Основе результатов экспериментальных измерений
Повторив процесс предварительных настроек, собрать схему исследуемой параллельной электрической цепи R3–С6 в соответствии с рис. 20. Для этого переключатель 3 (рис. 3) В1 на панели управления макетом установить в положение 3 (передача сигнала со входа переключателя на его выход через сопротивление ). Переключатель 4 (рис. 3) В2 установить в положение 4 (параллельное включение в исследуемую цепь ёмкости ). Переключатель 5 (рис.3) В3 установить в положение 7, соответствующее прямой передаче сигнала со входа переключателя на его выход. Переключатель 6 (рис. 3) В4 установить в положение 5, соответствующее параллельному с ёмкостью подключению сопротивления . Одновременно параллельная цепь R3–С6 оказывается включена параллельно выходным клеммам 8 и байонетному разъему 7 макета (см. рис. 3).
Собрав указанным образом параллельную цепь R3–С6, провести измерения величины действующего значения выходного напряжения на выходе макета для частот от 2 до 20 кГц с шагом 1 кГц путем соответствующего изменения положения ручки 4 (рис. 2) плавного управления значением частоты генератора Г3-109. Значение выходного напряжения на макете для указанных частот занести в табл. 12.
Таблица 12
Экспериментальные значения выходного напряжения параллельной цепи R3–С6
Частота , кГц | |||||||||||||||||||
Параметр | |||||||||||||||||||
, В |
Используя результаты измерений, занесенные в табл. 12, следует рассчитать частотные зависимости:
модуля действующего значения тока в цепи ;
модуля входной проводимости цепи ;
модуля действующего значения тока в сопротивлении ;
модуля действующего значения тока ёмкости ;
фазового сдвига между током и напряжением на входе цепи ;
величины модуля реактивного сопротивления ёмкости ;
величины ёмкости .
Для определения заданных характеристик параллельной цепи R3–С6 следует построить векторную диаграмму токов (треугольник токов) и векторную диаграмму проводимостей (треугольник проводимостей) этой цепи аналогично тому, как это было сделано для параллельной R–L-цепи (рис. 15, 16).
Осью векторной диаграммы токов параллельной цепи R3–С6 является вектор напряжения . Напряжение на цепи является одинаковым для всех элементов этой цепи в данный момент времени на данной частоте. Момент времени, для которого строится векторная диаграмма, по-прежнему возьмем нулевым , чтобы ось векторной диаграммы располагалась горизонтально.
Вдоль оси напряжения в принятом масштабе токов откладываем значение тока на активном сопротивлении , так как ток и напряжение на сопротивлении связаны законом Ома, и сдвига фаз между ними нет. Ток ёмкости откладывают от конца вектора в виде вектора , опережающего вектор на (перпендикулярно вверх), так как ток ёмкости опережает напряжение на эту величину. Соединив начало координат с концом вектора , получим значения тока на входе цепи (в неразветвленной части цепи), а также сдвига фаз между током и напряжением на входе цепи (см. рис. 23).
Рис. 23. Векторная диаграмма токов параллельной цепи (треугольник
токов)
Поделив все стороны треугольника токов параллельной цепи R3–С6 (рис. 23) на общий для них параметр – напряжение на цепи , получим треугольник проводимостей для этой цепи (рис. 24).
Рис. 24. Векторная диаграмма проводимостей параллельной цепи
(треугольник проводимостей)
Величину модуля действующего значения тока в неразветвленной части параллельной цепи R3–С6 можно определить из выражения (47):
. (77)
Найти частотные зависимости величин , , , можно из приведенных выше векторных диаграмм треугольника токов (рис. 23) и треугольника проводимостей (рис. 24) и величины тока :
, (78)
, (79)
, (80)
. (81)
Величину модуля реактивного сопротивления ёмкости можно найти, зная ток ёмкости (80) и напряжение на ней (табл. 12):
. (82)
Значение самой ёмкости из формулы сопротивления ёмкости (66):
. (83)
Результаты вычислений частотных зависимостей величин , , , , , и свести в табл. 13.
Таблица 13
Экспериментальные параметры параллельной цепи R3–С6
Частота , кГц | |||||||||||||||||||
Параметр | |||||||||||||||||||
, А | |||||||||||||||||||
, | |||||||||||||||||||
, А | |||||||||||||||||||
, А | |||||||||||||||||||
, град | |||||||||||||||||||
, Ом | |||||||||||||||||||
, Гн |
По результатам, сведенным в табл. 13, построить графики частотных зависимостей величин , , , , , и . Частотные зависимости величин , , , , построить на тех же осях, что ранее рассчитанные соответствующие зависимости, полученные расчетным путем при выполнении домашнего задания (см. табл. 5).
Построить векторные диаграммы токов и сопротивлений параллельной цепи R3–С6 для трех частот: кГц, кГц, кГц.
Содержание отчета
Отчет о проделанной лабораторной работе должен содержать:
результаты теоретических расчетов параметров и характеристик последовательных и параллельных R–L-и R–C-цепей;
результаты экспериментальных измерений и расчетов параметров и характеристик последовательных и параллельных R–L-и R–C-цепей, включающие совмещенные теоретические и экспериментальные частотные характеристики, таблицы, векторные диаграммы;
выводы с анализом полученных частотных зависимостей и версиями причин расхождения теоретических и экспериментальных результатов.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое амплитудно-частотная характеристика?
2. Что такое фазочастотная характеристика?
3. Что такое комплексная частотная характеристика?
4. Показать, как определяется фазовый сдвиг между током и напряжением на входе цепи с последовательно соединенными и ?
5. Показать, как определяется фазовый сдвиг между напряжением и током на входе цепи с параллельно соединенными и ?
6. Показать, как определяется фазовый сдвиг между током и напряжение на входе цепи с последовательно соединенными и ?
