Продолжения операторов и функционалов

Комментарий. Рассмотрим для определённости банаховы пространства. Если оператор определён не на всём банаховом пространстве Продолжения операторов и функционалов - student2.ru , а на линейном многообразии Продолжения операторов и функционалов - student2.ru , то можно ли его продолжить на всё пространство, то есть можно ли построить новый оператор, совпадающий со старым на многообразии Продолжения операторов и функционалов - student2.ru и сохраняющий какие-то его свойства на всём банаховом пространстве Продолжения операторов и функционалов - student2.ru ? Для линейных операторов имеет место

Теорема. Пусть Продолжения операторов и функционалов - student2.ru Продолжения операторов и функционалов - student2.ru непрерывный линейный оператор, заданный на всюду плотном линейном многообразии банахова пространства Продолжения операторов и функционалов - student2.ru , где Продолжения операторов и функционалов - student2.ru банаховы пространства. Тогда существует непрерывный линейный оператор Продолжения операторов и функционалов - student2.ru , причём Продолжения операторов и функционалов - student2.ru , а нормы этих операторов совпадают, то есть Продолжения операторов и функционалов - student2.ru .

Продолжения операторов и функционалов - student2.ru Пусть Продолжения операторов и функционалов - student2.ru . Поскольку линейное многообразие Продолжения операторов и функционалов - student2.ru всюду плотно в пространстве Продолжения операторов и функционалов - student2.ru , то Продолжения операторов и функционалов - student2.ru , причём Продолжения операторов и функционалов - student2.ru (по определению всюду плотного множества). То есть последовательность Продолжения операторов и функционалов - student2.ru фундаментальна, а тогда Продолжения операторов и функционалов - student2.ru . Но тогда и последовательность Продолжения операторов и функционалов - student2.ru фундаментальна, а пространство банахово, то есть полное и поэтому последовательность Продолжения операторов и функционалов - student2.ru . Положив Продолжения операторов и функционалов - student2.ru , мы определим некоторый оператор Продолжения операторов и функционалов - student2.ru . Продолжения операторов и функционалов - student2.ru

Однако, линейный непрерывный функционал можно продолжить без изменения нормы, даже если он первоначально задан не на всюду плотном линейном многообразии банахова пространства.

Определение 1. Вещественный функционал Продолжения операторов и функционалов - student2.ru , заданный на вещественном линейном пространстве Продолжения операторов и функционалов - student2.ru , называется однородно-выпуклым (полунормой) , если Продолжения операторов и функционалов - student2.ru и Продолжения операторов и функционалов - student2.ru верно, что Продолжения операторов и функционалов - student2.ru и Продолжения операторов и функционалов - student2.ru .

Определение 2. Пусть функционал Продолжения операторов и функционалов - student2.ru задан на линейном многообразии Продолжения операторов и функционалов - student2.ru , где Продолжения операторов и функционалов - student2.ru Продолжения операторов и функционалов - student2.ru линейное нормированное пространство. Вещественный функционал Продолжения операторов и функционалов - student2.ru есть продолжение функционала Продолжения операторов и функционалов - student2.ru , если Продолжения операторов и функционалов - student2.ru .

Теорема 1 (Принцип продолжения Хана Продолжения операторов и функционалов - student2.ru Банаха). Пусть линейный непрерывный функционал Продолжения операторов и функционалов - student2.ru задан на линейном многообразии Продолжения операторов и функционалов - student2.ru , где Продолжения операторов и функционалов - student2.ru Продолжения операторов и функционалов - student2.ru линейное нормированное пространство, причём на линейном нормированном пространстве Продолжения операторов и функционалов - student2.ru задан однородно-выпуклый функционал Продолжения операторов и функционалов - student2.ru Продолжения операторов и функционалов - student2.ru . Тогда функционал Продолжения операторов и функционалов - student2.ru можно продолжить на всё пространство Продолжения операторов и функционалов - student2.ru , причём для продолжения Продолжения операторов и функционалов - student2.ru выполнено, что Продолжения операторов и функционалов - student2.ru .

