масштаб на векторных и круговых диаграммах обозначается указанием масштабного коэффициента. Например, если на диаграмме напряжений отрезку 1 см соответствует 5 В, то следует писать mU =5 В/см. Если на диаграмме токов отрезку 1 см соответствует 0,1 A, то следует писать mI = 0,1 A/см.

Отчет представляется преподавателю к следующему лабораторному занятию отдельно каждым студентом. Без сдачи отчета студент не допускается к выполнению очередной работы. Кроме того, вместе с отчетами каждый студент представляет протокол измерений, подписанный ранее преподавателем.

Цель работы

Целью работы является исследование свойств разветвленной цепи синусоидального тока, определение параметров ветвей и расчёт режима цепи с помощью векторных и топографических диаграмм.

I Общие сведения

При расчете цепей синусоидального тока применяется символический (комплексный) метод. Метод называется символическим потому, что функции времени тока и напряжения заменяют их символическими комплексными изображениями. Из математики известно, что если имеется показательная функция Составление протокола измерений - student2.ru , где Составление протокола измерений - student2.ru - мнимая единица ( Составление протокола измерений - student2.ru ), то по формуле Эйлера:

Составление протокола измерений - student2.ru ,

т.е. синусоидальный ток Составление протокола измерений - student2.ru , может быть представлен как мнимая часть некоторой комплексной функции. Если мгновенное значение тока записано следующим образом:

Составление протокола измерений - student2.ru ,

где Составление протокола измерений - student2.ru - амплитудное значение тока; Составление протокола измерений - student2.ru - начальная фаза тока;

то соответствующая ему комплексная функция запишется в виде:

Составление протокола измерений - student2.ru .

При расчетах полагают Составление протокола измерений - student2.ru , тогда Составление протокола измерений - student2.ru .

Величина Составление протокола измерений - student2.ru называется комплексной амплитудой тока. Запись комплексного числа в таком виде называют показательной формой записи. При расчете токов часто используется комплексное действующее значение тока:

Составление протокола измерений - student2.ru .

Аналогично можно представить в комплексном виде синусоидальное напряжение: Составление протокола измерений - student2.ru . Любое комплексное число можно изобразить на комплексной плоскости в виде вектора. Совокупность нескольких векторов на комплексной плоскости, изображающих функции времени, называется векторной диаграммой.

Составление протокола измерений - student2.ru

Рисунок 4.1

Положительные углы на комплексной плоскости отсчитываются от оси Составление протокола измерений - student2.ru против часовой стрелки, а отрицательные - по часовой стрелке. Комплексное число может быть представлено в алгебраической форме записи, т.е. в виде составляющих вектора по осям:

Составление протокола измерений - student2.ru .

При известном комплексном действующем значении тока Составление протокола измерений - student2.ru его соответствующее мгновенное значение записывается так:

Составление протокола измерений - student2.ru .

Следует учитывать, что токи и напряжения на различных участках электрической цепи могут иметь различную начальную фазу. Наглядное представление о фазовых соотношениях даёт векторная диаграмма токов и напряжений.

При синусоидальном токе Составление протокола измерений - student2.ru мгновенное значение напряжения на резисторе Составление протокола измерений - student2.ru совпадает по фазе с током. В комплексной форме записи:

Составление протокола измерений - student2.ru , Составление протокола измерений - student2.ru (1)

Векторная диаграмма напряжения на резисторе и тока в нем изображена на рис. 4.2.

Составление протокола измерений - student2.ru

Рисунок 4.2.

При построении совпадающие вектора всегда изображают с небольшим смещением относительно друг друга, чтобы можно было различить начало и конец каждого вектора.

Напряжение на индуктивном элементе:

Составление протокола измерений - student2.ru ,

опережает по фазе ток на Составление протокола измерений - student2.ru (или Составление протокола измерений - student2.ru ).

Комплекс действующего значения напряжения на индуктивности:

Составление протокола измерений - student2.ru (2)

Величину Составление протокола измерений - student2.ru называют индуктивным сопротивлением, а величину Составление протокола измерений - student2.ru называют комплексным индуктивным сопротивлением. Векторная диаграмма для идеальной (без потерь) индуктивной катушки изображена на рисунке 4.3.

