Составление дифференциальных уравнений и передаточных функций ДПТ НВ
Лабораторная работа № 4
Получение передаточных функций по задающему и возмущающему воздействиям, построение структурно- алгоритмической схемы и исследование характеристик двигателя постоянного тока независимого возбуждения
Исходные данные: Тип двигателя Номинальная мощность Pн, кВт Скорость вращения nн, об/мин Ток нагрузки Iн, А Сопротивление обмотки якоря и добавочных полюсов = rя + rдп, Ом Число параллельных ветвей якоря 2а Число витков полюса параллельной обмотки Магнитный поток полюса Ф, мВб Номинальный ток возбуждения параллельной обмотки Iв, А Момент инерции якоря J, кг×м2. | |
Рисунок 1 - Схема включения двигателя постоянного тока независимого возбуждения |
Составление дифференциальных уравнений и передаточных функций ДПТ НВ
Система дифференциальных уравнений, описывающая процессы, протекающие в двигателе, имеет вид:
(1)
где - напряжение обмотки возбуждения двигателя, В;
- ток обмотки возбуждения, А;
- сопротивление обмотки возбуждения, Ом;
- индуктивность катушки возбуждения, Гн;
- напряжение двигателя, В;
- ток, протекающий через якорь двигателя, А;
- индуктивность обмотки якоря, Гн;
- сопротивление обмотки якоря и добавочных полюсов, Ом;
- ЭДС двигателя, ;
- конструктивный коэффициент;
- угловая скорость двигателя, об/мин;
Ф – магнитный поток, Вб;
М – момент двигателя, ;
- момент сопротивления, ;
- ток сопротивления, А;
J – момент инерции якоря, ,
Для создания математической модели ДПТ НВ приняты следующие допущения:
1. Система абсолютно жесткая, то есть двигатель имеет одну степень свободы;
2. Масса вращающихся частей постоянна;
3. Статический момент, приведенный к валу двигателя, постоянный;
4. Реакция якоря скомпенсирована;
5. Зависимость угловой скорости вращения вала двигателя от напряжения якоря Uя линейная;
6. Поток двигателя неизменен, Ф=const;
7. Температура обмоток не изменяется.
С учетом принятых допущений и подстановки уравнение электрического равновесия цепи якоря примет вид:
. (2)
Подстановка в уравнение для моментов дает
. (3)
Выразив из (3) ток якоря двигателя
(4)
и взяв его производную
, (5)
подставляем в (2).
(6)
Принимаем следующие обозначения:
электромеханическая постоянная времени
; (7)
электромагнитная постоянная времени якорной цепи
; (8)
передаточный коэффициент двигателя по напряжению якоря
; (9)
передаточный коэффициент двигателя по статическому моменту (возмущающему воздействию)
. (10)
Подставив принятые обозначения (7) – (10) в уравнение статического равновесия (6), получаем дифференциальное уравнение двигателя, записанное относительно регулируемой величины , при входном Uя и возмущающем Мс воздействиях:
(11)
В операторной форме ( ) при нулевых начальных условиях уравнение (11) примет вид:
(12)
В результате математического преобразования дифференциального уравнения (12) определяем передаточную функцию ДПТ НВ по задающему и возмущающему воздействиям:
(13)
(14)