Цели обучения математике в средней школе.
Цели МПМ.
1 Воспитательные: научное мировоззрение, интерес к математике, нравственно-эстетическое, развитие мышления и мат. культуры.
2 Общеобразовательные: дать ЗУН, овладеть методами и способами познания, обучение письменной и устной речи, вооружить минимумом знаний необходимых для практики.
3 Практические: пользование инструментами и приборами, самостоятельно добывать знания, применять мат знания в других областях.
Известно, что цели обучения математике являются лидирующим компонентом методической системы обучения математике и обусловлены структурой личности, общими целями образования, концепцией предмета математики, новыми образовательными идеями, среди которых важное место занимают идеи гуманизации и гуманитаризации. Гуманизация образования предполагает «очеловечивание» знания, т.е. такую организацию учебного процесса, при котором знания имеют для ученика личностный смысл.
Цели обучения математике в средней школе.
Обычно цели обучения разделяют на 3 группы: образовательные, развивающие, воспитательные. Иногда выделяется группа практических целей преподавания мат-ке. Образовательные цели обучения можно сформулировать следующим образом:
1. передача уч-ся определенной системы мат знаний, У и Н –основ мат науки, необходимых для общего образования, для его продолжения в высшей школе, для изучения других дисциплин и для практической деятельности в повседневной жизни;
2. помощь учащимся в овладении мат идеями и методами познания реальной действительности, необходимых для продолжения изучения математики в любой системе непрерывного образования и будущей проф деятельности;
3. выработка у учащихся умений решать основные типы мат задач и применять теорию в различных конкретных ситуациях;
4. формирование у уч-ся способов учебно-познавательной деятельности (технологии обучения);
5. знакомство уч-ся с элементами гуманитарного знания, связанного с мат-ой.
В программе по математике для средней школы эти цели конкретизируются после каждой темы раздела «тематическое планирование» сформулирована так называемая «основная цель» , объединяющая образовательные цели 1 – 3 и требования к математической подготовке учащихся по теме.
Но в самом общем плане основной целью обучения должно быть развитие ученика. Перечислим развивающие цели обучения мат в школе:
1. развитие мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе, а также абстрактного, специфического для математики;
2. развитие элементов творческой д-ти как качеств мышления;
3. развитие мировоззрения, понимания философской стороны математики как науки об определенных свойствах действительного мира;
4. развитие устной и письменной речи, формирование языка и аппарата мат-ки, выработка умения читать мат лит-ру;
5. развитие ЗУН учебной д-ти, т.е умения учиться;
6. развитие памяти.
Третью группу целей составляют: воспитание нравственности, культуры общения, самостоятельности, активности, эстетическое воспитание шк-ов, воспитание трудолюбия, ответственности за принятие решений, стремления к самореализации.
К практическим целям отнесем: формирование умения строить мат модели простейших реальных явлений, исследовать явления по заданным моделям, конструировать приложения моделей; приобщение к опыту творческой д-ти.
На уровне учебного предмета цели обучения математике почти совпадают с целями мат образования.
На уровне учебника цели обучения соотносятся со спецификой курса и задаются в форме знаний, умений или в какой-либо другой форме.
На уровне реального учебного процесса цели формулируются уже и с учетом особенностей уч-ся, возможностей дифференциации их обучения.
Перечисленные цели мат образования составляют основу отбора содержания, адекватного им. Это содержание охватывает линии расширения числа, уравнения и неравенства, функции, элементы мат анализа, элементы теории вероятностей и статистики, приложения математики, геом преобразования, векторы, координаты, элементы мат логики, аксиоматический метод. В содержание образования, кроме предметных знаний, должны быть включены действия, адекватные мат понятиям, теоремам, общенаучные методы познания, а также спец эвристические приемы и различные эвристики.