Продолжения операторов и функционалов - student2.ru Пусть Продолжения операторов и функционалов - student2.ru . Для любого действительного Продолжения операторов и функционалов - student2.ru рассмотрим множество Продолжения операторов и функционалов - student2.ru .

1. Покажем, что это множество есть линейное многообразие, причём любой элемент из него имеет однозначное представление.

Продолжения операторов и функционалов - student2.ru Продолжения операторов и функционалов - student2.ru Пусть для любого действительного Продолжения операторов и функционалов - student2.ru существует элемент Продолжения операторов и функционалов - student2.ru , имеющий два представления Продолжения операторов и функционалов - student2.ru и Продолжения операторов и функционалов - student2.ru . Если Продолжения операторов и функционалов - student2.ru , то и Продолжения операторов и функционалов - student2.ru . Если Продолжения операторов и функционалов - student2.ru , то Продолжения операторов и функционалов - student2.ru , то есть Продолжения операторов и функционалов - student2.ru . Но Продолжения операторов и функционалов - student2.ru , то есть и Продолжения операторов и функционалов - student2.ru , а, следовательно, и левая часть принадлежит Продолжения операторов и функционалов - student2.ru , но Продолжения операторов и функционалов - student2.ru . Очевидно, что Продолжения операторов и функционалов - student2.ru есть линейное многообразие, так как Продолжения операторов и функционалов - student2.ru имеем Продолжения операторов и функционалов - student2.ru . Продолжения операторов и функционалов - student2.ru

2. Сформулируем требования, которым должен удовлетворять функционал Продолжения операторов и функционалов - student2.ru , чтобы его продолжение удовлетворяло неравенству Продолжения операторов и функционалов - student2.ru . Пусть каким Продолжения операторов и функционалов - student2.ru либо образом удалось получить продолжение функционала Продолжения операторов и функционалов - student2.ru на Продолжения операторов и функционалов - student2.ru , причём так, что выполняются условия теоремы:

1. Продолжения операторов и функционалов - student2.ru выполнено Продолжения операторов и функционалов - student2.ru и 2. Продолжения операторов и функционалов - student2.ru выполнено Продолжения операторов и функционалов - student2.ru . Тогда Продолжения операторов и функционалов - student2.ru можно записать, что Продолжения операторов и функционалов - student2.ru ( Продолжения операторов и функционалов - student2.ru значение функционала в точке Продолжения операторов и функционалов - student2.ru , а Продолжения операторов и функционалов - student2.ru Продолжения операторов и функционалов - student2.ru ). Таким образом, любой линейный функционал, продолжаемый с линейного многообразия Продолжения операторов и функционалов - student2.ru на линейное многообразие Продолжения операторов и функционалов - student2.ru должен иметь вид Продолжения операторов и функционалов - student2.ru , где Продолжения операторов и функционалов - student2.ru константа. Но для того, чтобы сохранялись свойства, надо показать, что Продолжения операторов и функционалов - student2.ru . Рассмотрим два случая.

1) Пусть Продолжения операторов и функционалов - student2.ru . Разделив на Продолжения операторов и функционалов - student2.ru , получим Продолжения операторов и функционалов - student2.ru . Тогда в силу линейности функционала Продолжения операторов и функционалов - student2.ru , Продолжения операторов и функционалов - student2.ru , а из первого свойства полунормы Продолжения операторов и функционалов - student2.ru , то есть Продолжения операторов и функционалов - student2.ru .Так как Продолжения операторов и функционалов - student2.ru произвольное, то Продолжения операторов и функционалов - student2.ru произвольный элемент из Продолжения операторов и функционалов - student2.ru . Обозначив его через Продолжения операторов и функционалов - student2.ru , сразу получим Продолжения операторов и функционалов - student2.ru Продолжения операторов и функционалов - student2.ru .

