Пример выполнения курсового проекта
Состав и объем курсового проекта
Курсовой проект состоит из расчетно-пояснительной записки (РПЗ) с иллюстративным графическим материалом, размещенным по разделам проекта, чертежей и схем.
РПЗ объемом от 20-25 страниц содержит:
титульный лист; задание на курсовой проект; содержание; введение – 1-2 c; основную часть (теоретическую, практическую, расчетную, исследовательскую) – 20-30 с; заключение 1-2 с; приложение (при необходимости); список использованных источников.
Во введении должна быть дана оценка современного состояния уровня развития “Микросхемотехники” и ее роль в разработке новых ИС и БИС по субмикронной КМОП-технологии, актуальность, цели и задачи, решаемые в курсовом проекте.
Основная часть курсового проекта должна содержать подробное обоснование реализации теоретической, практической и расчетной частей в последовательности:
1) по заданному алгоритму – логическому булевому уравнению (приложение 1), описывающему работу проектируемого устройства, построить автомат в общем виде, используя основные логические элементы без привязки к конкретной серии ИС;
2) используя аксиомы, теоремы, законы и правила алгебры логики Буля, произвести минимизацию исходного логического уравнения;
3) для заданного логического уравнения построить таблицу истинности и карту Карно;
4) построить комбинационное устройство по полученной минимальной форме уравнения на основе базовых логических элементов;
5) минимальную форму логического уравнения представить в базисах И-НЕ и ИЛИ-НЕ и на их основе построить соответствующие устройства;
6) дать предварительную сравнительную оценку технико-экономических показателей минимизированных устройств, сопоставляя с “лобовым” вариантом;
7) нарисовать электрические схемы, построенные по “лобовому решению” и в базисах И-НЕ и ИЛИ-НЕ с использованием ГОСТ 2.701-84 “ЕСКД. Схемы. Виды и типы. Общие требования к выполнению” и ГОСТ 2.709-81 “ЕСКД. Правила выполнения электрических схем цифровой вычислительной техники”;
8) используя схемный редактор САПР ПЛИС Quartus II компании Altera нарисовать “лобовое решение” по заданному логическому уравнению и в базисах И-НЕ и ИЛИ-НЕ;
9) в автоматическом режиме, используя САПР ПЛИС Quartuse II синтезировать булевы логические уравнения и сравнить их с уравнениями полученными с использованием аксиом, теорем, законов и правил алгебры логики Буля.
10) осуществить функциональное моделирование электрической схемы построенной по “лобовому” решению, сравнить результаты моделирования с таблицей истинности и представить временные диаграммы.
11) обосновать оптимальный вариант схемотехнического решения на базе ИС 74НС серии с использованием технико-экономических показателей (мощность потребления, быстродействие, надежность)
Пример выполнения курсового проекта
По заданному алгоритму – булевому логическому уравнению – построить вариант комбинационного устройства в общем виде:
. (1)
Пользуясь правилами алгебры логики, проведем минимизацию исходного логического уравнения:
=
= =
= = (2)
= = (3)
= = (4)
= . (5)
Далее, по заданному логическому уравнению (1) построим таблицу истинности (табл.1). По последнему правому столбцу таблицы построим каноническую сумму минтермов или стандартную сумму произведений:
. (6)
Сравнивая логические уравнения (2) и (6) видим, что они идентичны.
По таблице истинности построим карту Карно для функции четырех переменных.
AB | CD | |||
По заданному логическому уравнению (1) и его минимизированным решениям (4) и (5) нарисуем электрические схемы с использованием схемного редактора САПР ПЛИС Quartus II (рис.1). На рис.1 обозначено выход комбинационной схемы по уравнению (1); выход схемы по уравнению (4); выход схемы по уравнению (5). Для размещения проектируемой комбинационной схемы выберем ПЛИС по архитектуре ППВМ (программируемые пользователем вентильные матрицы, в зарубежной аббревиатуре FPGA) APEX20K.
В момент компиляции комбинационной схемы построенной по уравнению (1) (логический синтез) САПР ПЛИС Quartus II будет применен ряд патентованных алгоритмов, направленные на минимизацию использования ресурсов. После логического синтеза схемы в САПР ПЛИС Quartus II имеем:
=
= =
= .