Составление протокола измерений - student2.ru

Рисунок 4.3.

Напряжение на конденсаторе отстаёт по фазе от тока на Составление протокола измерений - student2.ru (или Составление протокола измерений - student2.ru ):

Составление протокола измерений - student2.ru .

Эта же запись в комплексной форме:

Составление протокола измерений - student2.ru (3)

Величина Составление протокола измерений - student2.ru - ёмкостное сопротивление, а Составление протокола измерений - student2.ru - комплексное ёмкостное сопротивление.

Векторная диаграмма для конденсатора представлена на рисунке 4.4.

Составление протокола измерений - student2.ru

Рисунок 4.4.

Рассмотрим построение векторной диаграммы сложной цепи на примере схемы, изображённой на рис. 4.5. Для цепей с несколькими токами или напряжениями на векторной диаграмме должны соблюдаться законы Кирхгофа.

Составление протокола измерений - student2.ru Составление протокола измерений - student2.ru

Рисунок 4.5.

Построение векторной диаграммы удобнее начинать с построения вектора Составление протокола измерений - student2.ru , общего для обеих ветвей. В ветви с активно-индуктивным сопротивлением ток Составление протокола измерений - student2.ru отстаёт по фазе от напряжения Составление протокола измерений - student2.ru на угол Составление протокола измерений - student2.ru , а в ветви с активно-емкостным сопротивлением ток Составление протокола измерений - student2.ru опережает напряжение на угол Составление протокола измерений - student2.ru . Векторная сумма токов Составление протокола измерений - student2.ru и Составление протокола измерений - student2.ru равна общему току Составление протокола измерений - student2.ru в соответствии с первым законом Кирхггофа.

Для определения направления тока Составление протокола измерений - student2.ru нужно построить треугольник Составление протокола измерений - student2.ru Составление протокола измерений - student2.ru Составление протокола измерений - student2.ru (по трем известным сторонам) руководствуясь вторым законом Кирхгофа (векторная сумма Составление протокола измерений - student2.ru ). Вектор тока Составление протокола измерений - student2.ru совпадает по направлению с вектором напряжения Составление протокола измерений - student2.ru на резисторе Составление протокола измерений - student2.ru . Вектор напряжения на ёмкостном сопротивлении на Составление протокола измерений - student2.ru отстаёт от тока Составление протокола измерений - student2.ru и построен из конца вектора Составление протокола измерений - student2.ru . Значение напряжения Составление протокола измерений - student2.ru можно вычислить по формуле (3).

Направление тока Составление протокола измерений - student2.ru выбирают в соответствии с результатом измерения сдвига фаз между общим током и напряжением цепи.

Для определения направления тока Составление протокола измерений - student2.ru нужно построить треугольник Составление протокола измерений - student2.ru Составление протокола измерений - student2.ru Составление протокола измерений - student2.ru , используя первый закон Кирхгофа.

Вектор напряжения Составление протокола измерений - student2.ru на активном сопротивлении катушки Составление протокола измерений - student2.ru построим по направлению тока Составление протокола измерений - student2.ru . Значение напряжения можно определить по формуле (1). Из конца этого вектора под углом Составление протокола измерений - student2.ru к току Составление протокола измерений - student2.ru построим вектор напряжения на индуктивном сопротивлении, значение которого определится по формуле (2). Векторная сумма Составление протокола измерений - student2.ru (второй закон Кирхгофа).

Сопротивления приёмников можно рассчитать по закону Ома, если известны токи в ветвях и напряжения на отдельных элементах цепи. Из векторной диаграммы видно, что напряжения на элементах связаны следующими уравнениями:

Составление протокола измерений - student2.ru

Составление протокола измерений - student2.ru .

По закону Ома полное сопротивление первой и второй ветвей соответственно:

Составление протокола измерений - student2.ru , Составление протокола измерений - student2.ru .

Разность фаз между напряжением и током в каждой ветви можно рассчитать так:

Составление протокола измерений - student2.ru ; Составление протокола измерений - student2.ru .

Кроме векторной диаграммы при анализе цепей синусоидального тока часто пользуются топографической диаграммой. Она представляет собой диаграмму из точек комплексных потенциалов цепи, построенных на комплексной плоскости. Каждой точке схемы соответствует определённая точка на комплексной плоскости.

