Доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса дисс-зп

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени академика С.П. КОРОЛЕВА

Кафедра ЭАТ

Отчет по лабораторной работе:

Выполнил: студент группы 3501

Константинов А.В.

Преподаватель: Кучеров А.С.

Самара 2013

ДОПЛЕРОВСКИЙ ИЗМЕРИТЕЛЬ ПУТЕВОЙ СКОРОСТИ И УГЛА СНОСА ДИСС-ЗП

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Унифицированный доплеровский измеритель ДИСС-ЗП предназначен для непрерывного автоматического определения путевой скорости (W) и угла сноса (УС) самолета и выдачи их в навигационное вычислительное устройство НВУ-БЗ, указатель скорости УСВП-К и плановый навигационный прибор ПНП-1.

Система ДИСС-ЗП обеспечивает измерение параметров в диапазонах:

путевой скорости 200—1300 км/ч

угла сноса ±20°

Средняя квадратичная погрешность измерения:

путевой скорости ±0,35%

угла сноса ±15%

Значения измеряемых параметров в режиме само­контроля:

путевой скорости 860—960 км/ч

угла сноса ±0°30'

Потребляемая мощность: по сети переменного тока115 В 400 Гц 600 В-А

по сети постоянного тока 27 В Вт

Масса системы без кабелей 67 кг

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ И РАЗМЕЩЕНИЕ

В комплект аппаратуры ДИСС-ЗП входят высокочастотный узел, электронный блок, блок вычислителей, блок питания, пульт управления и распределительная коробка. Высокочастот­ный узел состоит из антенного, радиопередающего и радиопри­емного устройств. В электронный блок входят блок частотоме­ров, синхронизатор, генератор контроля и схема включения ре­жима «Память».

Высокочастотный узел смонтирован на общей трубчатой ра­ме и установлен в нижней части фюзеляжа между шпангоутами № 3—5. Там же находится вентилятор обдува. Электронный блок, блок вычислителей и блок питания установлены в первом техническом отсеке с правой стороны, на средней полке этажер­ки оборудования, между шпангоутами № 6—8.

Пульт управления (рис. 3.1) установлен на верхнем электро-щитке кабины экипажа, между шпангоутами № 6—7. На пульте управления расположены лампа сигнализации наличия напря­жения питания от бортовой сети «Включено» и лампа сигнализации наличия высокого напряжения, вырабатываемого непо­средственно в измерителе для питания элементов высокочастот­ного узла. Переключатели «Выключено—включено—память- контроль» и «Суша—Море» обеспечивают выбор соответствую­щих режимов работы измерителя.

доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса дисс-зп - student2.ru

Рис. 3.1. Пульт управления измерителя ДИСС-ЗП.

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

В основу работы измерителя ДИСС-ЗП положен эффект Доплера, заключающийся в изменении частоты радиоволн, из­лучаемых из самолета и отраженных от земной поверхности.

Частота Доплера связана с измеряемыми параметрами урав­нением

доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса дисс-зп - student2.ru

Измеритель ДИСС-ЗП представляет собой радиолокацион­ную станцию с непрерывным излучением, работающую в трех­сантиметровом диапазоне волн.

Так как излучение непрерывное, то используются отдельные антенны для передачи и приема с одинаковыми диаграммами направленности.

Антенны измерителя остронаправленные, четырехлучевые (рис. 3.2). Лучи, направленные к земле, отражаются от четырех площадок и используются попарно 1—3 и 2—4.

К площадкам 1 и 2 самолет приближается, поэтому частота колебаний, отраженных от этих площадок и воспринятых антен­ной, больше частоты, излучаемой измерителем, на величину fD.

доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса дисс-зп - student2.ru

Таким образом, при работе одной пары лучей, например 1— 3, на входе приемника будут существовать колебания с двумя частотами:

доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса дисс-зп - student2.ru

Между передающей и приемной антеннами нет полной раз­вязки, поэтому в антенну приемника проникают колебания с частотой f0.

Следовательно, на входе приемника будет существовать спектр частот амплитудно-модулированных колебаний с несу­щей частотой f0 и двумя боковыми частотами f1 и f2.

Радиолуч, попадая на земную поверхность под разными уг­лами, еще больше расширяет спектр частот на входе приемника.

При отсутствии бокового ветра, а следовательно, и сноса са­молета, доплеровские частоты изменяться не будут.