Файл отчета в САПР ПЛИС Quartus II, после логического синтеза (булева функция реализуется на таблицах перекодировок LUT, меню Option & Parameter Settings, установка технология маппирования Technology Mapper LUT) имеет вид:
A1L6 = A & D & (B $ !C) # !A & !D & (B $ !C);
A = INPUT();
D = INPUT();
B = INPUT();
C = INPUT();
F = OUTPUT(A1L6);
QQQQ = OUTPUT(A1L6);
MMMM = OUTPUT(A1L6);
Выберем другую технологию маппирования для ПЛИС APEX– термы произведений (установка Product Term) и осуществим логический синтез. Файл отчета в САПР ПЛИС Quartus II, после логического синтеза имеет вид:
A1P21_p1_out = A & D & !B & !C;
A1P21_p2_out = A & D & B & C;
A1P21 = A1P21_p1_out # A1P21_p2_out # A1P31;
A1P01_p1_out = A & D & !B & !C;
A1P01_p2_out = A & D & B & C;
A1P01 = A1P01_p1_out # A1P01_p2_out # A1P11;
A1P31_p2_out = !A & !D & B & C;
A1P31_p1_out = !A & !D & !B & !C;
A1P31 = A1P31_p2_out # A1P31_p1_out;
A1P11_p2_out = !A & !D & B & C;
A1P11_p1_out = !A & !D & !B & !C;
A1P11 = A1P11_p2_out # A1P11_p1_out;
A = INPUT();
D = INPUT();
B = INPUT();
C = INPUT();
F = OUTPUT(A1P21);
QQQQ = OUTPUT(A1P01);
MMMM = OUTPUT(A1P01);
Представим полученную информацию в привычном для нас виде:
.
.
Таким образом, на этапе автоматической компиляции САПР Quartuse выдал нам минимизированное уравнение (2).
Из отчета видим, что схемы представленные на рис.1, построены по уравнениям (1), (4) и (5) тождественны. Но реализация логических функций на базе LUT таблиц более эффективно.
Применив закон двойного отрицания, реализуем устройство в двух основных базисах (И-НЕ, ИЛИ-НЕ), что позволяет на практике получить существенный выигрыш в технико-экономических показателях. В начале реализуем устройство в базисе И-НЕ. Целесообразно воспользоваться уравнением (3):
. (7)
Комбинационная схема по логическому уравнению (7) в базисе И-НЕ показана на рис.2, а. Продолжим дальнейшее применение теорем булевой алгебры и построим комбинационную схему в базисе ИЛИ-НЕ:
. (8)
Комбинационная схема по логическому уравнению (8) в базисе ИЛИ-НЕ показана на рис.2, б.
Проведем логический синтез схем построенных по уравнениям (7) и (8) в САПР ПЛИС Quartus II. Файл отчета в Quartus II, после логического синтеза имеет вид (булева функция реализуется на таблицах перекодировок LUT):
A1L7 = C & B & (D $ !A) # !C & !B & (D $ !A);
C = INPUT();
B = INPUT();
D = INPUT();
A = INPUT();
FF = OUTPUT(A1L7);
DD = OUTPUT(A1L7);
Представим полученную информацию в привычном для нас виде: .
Из отчета видим, что схемы представленные на рис.2, построенные по различным логическим уравнениям тождественны.
Осуществим функциональное моделирование (без учета реальных задержек распространения сигналов в ПЛИС APEX) с использованием САПР Quartus II и проверим правильность построения таблицы истинности (табл.1). Для осуществления функционального моделирования необходимо в меню Processings/Simulator Settings закладка Mode выбрать режим симулирования Functional. В противном случае, по умолчанию, будет осуществлено временное моделирование с учетом задержек распространения сигналов (Timing) и на временных диаграммах возможно появление выбросов (от английского слова Glitch).
Переберем все комбинации входных сигналов, когда на выходе функции появляется 1. Результаты моделирования представлены на рис.3. Сравнивая табл.1 и результаты моделирования представленные на рис.3 видим, что комбинационная схема работает правильно.
Табл.1
Таблица истинности для булевого выражения
Nпп | f | ||||||||||
Рис.1. Комбинационная схема по заданному логическому уравнению (1) и его минимизированным решениям (4) и (5) в схемотехническом редакторе САПР ПЛИС Quartus II
Рис.2. Комбинационная схема по заданному логическому уравнению (7) в базисе И-НЕ (а) и по заданному логическому уравнению (8) в базисе ИЛИ-НЕ (б) в схемотехническом редакторе САПР ПЛИС Quartus II
Рис.3. Результаты функционального моделирования комбинационная схема по заданному логическому уравнению (1)
Приложение
Темы курсовых проектов по МСТ
N | ФИО | Тема курсового проекта |
Список литературы
1. Соломатин Н.М. Логические элементы ЭВМ. М.: Высшая школа, 1990.
2. Прянишников В.А. Электроника: Полный курс лекций. СПб.: Учитель и ученик. КОРОНА принт, 2003.
3. Алексенко А.Г., Шагурин И.И. Микросхемотехника. М.: Радио и связь, 1990.
4. Агаханян Т.М. Интегральные микросхемы. М.: Радио и связь, 1983.
5. Игумнов Д.В. Основы микроэлектроники. М.: Радио и связь, 1991.
6. Тилл У., Лаксон Дж. Интегральные схемы: материалы, приборы, изготовление. М., 1985.
7. Токхайм Р., Роджер Л. Основы цифровой электроники. М., 1988.