Рассмотрим построение топографической диаграммы для схемы, изображённой на рис. 4.6.

Составление протокола измерений - student2.ru Составление протокола измерений - student2.ru

Рисунок 4.6.

Построение топографической диаграммы начинаем с построения векторной диаграммы токов. Для этого зададимся направлением одного из токов в схеме, например, направим ток Составление протокола измерений - student2.ru по оси Составление протокола измерений - student2.ru . Условимся считать комплексный потенциал точки Составление протокола измерений - student2.ru равным 0. Тогда положение (потенциал) точки Составление протокола измерений - student2.ru можно определить в соответствии с уравнением:

Составление протокола измерений - student2.ru ,

то есть в выбранном масштабе напряжения отложить отрезок равный напряжению Составление протокола измерений - student2.ru по направлению вектора тока Составление протокола измерений - student2.ru . Далее определяем положение (потенциал) точки Составление протокола измерений - student2.ru :

Составление протокола измерений - student2.ru .

Точка Составление протокола измерений - student2.ru на комплексной плоскости находится следующим образом: из конца отрезка Составление протокола измерений - student2.ru (т.е. из точки Составление протокола измерений - student2.ru ) под углом Составление протокола измерений - student2.ru к вектору тока Составление протокола измерений - student2.ru откладываем отрезок, по длине соответствующий Составление протокола измерений - student2.ru (напряжение на индуктивном сопротивлении опережает по фазе ток на Составление протокола измерений - student2.ru ). Сумма векторов Составление протокола измерений - student2.ru и Составление протокола измерений - student2.ru равна вектору напряжения Составление протокола измерений - student2.ru . Вектор тока Составление протокола измерений - student2.ru нужно построить под углом Составление протокола измерений - student2.ru к направлению Составление протокола измерений - student2.ru , т.к. ток в индуктивном сопротивлении отстаёт по фазе от напряжения на Составление протокола измерений - student2.ru . Векторная сумма токов Составление протокола измерений - student2.ru и Составление протокола измерений - student2.ru равна вектору тока Составление протокола измерений - student2.ru . Потенциал точки Составление протокола измерений - student2.ru :

Составление протокола измерений - student2.ru .

Для нахождения точки Составление протокола измерений - student2.ru необходимо отложить из точки Составление протокола измерений - student2.ru вектор напряжения Составление протокола измерений - student2.ru под углом Составление протокола измерений - student2.ru к вектору тока Составление протокола измерений - student2.ru . Вектор напряжения Составление протокола измерений - student2.ru равен напряжению на входе цепи Составление протокола измерений - student2.ru .

Мощности источников и пассивных участков цепи также можно представить в комплексной форме:

Составление протокола измерений - student2.ru ,

где Составление протокола измерений - student2.ru - полная комплексная мощность;

Составление протокола измерений - student2.ru – сопряженное комплексное действующее значение тока Составление протокола измерений - student2.ru ;

Составление протокола измерений - student2.ru - активная мощность цепи;

Составление протокола измерений - student2.ru - реактивная мощность цепи.

В цепи синусоидального тока выполняется баланс комплексных, активных и реактивных мощностей источников и потребителей:

Составление протокола измерений - student2.ru ;

Составление протокола измерений - student2.ru ;

Составление протокола измерений - student2.ru .

II Содержание и порядок выполнения работы

В лабораторной работе используют: источник синусоидального напряжения из модуля ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕНЕРАТОР; измерительные приборы блока ИЗМЕРИТЕЛЬ ФАЗЫ; МУЛЬТИМЕТРЫ в режиме измерения синусоидального напряжения; МОДУЛЬ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ синусоидального тока (амперметры РА2 и РА3). Амперметры РА2 и РА3 имеют внутреннее сопротивление Составление протокола измерений - student2.ru Ом и индуктивность Составление протокола измерений - student2.ru мГн (для амперметров с пределом 25..250 мА). Пассивные элементы цепи выбирают из блока МОДУЛЬ РЕАКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ.

Частоту Составление протокола измерений - student2.ruи параметры пассивных элементов задает преподаватель. Рекомендуемые значения представлены в таблице 4.1.

