Типовые входные воздействия и реакции на них.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Курганский государственный университет

Кафедра автоматизации производственных процессов

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИНЕЙНЫХ СТАЦИОНАРНЫХ СИСТЕМ

Методические указания к

выполнению контрольного задания

по курсам “Теория автоматического управления”,

“Управление техническими системами”

для студентов специальностей 210200, 030500, 330100

заочной формы обучения

Курган 2003

Кафедра автоматизации производственных процессов

Дисциплины: “Теория автоматического управления”

(направление 657900, специальность 210200),

“Управление техническими системами ”

(направление 651400, специальность 030500),

(направление 656500, специальность 330100).

Составила: доцент, канд. техн. наук Иванова И.А.

Утверждены на заседании кафедры “ ” ___________ 2003 г.

Рекомендованы редакционно-издательским советом университета

“ ” ___________ 2003 г.

ВВЕДЕНИЕ

Для анализа САУ необходимо иметь ее математическое описание. Система разделяется на элементы и составляются уравнения, описывающие их поведение – изменение состояния во времени. Уравнения составляются на основании анализа физических, химических и иных процессов, происходящих в элементах.

Ниже рассматриваются только стационарные САУ, у которых свойства элементов не изменяются с течением времени и каждый динамический процесс (изменение состояния элемента во времени) зависит лишь от начального состояния элемента и характера внешних воздействий.

В практике широко используют представление элементов их передаточными функциями.

Контрольная работа содержит задачи по следующим темам:

- общие понятия и определения;

- логарифмические частотные характеристики и логарифмические единицы измерения;

- восстановление передаточной функции САУ по ее логарифмической характеристике (ЛАЧХ);

- определение по передаточной функции САУ типовых звеньев, входящих в ее структуру;

- определение по передаточной функции САУ значения фазовой частотной характеристики при заданном значении частоты;

- определение граничного коэффициента передачи разомкнутой цепи САУ;

- определение запасов устойчивости по амплитуде и фазе;

- передаточные функции САУ при жестких и гибких обратных связях;

- вывод передаточных функций четырехполюсников;

- расчет характеристик в статическом режиме;

- определение вида переходной характеристики по передаточной функции звена или вида ЛАЧХ.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Передаточная функция

Передаточной функцией элемента называется отношение изображений по Лапласу выходной и входной величины при нулевых начальных условиях.

Передаточные функции элемента определяются относительно каждого из входных воздействий, при этом предполагается, что все остальные входные воздействия равны нулю.

Типовые входные воздействия и реакции на них.

На практике часто имеется резкое изменение внешнего воздействия на САУ, например, включение или выключение потребителей электрической энергии, увеличение или уменьшение момента сопротивления на валу регулируемого двигателя и т.п. Типовым изменением воздействия считают мгновенное его изменение от нуля до значения, равного единице. Для математической записи используют единичную ступенчатую функцию:

Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru

Реакция элемента или системы при нулевых начальных условиях на входную величину, являющуюся единичной ступенчатой функцией времени, называют переходной характеристикой (переходной функцией) Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru элемента или системы.

Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru ,

где Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru – передаточная функция элемента или системы,

Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru - изображение единичной ступенчатой функции.

Другим часто встречающимся изменением внешних воздействий являются их кратковременные, но существенные по значению всплески, импульсы.

Нормированным импульсным воздействием считается единичный импульс, у которого произведение длительности на величину равно единице. Пределом, к которому стремится единичный импульс, когда его продолжительность стремится к нулю – единичная импульсная функция

Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru

Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru - что является основным свойством Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru - функции.

Реакцию элемента или системы на единичную импульсную функцию называют импульсной характеристикой (функцией веса) Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru .

Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru

Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru

Импульсные и переходные характеристики дают информацию о поведении автоматических систем в переходных режимах. Для оценки установившихся режимов более удобно рассматривать поведение элементов и систем при воздействиях, являющихся периодическими функциями времени. В качестве таких воздействий были выбраны гармонические воздействия. Гармонические воздействия имеют следующие преимущества:

1) реально встречающиеся воздействия, как правило, могут быть представлены в виде суммы гармоник различных частот (разложение Фурье)

2) в установившихся режимах гармонические сигналы передаются линейными элементами и системами без искажений.

Если на вход стационарного линейного элемента или системы воздействует гармонический сигнал

Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru

где Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru - амплитуда

Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru - угловая частота.

Тогда на выходе с течением времени устанавливается гармонический сигнал Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru той же угловой частоты, но с измененным значением амплитуды и фазы сигнала.

Отношение Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru - называется амплитудно-частотной характеристикой; Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru - фазово-частотной характеристикой.

Эти характеристики показывают, что линейный элемент или система изменяет амплитуду и фазу гармоничного сигнала: в установившемся режиме амплитуда увеличивается или уменьшается и сдвиг фазы увеличивается или уменьшается при каждом значении угловой частоты Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru .

Частотные характеристики зависят от свойств элемента или системы, но не зависят от амплитуды и фазы входных гармонических сигналов.

Частотные характеристики любого объекта связаны с его передаточной функцией. Если в выражение передаточной функции Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru вместо Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru подставить мнимую величину Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru (подстановку Фурье), то получаем частотную передаточную функцию Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru . Частотная передаточная функция Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru является комплексной величиной, Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru , модуль которой равен отношению амплитуды выходного и входного сигнала, а аргумент – углу сдвига фаз между выходным и входным сигналами. Функция Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru может быть представлена в алгебраическом виде Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru , где Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru - действительная часть, Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru - мнимая часть частотной передаточной функции.