Если самолет летит со сносом (рис. 3.3), то при использова­нии лучей 1—3 доплеровские частоты будут определяться по формуле

доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса дисс-зп - student2.ru

При использовании лучей 2—4 доплеровские частоты могут быть определены по формуле

доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса дисс-зп - student2.ru

Функциональная схема ДИСС-ЗП приведена на рис. 3.4 и ра­ботает следующим образом.

доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса дисс-зп - student2.ru

Магнетронный генератор создает высокочастотные колеба­ния, частота которых стабилизирована с помощью схемы стаби­лизации частоты. Эти колебания через ферритовый коммутатор поступают в антенну и излучаются в направлениях лучей 1—3, направленных под углом 0 к земле.

С помощью ферритового коммутатора изменяется плоскость поляризации электромагнитных волн и антенна излучает энер­гию в направлениях лучей 2—4.

Ферритовые коммутаторы передающей и приемной антенн управляются синхронизатором от навигационного вычислителя НВУ-БЗ. Коммутация лучей происходит одновременно с часто­той 5±0,1 Гц. Отраженные от земли колебания воспринимают­ся приемной антенной одновременно с колебаниями, излучаемы­ми передающей антенной, и подаются через ферритовый комму­татор на вход первого балансного смесителя, где возникает спектр частот амплитудно-модулированных колебаний. В пер­вом балансном смесителе огибающая принятых колебаний переносится на промежуточную частоту 30 мГц, полученную как раз­ность частоты, генерируемой клистронным гетеродином, и часто­ты колебаний, поступающих из приемной антенны. Таким обра­зом, на входе первого усилителя (промежуточной частоты (УПЧ-1) возникают колебания промежуточной частоты, промодулированные по амплитуде доплеровскими частотами.

Эти колебания усиливаются в УПЧ-1 и подаются на второй балансный смеситель, куда одновременно с балансного смеси­теля опорного сигнала через второй усилитель промежуточной частоты (УПЧ-2) подается сигнал разностной частоты клистронного гетеродина и магнетронного генератора.

На выходе второго балансного смесителя выделяется спектр доплеровских частот, которые подаются на вход усилителя низ­кой частоты (УНЧ). В УНЧ имеется фильтр доплеровских час­тот, резко уменьшающий полосу пропускания, что улучшает из­бирательность приемного устройства. С выхода УНЧ усиленное напряжение доплеровских частот подается в блок частотомеров.

Усиленное напряжение доплеровских частот в блоке часто­томеров преобразуется в импульсное напряжение постоянной амплитуды и длительности, частота которого

доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса дисс-зп - student2.ru

пропорциональна средней доплеровской частоте. Эти импульсы используются в блоке импульсной раскладки навигационного вычислителя НВУ-БЗ для определения путевой скорости и угла сноса. Одно­временно блок частотомеров выдает постоянные напряжения U\ и U2, пропорциональные доплеровским частотам fD1 и fD2. Эти напряжения подаются в блок вычислителей, который реша­ет уравнения (3.1) и (3.2), представленные в виде

доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса дисс-зп - student2.ru

В уравнении (3.3) одно неизвестное УС и вычислитель его решается первым. Второе уравнение относительно модуля путе­вой скорости решается после подстановки в него значения УС.

Полученные таким образом в блоке вычислителей аналого­вые сигналы путевой скорости и угла сноса подаются в анало­говый канал навигационного вычислителя НВУ-БЗ, указатель скорости УСВП-К системы воздушных сигналов СВС-ПН-15-4 и систему траекторного управления СТУ-154.

Связь доплеровского измерителя скорости и угла сноса ДИСС-ЗП с системой траекторного управления СТУ-154 пред­назначена для индикации и формирования команд управления самолетом. Сигнал, пропорциональный углу сноса (УС), из вы­числителя ДИСС-ЗП поступает через переходной блок ПСТ-265Ш-30 на приборы ПНП-1 для индикации и одновременно в СТУ-154 для формирования команд бокового движения само­лета.

Датчиками путевой скорости и угла сноса являются потен­циометры в блоке вычислителей ДИСС-ЗП.

Аналоговая связь измерителя ДИСС-ЗП с навигационным вычислительным устройством НВУ-БЗ осуществляется в режи­мах «Работа» и «Память».

В режиме «Работа» из измерителя ДИСС-ЗП в блок навига­ционного построителя устройства НВУ-БЗ поступает аналоговая информация о путевой скорости и угле сноса для определения направления и скорости ветра.

