Построение внешней скоростной характеристики.
Цель работы:
1. Построить внешнюю скоростную характеристику ДВС.
Последовательность выполнения работы.
Общие положения. Внешней скоростной называют характеристику, получаемую при полном открытии дроссельной заслонки в бензиновых двигателях или при крайнем предельном положении рычага управления рейкой насоса высокого давления, соответствующем полной подаче топлива в дизелях.
Построение кривых скоростной характеристики ведется в интервале от nmin = nn/4, мин-1 до nmax=(1,1…1,2)nn. Расчетные точки выбираются через каждые 500…1000, мин-1.
Расчетные точки кривой эффективной мощности определяются по эмпирическим зависимостям: для бензиновых двигателей
, кВт; (1а)
для дизелей с неразделенными камерами сгорания
, кВт, (1б)
где Рen – номинальная мощность двигателя, кВт; nn – частота вращения коленвала в минуту при Рen; Рeх и nх – эффективная мощность в кВт и частота вращения в минуту в расчетных точках скоростной характеристики.
По расчетным точкам строится кривая эффективной мощности двигателя. Точки кривой эффективного вращающего момента определяются по формуле
, Н∙М. (2)
Величина среднего эффективного давления рех для расчетных точек может быть определена из выражения
, МПа. (3)
Точки кривой среднего давления трения определяется в соответствии с конструктивными особенностями двигателя по эмпирической формуле
рмх = А + В ∙ Сnx , МПа, (4)
коэффициенты А и В для разных типов двигателей приведены в таблице
Тип двигателя | А | В |
Карбюраторные S/D>1,0 | 0,049 | 0,0152 |
Карбюраторные S/D<1,0 | 0,039 | 0,0132 |
Дизели с неразделенной камерой | 0,103 | 0,0118 |
Сnx – средняя скорость поршня; Сnx = S∙nx/30
Точки кривой среднего индикаторного давления определяются по формуле
рix = рex + рmx, МПа. (5)
Расчетные точки индикаторного крутящего момента могут быть определены из выражения
, Н∙м. (6)
Масштаб коэффициента наполнения hv определяется из уравнения
, 1/Н∙м. (7)
где С – постоянная величина, равная отношению значений коэффициента наполнения к индикаторному крутящему моменту при максимальной мощности. Значения hvх в остальных расчетных точках определяются из выражения
hvх = Тix∙C. (8)
Кривая удельного эффективного расхода топлива строится с использованием зависимости
, г/кВт∙ч, (9)
где aх – коэффициент избытка воздуха в расчетных точках. Для определения bex в расчетных точках необходимо задаться законом изменения a по частоте вращения. Для карбюраторных двигателей с достаточной степенью точности можно принять значения a постоянным на всех скоростных режимах, кроме минимальной частоты вращения. При nx = nmin , следует принимать несколько обогащенный состав смеси, чем при nx = nn , т.е. an min<an n.
В дизелях при работе по скоростной характеристике с увеличением частоты вращения значение a несколько увеличивается. Для четырехтактного дизеля с непосредственным впрыском топлива можно принять линейное изменение a.
Для карбюраторных двигателей a при nmin изменяется в пределах 0,75…0,85, а при nn a = 0,85…0,95.
Для дизелей без наддува при nmin a = 1,1…1,3, а при an = 1,2…1,7.
Часовой расход топлива определяется по уравнению
Bтх = bex ∙ Pex ∙ 10-3, кг/ч., (10)
Все результаты расчетов рекомендуется поместить в таблицу и построить внешнюю скоростную характеристику (зависимость Pe, Te, pe, pi, Ti,Bт, bе,hv, a от n).
ПРИМЕР РАСЧЕТА ПАРАМЕТРОВ ВНЕШНЕЙ СКОРОСТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Принимаем за основу мощностной номинал прототипа ЗМЗ-24Д:
Pen =78,4 кВт; частота вращения коленвала n = 4500мин-1; минимальный удельный расход топлива bemin = 307 г/кВт×ч; количество цилиндров i = 4; Sn/Dц = 92/92.
Промежуточные точки эффективной мощности рассчитываем по формуле (1а).
Промежуточные точки эффективного вращающего момента определяются согласно (2).
С учетом того, что t = i = 4 при Vh = 0,695 л. промежуточные величины среднего эффективного давления pех определяем из (3).
Промежуточные точки среднего индикаторного давления трения определяем по формуле (4). При S = Дц =96 мм, принимаем А = 0,044 и В = 0,0142.
.
И, точки среднего индикаторного давления, согласно (5)
pix = 0,92 + 0,179 =1,099 Мн/м2.
Аналогично, индикаторного крутящего момента, согласно (6) с учетом t = i = 4.
По соотношению (7) найдем значение константы С.
и коэффициент наполнения согласно (8).
hvх = 0,00374 ∙ 243,25 = 0,844.
Точки кривой эффективного удельного расхода топлива при l0 =15 и
rх = 1,208 вычисляется по зависимости (9).
Промежуточные точки кривой часового расхода топлива по (10).
Bтх =297,2 ∙ 63,87 ∙ 10-3 = 18,98 кг/час.
Значения промежуточных точек внешней скоростной характеристики.
n мин-1 | параметры внешней скоростной характеристики | |||||||||
Pe | Te | pe | pм | pi | Ti | hv | a | bе | Bт | |
20,43 | 195,2 | 0,88 | 0,089 | 0,969 | 214,50 | 0,802 | 0,750 | 315,0 | 6,44 | |
43,45 | 207,7 | 0,94 | 0,134 | 1,074 | 237,72 | 0,825 | 0,775 | 293,5 | 12,75 | |
63,87 | 203,4 | 0,92 | 0,179 | 1,099 | 243,25 | 0,844 | 0,80 | 297,2 | 18,98 | |
76,59 | 182,94 | 0,83 | 0,224 | 1,054 | 233,29 | 0,809 | 0,85 | 297,3 | 22,76 | |
76,65 | 146,5 | 0,66 | 0,269 | 0,929 | 205,62 | 0,713 | 0,8775 | 321,3 | 24,63 | |
58,54 | 93,2 | 0,42 | 0,314 | 0,734 | 162,46 | 0,564 | 0,90 | 386,7 | 22,64 |
ВНЕШНЯЯ СКОРОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАРБЮРАТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ
№ варианта | прототип | Pen,кВт | n, мин-1 | bemin ,г/кВт×ч | i | Sn/Dц | Vh,л |
ВАЗ-2101 | 47,1 | 66/76 | 1,197 | ||||
М-412 | 55,0 | 70/82 | 1,478 | ||||
ВАЗ-2103 | 56,5 | 80/76 | 1,451 | ||||
ГАЗ -24-01 | 62,3 | 92/92 | 2,445 | ||||
ЗМЗ - 53 | 84,4 | 80/92 | 4,252 | ||||
ЗИЛ - 130 | 110,0 | 95/100 | 5,966 | ||||
ГАЗ -14 | 161,4 | 88/100 | 5,526 | ||||
Д-20 | 14,7 | 140/125 | 1,72 | ||||
А-41 | 140/130 | 7,43 | |||||
ЯМЗ-236 | 132,4 | 140/130 | 11,14 | ||||
ЯМЗ-238 | 176,5 | 140/130 | 14,86 | ||||
В-306 | 220,7 | 180/150 | 38,15 | ||||
ЯМЗ-240 | 264,4 | 140/130 | 22,29 | ||||
Д-12-525 | 386,1 | 180/150 | 38,15 | ||||
Камаз-740 | 154,4 | 120/120 | 10,85 |