2) Пусть Продолжения операторов и функционалов - student2.ru . Разделив неравенство Продолжения операторов и функционалов - student2.ru на Продолжения операторов и функционалов - student2.ru , получим Продолжения операторов и функционалов - student2.ru . Обозначим Продолжения операторов и функционалов - student2.ru . Теперь Продолжения операторов и функционалов - student2.ru , то есть Продолжения операторов и функционалов - student2.ru . Итак, если мы хотим, чтобы продолжение удовлетворяло неравенству Продолжения операторов и функционалов - student2.ru , нужно показать, что Продолжения операторов и функционалов - student2.ru константу С, определяющую продолжение, всегда можно выбрать так: Продолжения операторов и функционалов - student2.ru .

Рассмотрим Продолжения операторов и функционалов - student2.ru соотношение . Так как это условие выполняется , в том числе и для супремума и инфинума, то . Таким образом, константу С, удовлетворяющую условию теоремы, следует выбрать так: .

1. Опишем завершение доказательства. Если Продолжения операторов и функционалов - student2.ru сепарабельное банахово пространство, то в нём существует счётное всюду плотное множество Продолжения операторов и функционалов - student2.ru . Матиндукцией осуществляем продолжение, последовательно присоединяя к Продолжения операторов и функционалов - student2.ru те элементы, которых там нет. В результате мы получим продолжение функционала на всюду плотное линейное многообразие Продолжения операторов и функционалов - student2.ru . Дальше, как указано в комментарии, продолжение функционала осуществляется по непрерывности: Продолжения операторов и функционалов - student2.ru , причём все Продолжения операторов и функционалов - student2.ru , Продолжения операторов и функционалов - student2.ru , Продолжения операторов и функционалов - student2.ru . Если пространство не сепарабельно, но банахово, то доказательство завершается методом трансфинитной индукции, обобщающим метод математической индукции на несчётные множества. Продолжения операторов и функционалов - student2.ru

Примерно в этом месте в основном и заканчивается ликбез и начинается то, что математики называют функциональным анализом.

КУЛЬТУРНЫЙ МИНИМУМ.

  1. Что такое линейный оператор? Примеры.
  2. Что такое ограниченный линейный оператор? Понятие нормы.
  3. Какой оператор называется непрерывным в точке,на D(A)? Все определения.
  4. Принцип открытости отображений Банаха. Идея доказательства.
  5. Что такое равномерная и поточечная (сильная)сходимость последовательности НЛО Продолжения операторов и функционалов - student2.ru к оператору Продолжения операторов и функционалов - student2.ru ?
  6. Какой оператор называется сжимающим? Что такоенеподвижная точка оператора?
  7. Какой оператор называется обратимым,непрерывно обратимым? Что такое ядро и образ оператора? Какой оператор называется вырожденным?
  8. Какая задача называется корректной по Адамару?
  9. Какой оператор называется замкнутым? Теорема о пришельцах.
  10. Что такое график линейного оператора?
  11. Какой оператор называется компактным?
  12. Какой операторназывают сопряженным к оператору Продолжения операторов и функционалов - student2.ru ? Какие операторыназывают самосопряжёнными и нормальными?

ВОПРОСЫ.

1. Доказать, что Продолжения операторов и функционалов - student2.ru

2. Доказать, что оператор дифференцирования не ограничен в пространствах Продолжения операторов и функционалов - student2.ru и ограничен в пространствах Продолжения операторов и функционалов - student2.ru .

3. Доказать критерий непрерывности линейного оператора, как непрерывного в нуле.

4. Доказать критерий непрерывности линейного оператора, как ограниченного.

5. Доказать, что замыкание образа окрестности нуля в пространстве Продолжения операторов и функционалов - student2.ru содержит в себе некоторую окрестность нуля в пространстве Продолжения операторов и функционалов - student2.ru .

6. Доказать, что образ окрестности нуля в пространстве Продолжения операторов и функционалов - student2.ru содержит в себе некоторую окрестность нуля в пространстве Продолжения операторов и функционалов - student2.ru .

7. Доказать принцип открытости отображений Банаха.