Таблица 4.1

Вариант
f, Гц
Составление протокола измерений - student2.ru ,мГн
Составление протокола измерений - student2.ru ,мкФ 6,8
Вторая катушка L1 L2 L2 L2 L2 L2 L2 L2 L2 L2

Лабораторная работа состоит из двух частей. В первой части выполняют измерения для расчета и построения векторных диаграмм напряжения и тока разветвленной цепи синусоидального тока.

Во второй части выполняют опыты для расчета комплексных сопротивлений участков исследуемой цепи. Полученные данные используют для расчета цепи символическим (комплексным) методом. Результаты расчета сравнивают с данными, полученными в первой части работы.

Составление протокола измерений - student2.ru Составление протокола измерений - student2.ru

Рисунок 4.7. Функциональная схема исследуемой электрической цепи.


Подготовительный этап.

• Собрать электрическую цепь по схеме, приведенной на рис. 4.7. Тумблер SA2 модуля ИЗМЕРИТЕЛЬ ФАЗЫ установить в положение I2.

• Проверить собранную электрическую цепь в присутствии преподавателя.

• Заданные преподавателем значения пассивных элементов установить в блоках МОДУЛЬ РЕЗИСТОРОВ и МОДУЛЬ РЕАКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ. Их значения записать в протокол измерений. Внутреннее сопротивление амперметров РА2 и РА3 Составление протокола измерений - student2.ru Ом и индуктивность Составление протокола измерений - student2.ru мГн (для 25..250 мА) записать в протокол измерений.

• Включить автоматический выключатель QF блока МОДУЛЬ ПИТАНИЯ и тумблер Сеть модуля ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕНЕРАТОР. Переключатель Форма установить в положение ~.

Первая часть работы (исследование разветвленной цепи).

• Регулятором Частота модуля ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕНЕРАТОР, получить заданное преподавателем значение частоты Составление протокола измерений - student2.ru. Регулятором Амплитуда установить действующее значение напряжения Составление протокола измерений - student2.ru на выходе модуля 7-8 В. Если при этом значении напряжения амперметр РА2 или РА3 измеряет ток больше 100 мА (зашкаливает), напряжение необходимо уменьшить до 5-6 В. Записать значения напряжения и частоты в таблицу 1П протокола измерений.

• Измерить действующее значение напряжений Составление протокола измерений - student2.ru ; токов Составление протокола измерений - student2.ru и Составление протокола измерений - student2.ru ; активную мощность Составление протокола измерений - student2.ru цепи, угол Составление протокола измерений - student2.ru между напряжением и током на входе цепи. Измеренные значения занести в табл. 1П.

• Выполнить предварительные расчеты, указанные в протоколе измерений.

Вторая часть работы (определение параметров ветвей).

• Регулятором Амплитуда уменьшить до нуля напряжение на выходе модуля ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕНЕРАТОР.

• Замкнуть участок с напряжением Составление протокола измерений - student2.ru . Для этого установить перемычку между клеммами U и com мультиметра U2 (РР).

• Регулятором Амплитуда модуля ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕНЕРАТОР установить действующее значение напряжения Составление протокола измерений - student2.ru на выходе модуля 3-4 В.

• Записать в табл. 2П (Участок 1) результаты измерения Составление протокола измерений - student2.ru модуля ИЗМЕРИТЕЛЬ ФАЗЫ (РР).

• Убрать перемычку между клеммами U и com мультиметра U2 (РР).

• Регулятором Амплитуда уменьшить до нуля напряжение на выходе модуля ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕНЕРАТОР.

• Замкнуть участок с напряжением Составление протокола измерений - student2.ru . Для этого установить перемычку между клеммами U и com мультиметра U1 (РР).

• Регулятором Амплитуда модуля ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕНЕРАТОР установить действующее значение напряжения Составление протокола измерений - student2.ru на выходе модуля 3-4 В.

• Записать в табл. 2П (Участок 2) результаты измерения Составление протокола измерений - student2.ru модуля ИЗМЕРИТЕЛЬ ФАЗЫ (РР).

• Замкнуть участок с напряжением Составление протокола измерений - student2.ru . Для этого установить перемычку между клеммами U и com мультиметра U1 (РР).

• Разомкнуть ветвь с током Составление протокола измерений - student2.ru ( Составление протокола измерений - student2.ru ).