7. Показать, как определяется фазовый сдвиг между напряжением и током на входе цепи с параллельно соединенными и ?
8. Изобразить векторную диаграмму последовательной R–L-цепи, объяснить подробно её построение.
9. Изобразить векторную диаграмму параллельной R–L-цепи, объяснить подробно её построение.
10. Изобразить векторную диаграмму последовательной R–C-цепи, объяснить подробно её построение.
11. Изобразить векторную диаграмму параллельной R–C-цепи, объяснить подробно её построение.
12. Изобразить зависимость модулей действующих значений тока и напряжения на элементах от частоты в цепи, содержащей последовательно включенные и , при питании от источника ЭДС и источника тока.
13. Изобразить зависимость модулей действующих значений тока и напряжения на элементах от частоты в цепи, содержащей последовательно включенные R и C, при питании от источника ЭДС и источника тока.
14. Изобразить зависимость модулей действующих значений тока и напряжения на элементах от частоты в цепи, содержащей параллельно включенные и , при питании от источника ЭДС и источника тока.
15. Изобразить зависимость модулей действующих значений тока и напряжения на элементах от частоты в цепи, содержащей параллельно включенные R и C при питании от источника ЭДС и источника тока.
16. Как осуществить эквивалентный переход от цепи, содержащей последовательно включенные и , к цепи с параллельными элементами?
17. Как осуществить эквивалентный переход от цепи, содержащей параллельно включенные и , к цепи с последовательными элементами?
18. Как обеспечить режим генератора ЭДС и генератора тока при работе с реальными источниками?
19. Как определить фазовый сдвиг между током и напряжением на входе цепи с последовательно включенными и по известным напряжениям на входе и на элементах цепи?
20. Как определить фазовый сдвиг между напряжением и током на входе цепи с параллельно включенными и по известным величинам входного тока и токов ветвей?
21. Построить АЧХ и ФЧХ входного сопротивления и входной проводимости, последовательных R–L- и R–C-цепей.
22. Построить АЧХ и ФЧХ входного сопротивления и входной проводимости, параллельных R–L- и R–C-цепей.
23. Как изменятся АЧХ и ФЧХ входного сопротивления последовательных R–L- и R–C-цепей при увеличении (уменьшении) величин реактивных (активных) элементов цепи?
24. Как изменятся АЧХ и ФЧХ входной проводимости параллельных R–L и цепей при увеличении (уменьшении) величин реактивных (активных) элементов цепи?
25.Показать изменения частотных зависимостей тока в последовательных R–L- и R–C-цепях, при изменениях величин активных и (или) реактивных элементов цепи.
26.Показать изменения частотных зависимостей напряжения в параллельных R–L- и R–C-цепях, при изменениях величин активных и (или) реактивных элементов цепи.
27.Почему наблюдается зависимость от частоты величины индуктивности в последовательной R–L-цепи?
28.Почему наблюдается зависимость от частоты величины индуктивности в параллельной R–L-цепи?
29.Почему наблюдается зависимость от частоты величины ёмкости в последовательной R–C-цепи?
30.Почему наблюдается зависимость от частоты величины ёмкости в параллельной R–C-цепи?
Библиографический список
1. Основы теории цепей: метод. указания по лабораторным работам №1 – 4 для студентов специальности 23.01 – «Радиотехника» / Сост. В. И. Вепринцев, Г. И. Тарасов. – Красноярск: КрПИ, 1990. – 32с.
2. Основы теории цепей: учебник для вузов / Г. В. Зевеке, П. А. Ионкин, А. В. Нетушил, С. В. Страхов. – 5-е изд., перераб. – М.: Энергоатомиздат, 1989. – 528 с.
3. Попов, В. П. Основы теории цепей. – М.: Высш. шк., 1985. – 496 с.
4. Лосев, А. К. Теория линейных электрических цепей. – М.: Высш. шк., 1987. – 512 с.
5. Теория линейных электрических цепей: учебник для вузов / Б. П. Афанасьев, О. Е. Гольдин, И. Г. Кляцкин, Г. Я. Пинес. – М.: Высш. шк., 1973. – 592 с.
Оглавление
Общие сведения. Структура методических указаний……………………3
Цель работы…………………………………………………………………4
Приборы и оборудование……………………………………...…………...4
Теоретические сведения……………………………………………………9
Теоретические расчеты параметров и характеристик простейших
цепей…………………………………………………………………..……24
1.Рассчитать характеристики последовательной R–L-цепи………...…..24
2.Рассчитать характеристики последовательной R–C-цепи……….…...27
3.Рассчитать характеристики параллельной R–L-цепи………………....29
4.Рассчитать характеристики параллельной R–C-цепи…………….…..31
Экспериментальные измерения и расчеты параметров и
характеристик простейших цепей на основе результатов
экспериментальных измерений………………....………………………..33
1.Предварительные настройки……………………………………………33
2.Экспериментально исследовать частотные свойства
последовательной R–L-цепи и рассчитать её параметры и
характеристики на основе результатов экспериментальных
измерений………………………………………………………………….35
3.Экспериментально исследовать частотные свойства
последовательной R–С-цепи и рассчитать её параметры и
характеристики на основе результатов экспериментальных
измерений………………………………………………………………….38
4.Экспериментально исследовать частотные свойства
параллельной R–L-цепи и рассчитать её параметры и
характеристики на основе результатов экспериментальных
измерений………………………………………………………………….42
5.Экспериментально исследовать частотные свойства
параллельной R–С-цепи и рассчитать её параметры и
характеристики на основе результатов экспериментальных
измерений………………………………………………………………….45
Содержание отчета………………………………………………………...49
Контрольные вопросы и задания………………………….……………...49
Библиографический список……………………………………………….51