8. Доказать, что пространство Продолжения операторов и функционалов - student2.ru есть нормированное пространство с нормой Продолжения операторов и функционалов - student2.ru .

9. Доказать, что пространство Продолжения операторов и функционалов - student2.ru банахово в смысле равномерной сходимости.

10. Доказать, что пространство Продолжения операторов и функционалов - student2.ru банахово в смысле поточечной сходимости.

11. Доказать принцип равномерной ограниченности Банаха Продолжения операторов и функционалов - student2.ru Штейнгауза.

12. Доказать принцип сжимающих отображений Банаха.

13. Доказать теорему о линейности обратного оператора.

14. Критерий обратимости линейного оператора, как невырожденного. Контрпример.

15. Критерий существования и непрерывности обратного оператора.

16. Доказать теорему Банаха о гомеоморфизме.

17. Доказать теорему Банаха о замкнутом графике.

18. Доказать критерий замкнутости линейного оператора.

19. Доказать, что компактный оператор Продолжения операторов и функционалов - student2.ru всегда ограничен.

20. Теорема о коразмерности ядра ненулевого непрерывного функционала Продолжения операторов и функционалов - student2.ru .

21. Теорема о связи непрерывности функционала и замкнутости его ядра.

22. Теорема Рисса об общем виде линейного непрерывного функционала.

23. Доказать принцип продолжения Хана Продолжения операторов и функционалов - student2.ru Банаха.

ЗАДАЧИ.

1. Линейный функционал в Продолжения операторов и функционалов - student2.ru в точках (1,2) и (3,4) равен 5 и 6 соответственно. Найти его значение в точке (7,8) и норму.

2. Найти норму преобразования Продолжения операторов и функционалов - student2.ru Продолжения операторов и функционалов - student2.ru .

3. Найти норму преобразования Продолжения операторов и функционалов - student2.ru Продолжения операторов и функционалов - student2.ru .

4. Найти норму преобразования Продолжения операторов и функционалов - student2.ru Продолжения операторов и функционалов - student2.ru .

5. Показать, что оператор Фредгольма непрерывен в пространстве Продолжения операторов и функционалов - student2.ru

6. Показать, что оператор Фредгольма непрерывен в пространстве Продолжения операторов и функционалов - student2.ru .

7. Является ли сжимающим отображение Продолжения операторов и функционалов - student2.ru на отрезке Продолжения операторов и функционалов - student2.ru ?

8. Является ли отображение Продолжения операторов и функционалов - student2.ru сжимающим в Продолжения операторов и функционалов - student2.ru ?

9. При каких Продолжения операторов и функционалов - student2.ru оператор Фредгольма Продолжения операторов и функционалов - student2.ru является сжимающим при действии Продолжения операторов и функционалов - student2.ru ;

10. При каких Продолжения операторов и функционалов - student2.ru оператор Фредгольма Продолжения операторов и функционалов - student2.ru является сжимающим при действии Продолжения операторов и функционалов - student2.ru

11. При каких Продолжения операторов и функционалов - student2.ru оператор Вольтерра Продолжения операторов и функционалов - student2.ru является сжимающим при действии Продолжения операторов и функционалов - student2.ru .

12. Показать, что оператор интегрирования на паре пространств Продолжения операторов и функционалов - student2.ru замкнут.

13. При каких Продолжения операторов и функционалов - student2.ru оператор Вольтерра Продолжения операторов и функционалов - student2.ru является сжимающим при действии Продолжения операторов и функционалов - student2.ru .

14. Показать замкнутость оператора дифференцирования при действии Продолжения операторов и функционалов - student2.ru .

15. Существует ли оператор, обратный к оператору дифференцирования?

16. Показать, что единичный оператор Продолжения операторов и функционалов - student2.ru ограничен, но не компактен.

17. Найти оператор, сопряженный к оператору Фредгольма.

18. Найти оператор, сопряженный к оператору Продолжения операторов и функционалов - student2.ru .

Наши рекомендации