Амплитудно-фазовая характеристика (АФХ) представляет собой годограф (геометрическое место концов векторов) частотной передаточной функции при изменении частоты от 0 до Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru . Характеристика строится на комплексной плоскости. Для построения АФХ выражение Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru представляют в виде действительной и мнимой частоты путем умножения числителя и знаменателя на сопряженное знаменателю выражения. В выражениях Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru и Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru частоту изменяют от 0 до Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru .

При расчетах широко используют логарифмические частотные характеристики: логарифмическую амплитудно-частотную характеристику (ЛАЧХ) и логарифмическую фазо-частотную характеристику (ЛФЧХ). При построении ЛАЧХ по оси абсцисс откладывают частоту в логарифмическом масштабе. Отрезок оси абсцисс, соответствующий изменению частоты в 10 раз, называется декадой. Обычно ось абсцисс начинают с частоты Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru , т.к. Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru . По оси ординат ЛАЧХ откладывают в равномерном масштабе логарифмическую амплитуду Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru в децибеллах.

ЛФЧХ имеет такую же ось абсцисс, что и ЛАЧХ, а по оси ординат откладывают в равномерном масштабе угол сдвига фаз Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru .

Логарифмические частотные характеристики удобны тем, что охватывают больший диапазон частот и кривые амплитудно-частотных характеристик заменяются отрезками кривых с определенными углами наклонов: Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru дб/дек, Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru дб/дек и т.д.

Физический смысл наклона – 20 дб/дек: при удесятерении частоты амплитуды выходного сигнала уменьшается в 10 раз, соответственно наклон – 40 дб/дек – означает уменьшение амплитуды в 100 раз.

Порядок построения ЛАЧХ и ЛФЧХ:

1. Определяются частоты сопряжения и расставляются по оси абсцисс.

2. Определяется первоначальный наклон характеристики, он составляет:

0 – при отсутствии интегрирующих звеньев

- 20 дб/дек – при наличии интегрирующего звена

- 40 дб/дек – при наличии двух интегрирующих звеньев

+ 20 дб/дек – при наличии дифференцирующего звена.

3. Определяется начальная точка характеристики 20 Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru К на частоте Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru .

4. Первоначальный наклон характеристики продолжается до первой частоты сопряжения, после чего меняется на – 20 дб/дек, если частота сопряжения соответствует апериодическому звену I порядка, - 40 дб/дек – если колебательному звену, + 20дб/дек – если форсирующему звену.

Наклон характеристики меняется после каждой частоты сопряжения. Угол сдвига фазы определяется:

Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru

Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru - постоянная времени

Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru - постоянная времени форсирующих звеньев

Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru - постоянная времени колебательных звеньев

Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru - количество интегрирующих звеньев.

Задание на контрольную работу

Задача 1.

Определить постоянную времени апериодического звена с коэффициентом передачи Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru , если частота среза его ЛАЧХ Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru

Вар.
К
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru

Задача 2.

Указать величину наклона ЛАЧХ для САУ с передаточной функцией Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru при частоте Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru и определить значение Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru

№ варианта
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru
№ варианта
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru
№ варианта
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru   Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru

Задача 3.

Задана последовательность наклонов ЛАЧХ Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru дб/дек на уровне

Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru дб при Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru , Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru дб/дек при Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru , Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru при Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru , Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru дб/дек при Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru . Восстановить передаточную функцию по этим данным, представив ответ в виде дроби с полиномоми в числителе и знаменателе, заданными в порядке убывания степени оператора Лапласа.

Вар.
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru -20 -20 -20 -20 -20
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru -20 -40 -20 -20 -20 +20
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru -40 -20 -40 -20 -40 -20 -40 +20 -20
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru -60 -40 -60 -20 -40 -20 -20 -40

Задача 4.

Определить граничное значение коэффициента передачи САУ, заданной структурной схемой:

  W1(p)
  W2(p)

 
  Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru


№ варианта
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru
№ варианта
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru
№ варианта
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru

Задача 5.

Апериодическое звено с параметрами Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru и Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru охвачено обратной связью с коэффициентом трения Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru . Определить коэффициент передачи Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru и постоянную величину времени Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru эквивалентного апериодического звена.

Вариант
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5
Обр. Связь Жесткая Положит. Гибкая отриц. Жесткая положит. Гибкая отриц. Жесткая положит.
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru
Вариант
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0
Обр. Связь Жесткая Положит. Гибкая отриц. Жесткая положит. Гибкая отриц. Гибкая отриц.
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru

Задача 6.

Определить величину выходного напряжения Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru в установившемся режиме при возмущающем воздействии Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru и неизменном задающем воздействии Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru в САУ, структурная схема которой

Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru f

 
  Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru

  W2(p)
  W1(p)
Uвх Uвых

 
  Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru


Вариант
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru
Вариант
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru

Задача 7.

По ЛАЧХ звена определить вид переходной характеристики на выходе этого звена

 
  Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru

Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru 20lgK

Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru -20

 
  Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru

Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru

Вариант
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru 0,2 0,3 0,5 0,7 0,9
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru 0,1 0,03 0,2 0,1 0,2
Вариант
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru 0,2 0,4 0,6 0,8 0,15
Типовые входные воздействия и реакции на них. - student2.ru 0,02 0,04 0,1 0,3 0,05

Наши рекомендации