Векторы

1) Трёхмерное пространство

Хорошо известно, что наше пространство трёхмерное, т.е. для обозначения местоположения точки достаточно указать 3 координаты: точки x, y, z. ??? координаты удобно обозначать одной и той же буквой, но с различными индексами: Векторы - student2.ru . Величины Векторы - student2.ru являются компонентами радиус-вектора Векторы - student2.ru ,проведенного из начала координат в рассматриваемую точку. Обозначим единичные векторы, нап-равленные вдоль осей Векторы - student2.ru через Векторы - student2.ru . Тогда

Векторы - student2.ru (1)

Пусть имеется другая система координат, начало которой сов-падает с рассматриваемой, но оси не совпадают. Для этой системы

Векторы - student2.ru (2)

В силу ортогональности система координат имеет соотношение

Векторы - student2.ru 0, при Векторы - student2.ru ; Векторы - student2.ru 1, при Векторы - student2.ru (3)

Умножая скалярно обе части (1) на Векторы - student2.ru , получим с учётом (3) следующее соотношение для компонент Векторы - student2.ru :

Векторы - student2.ru (4)

На основании (1) и (2) можно записать

Векторы - student2.ru (5)

Умножая обе части на Векторы - student2.ru и учитывая (3), запишем

Векторы - student2.ru {(3):слева не равны 0 толь-

ко компоненты с Векторы - student2.ru ,т.е.}= Векторы - student2.ru (6)


2,2

Введём обозначения для скалярных произведений единичных векторов различных систем координат:

Векторы - student2.ru (7)

Тогда (6) можно записать

Векторы - student2.ru (8)

Обратное преобразование получится умножением (5) на Векторы - student2.ru . Тогда

Векторы - student2.ru .

Или с учетом (7):

Векторы - student2.ru

Таким образом, компоненты радиус-вектора преобразуются при переходе от одной СК к другой по формуле (8),т.е.:

Векторы - student2.ru Векторы - student2.ru ,

Векторы - student2.ru ,

То совокупность этих трех величин называются трехмерным вектором, а сами величины Векторы - student2.ru называются компонентами вектора по соответствующим осям координат Векторы - student2.ru .

Из (1) и (2) с учетом (3) следует:

Векторы - student2.ru ,

Т.е. при преобразованиях сохраняется величина вектора R.

2) Четырехмерный мир

Для полной характеристики события недостаточно указать пространственные координаты этого события, а также указать и время, т.е. событие описывается 4 координатами: x, y, z, t.

Для того, чтобы переход из одной СК в другую описывался (8), удобно в качестве координат использовать:

Векторы - student2.ru

Тогда преобразование Лоренца запишется в виде:

Векторы - student2.ru

Т.о., это преобразование примет вид:

Векторы - student2.ru (9)

Где коэффициенты

Векторы - student2.ru

Обратные преобразования аналогично (8) записывают след. образом:

Векторы - student2.ru

Т.о., в 4-хмерном мире переход от координат мировой точки одной системы отсчета к координатам другой осуществляется с помощью линейных преобразований.

Наши рекомендации