• Записать в таблицу 2П (Ветвь Составление протокола измерений - student2.ru ) протокола результаты измерения U, I, Составление протокола измерений - student2.ru модуля ИЗМЕРИТЕЛЬ ФАЗЫ (РР).

• Восстановить цепь тока Составление протокола измерений - student2.ru .

• Замкнуть участок с напряжением Составление протокола измерений - student2.ru . Для этого установить перемычку между клеммами U и com мультиметра U1 (РР).

• Разомкнуть ветвь с током Составление протокола измерений - student2.ru ( Составление протокола измерений - student2.ru ).

• Записать в табл. 2П (Ветвь Составление протокола измерений - student2.ru ) результаты измерения Составление протокола измерений - student2.ru модуля ИЗМЕРИТЕЛЬ ФАЗЫ(РР).

• Выполнить предварительные расчеты, указанные в протоколе измерений. Сравните с результатами, полученными в первой части работы.

• Протокол измерений утвердить у преподавателя.

• Выключить тумблер Сеть модуля ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕНЕРАТОР и автоматический выключатель QF модуля питания.

Протокол измерений к лабораторной работе №4

«ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕПИ СИНУСОИДАЛЬНОГО ТОКА»

Составление протокола измерений - student2.ru

Рис. 1П. Схема замещения исследуемой электрической цепи

Параметры цепи для варианта:

Составление протокола измерений - student2.ru , В Составление протокола измерений - student2.ru ,Гц Составление протокола измерений - student2.ru , мГн Составление протокола измерений - student2.ru , мкФ Составление протокола измерений - student2.ru , Ом Составление протокола измерений - student2.ru , мГн
           

Первая часть работы (режим работы разветвленной цепи)

Таблица 1П. Данные для построения векторной диаграммы

Составление протокола измерений - student2.ru , В Составление протокола измерений - student2.ru , В Составление протокола измерений - student2.ru , В Составление протокола измерений - student2.ru , мА Составление протокола измерений - student2.ru , мА Составление протокола измерений - student2.ru , мА Составление протокола измерений - student2.ru , Составление протокола измерений - student2.ru Составление протокола измерений - student2.ru , Вт
               

Предварительные расчеты по данным табл. 1П

Таблица 2П. Определение сопротивлений участков цепи

Составление протокола измерений - student2.ru Составление протокола измерений - student2.ru , Вт Составление протокола измерений - student2.ru , Ом Составление протокола измерений - student2.ru , Ом Составление протокола измерений - student2.ru , Ом Составление протокола измерений - student2.ru , Ом Составление протокола измерений - student2.ru , Ом
           

Вторая часть работы (параметры ветвей)

Таблица 3П. Данные для определения параметров ветвей

Ветвь Составление протокола измерений - student2.ru Участок 1 ( Составление протокола измерений - student2.ru ) Участок 2 ( Составление протокола измерений - student2.ru ) Ветвь Составление протокола измерений - student2.ru ( Составление протокола измерений - student2.ru , Составление протокола измерений - student2.ru ) Ветвь Составление протокола измерений - student2.ru ( Составление протокола измерений - student2.ru , Составление протокола измерений - student2.ru )
Составление протокола измерений - student2.ru , В Составление протокола измерений - student2.ru , мА Составление протокола измерений - student2.ru , Составление протокола измерений - student2.ru Составление протокола измерений - student2.ru , В Составление протокола измерений - student2.ru , мА Составление протокола измерений - student2.ru , Составление протокола измерений - student2.ru Составление протокола измерений - student2.ru , В Составление протокола измерений - student2.ru , мА Составление протокола измерений - student2.ru , Составление протокола измерений - student2.ru Составление протокола измерений - student2.ru , В Составление протокола измерений - student2.ru , мА Составление протокола измерений - student2.ru , Составление протокола измерений - student2.ru
                       

Предварительные расчеты по данным табл. 3П

Таблица 4П. Расчет параметров ветвей

Составление протокола измерений - student2.ru , Ом Составление протокола измерений - student2.ru , Ом Составление протокола измерений - student2.ru , Ом Составление протокола измерений - student2.ru , Ом
       

Работу выполнил _______________________________

Работу проверил _________________________________

III Содержание отчёта

1. Отразить наименование и цель лабораторной работы.