Сигналы путевой скорости и угла сноса передаются в нави­гационный вычислитель НВУ-БЗ с помощью потенциометриче­ской дистанционной передачи, источник питания которой распо­ложен в вычислителе ДИСС-ЗП и запитая постоянным напря­жением 20 В.

В режиме «Память», который используется при отказе или выключении измерителя ДИСС-ЗП, навигационное вычислитель­ное устройство НВУ-БЗ счисляет текущие координаты самолета по сигналу истинной воздушной скорости, поступающему из сис­темы воздушных сигналов СВС-ПН-15-4 и «запомненным» па­раметром ветра. При этом путевая скорость и угол сноса, вы­численные схемой навигационного треугольника устройства НВУ-БЗ, подаются для индикации на указатель скорости УСВП-К н плановый навигационный прибор ПНП-1.

Кроме возможного принудительного перевода измерителя ДИСС-ЗП в режим «Память» с помощью переключателя на пульте управления, он переводится в этот режим автоматиче­ски по сигналу, поступающему из гировертикалей МГВ-1СК при кренах самолета больше 20°.

Импульсная информация о путевой скорости и угле сноса из измерителя ДИСС-ЗП в виде двух частот поступает одновремен­но на два входа блока импульсной раскладки вычислителя НВУ-БЗ. На каждый вход блока импульсной раскладки сигна­лы обоих частот подаются последовательно во времени с частот­ной коммутации антенн, осуществляемой по сигналам вычисли­теля НВУ-БЗ, через синхронизатор.

В связи с различием отражающих свойств водных поверхно­стей по сравнению с сушей, в измерителе ДИСС-ЗП предусмот­рено изменение передаточных коэффициентов в схемах форми­рования измеряемых параметров. При установке переключателя «Суша—Море» в положение «Море» из измерителя ДИСС-ЗП подается в навигационной вычислитель НВУ-БЗ сигнал для из­менения передаточных коэффициентов.

В измерителе ДИСС-ЗП имеется генератор контроля, позво­ляющий имитировать доплеровскне частоты и проверять рабо­тоспособность комплекта без какой-либо дополнительной аппа­ратуры. Имитатор состоит из генератора звуковой частоты, выдающего частоту, близкую к доплеровским частотам. При установке переключателя на пульте управления ДИСС-ЗП в положение «Контроль» генератор контроля генерирует контроль­ные значения доплеровских частот, что позволяет определить работоспособность системы ДИСС-ЗП.

Питаются измеритель путевой скорости и угол сноса от левой панели автоматов защиты (рис. 3.5).

доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса дисс-зп - student2.ru

ЭКСПЛУАТАЦИЯ

Для включения измерителя ДИСС-ЗП необходимо:

— на левой панели автоматов защиты включить АЗС цепей питания ДИСС;

— на пульте управления ДИСС-ЗП установить переключа­тель режимов работы в положение «Вкл». При этом должна за­гореться сигнальная лампа включения питания, а через 3 мин — лампа сигнализации включения передатчика.

При полете над сушей переключатель «Суша—Море» на пульте управления ставится в положение «Суша», а при полете над водной поверхностью - в положение «Море».

Если текущие значения путевой скорости угла сноса на инди­каторах вызывают сомнение, необходимо переключатель режи­мов работы установить в положение «Контроль». Измеренные значения путевой скорости и угла сноса должны быть

850—890 км/ч, УС—0°±30'.

Аналогично проверяется работоспособность измерителя ДИСС-ЗП на земле.

При отказе измерителя ДИСС-ЗП переключатель режимов работы на пульте управления устанавливается в положение «Выкл.».

При большом крене самолета или слабом отраженном сигна­ле на средней приборной доске загорается табло «ДИСС—Па­мять».

В этом случае навигационное вычислительное устройство НВУ-БЗ по запомненным параметрам ветра и истинной воздуш­ной скорости вычисляет и выдает на правый указатель скоро­сти УСВП-К значение путевой скорости, сигналы угла сноса по­даются на оба планово-навигационных прибора ПНП-1.

Наземный контроль напряжения и тока на отдельных эле­ментах ДИСС-ЗП осуществляется с помощью переносного пуль­та контроля, подключаемого к распределительной коробке, а устранение неисправностей — заменой блоков, вышедших из строя.

Наши рекомендации