2. Начертить схему замещения исследуемой электрической цепи, указать значения параметров цепи.

3. По результатам измерений (табл. 1П протокола) построить в масштабах векторные диаграммы напряжения и тока. Начинать построения можно с вектора тока Составление протокола измерений - student2.ru , направив его по оси вещественных чисел. Затем изобразить вектор напряжения источника Составление протокола измерений - student2.ru , направив его в соответствии с начальной фазой Составление протокола измерений - student2.ru (положительный угол откладывается против часовой стрелки). Для построения остальных токов и напряжений следует использовать законы Кирхгофа.

4. Определить начальные фазы всех напряжений и токов по диаграмме. Записать все напряжения и токи в виде комплексных чисел.

5. Для исследуемой цепи записать в комплексной форме уравнения по законам Кирхгофа. Используя результаты, полученные в п. 4, проверить численно выполнение этих уравнений.

6. Выполнить расчет токов и потенциалов всех точек цепи. При расчете из протокола наблюдений взять входное напряжение (табл. 1П) и комплексные сопротивления ветвей (табл. 4П). Перед расчетом сопротивления ветвей записать в алгебраической форме, тогда Составление протокола измерений - student2.ru будет соответствовать Составление протокола измерений - student2.ru , Составление протокола измерений - student2.ru - Составление протокола измерений - student2.ru , сопротивления элементов других ветвей определять аналогично. Все расчеты проводить в комплексной форме. По результатам расчета построить топографическую диаграмму. Сравнить результаты расчета с экспериментальными данными (табл. 1П).

7. Записать уравнения баланса активных и реактивных мощностей. При составлении уравнений расчеты рекомендуется проводить в комплексной форме. Проверить выполнение баланса, используя результаты, полученные в п. 4.

8. Сделать выводы по работе, например, о применении законов Кирхгофа в цепях синусоидального тока.

IV Вопросы для самопроверки

1. Запишите полное сопротивление ветви, состоящей из последовательно соединённых сопротивления Составление протокола измерений - student2.ru , индуктивности Составление протокола измерений - student2.ru и ёмкости Составление протокола измерений - student2.ru ? Постройте векторную диаграмму для такой цепи для случая Составление протокола измерений - student2.ru .

2. Запишите комплексное действующее значение напряжения, если мгновенное его значение Составление протокола измерений - student2.ru , В?

3. Вычислите мгновенное значение тока в индуктивности Составление протокола измерений - student2.ru Гн, если к его зажимам приложено напряжение из п.2?

4. Запишите мгновенное значение тока в ёмкости Составление протокола измерений - student2.ru мкФ, если к его зажимам приложено напряжение из п.2?

5. Как рассчитать разность фаз между током в ветви, состоящей из последовательно соединённых Составление протокола измерений - student2.ru и напряжением, приложенным к данной ветви?

6. Найдите действующее значение напряжения на входе цепи, составленной из последовательно соединённых Составление протокола измерений - student2.ru Ом, Составление протокола измерений - student2.ru Ом, Составление протокола измерений - student2.ru Ом, если действующее значение напряжения на ёмкости Составление протокола измерений - student2.ru В?

7. Постройте векторную диаграмму для схемы, состоящей из последовательно соединённых резистора Составление протокола измерений - student2.ru , катушки индуктивности Составление протокола измерений - student2.ru и конденсатора Составление протокола измерений - student2.ru , если Составление протокола измерений - student2.ru .

8. Индуктивная катушка имеет параметры: Составление протокола измерений - student2.ru Ом и Составление протокола измерений - student2.ru мГн. Определите мгновенное значение напряжения на катушке, если ток в ней изменяется по закону Составление протокола измерений - student2.ru , А. Запишите комплексное действующее значение этого напряжения. Постройте векторную диаграмму.

9. Цепь состоит из последовательно соединённых резистора Составление протокола измерений - student2.ru Ом и конденсатора Составление протокола измерений - student2.ru мкФ. Определите мгновенное значение напряжения на входе цепи, если ток в цепи изменяется по закону Составление протокола измерений - student2.ru А. Запишите амплитуду и действующее значение этого напряжения. Постройте векторную диаграмму цепи.

Наши рекомендации