В научно-технических исследованиях
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ
В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
1. Понятия "моделирование" и "модель"
В настоящее время моделирование как инструмент познания становится главенствующим направлением при проектировании и исследовании новых систем и объектов, анализе свойств существующих систем, выборе и обосновании оптимальных условии их функционирования и т.п.
В научных исследованиях моделирование стало применяться еще в глубокой древности и постепенно захватывало все новые области научных знаний: техническое конструирование, строительство и архитектуру, астрономию, физику, химию, биологию и наконец, общественные науки. Большие успехи и признание практически во всех отраслях современной науки принес моделированию XX век и особенно широкое применение вычислительной техники.
Моделирование проникло в различные области знаний и их приложения: технические, экономические, социальные, биологические и многие другие, на первый взгляд, далекие от математики. Поэтому специалистам различных направлений необходимо владеть методами математического моделирования и иметь представление о методах, применяемых при моделировании.
Моделирование - воспроизведение или имитирование поведения какой-либо реально существующей системы или объекта на специально построенном по определенным правилам аналоге с целью получения информации о реальном объекте.
То есть в процессе моделирования происходит замещение одних объектов другими, которые обеспечивают фиксацию наиболее характерных свойств и особенностей замещаемых объектов.
Замещаемый (моделируемый) объект называется оригиналом, замещающий (моделирующий) объект — моделью.
Модель - материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале.
Термин “модель” произошел от латинских слов modus, modulus (мера, образ, способ).
Необходимость использования моделирования определяется тем, что многие объекты (или проблемы, относящиеся к этим объектам) непосредственно исследовать или вовсе невозможно, или же это исследование требует много времени и средств.
Нужно отметить, что модель отражает только некоторые, наиболее существенные черты объекта-оригинала. Поэтому любая модель замещает оригинал лишь в строго ограниченном смысле. Из этого следует, что для одного объекта может быть построено несколько "специализированных" моделей, концентрирующих внимание на различных сторонах исследуемого объекта или же характеризующих объект с разной степенью детализации.
2. Классификация моделей
В научной литературе существует большое разнообразие подходов к классификации моделей и методов моделирования [1, 2]. Рассмотрим наиболее общую классификацию (рисунок 1).
Рисунок 1 - Классификация моделей
Как видно из схемы различают две группы моделей: мысленные (абстрактные, идеальные) и материальные (вещественные, предметные).
Материальные модели делятся на натурные, физические и аналоговые (математические материальные).
Натурная модель - сам объект (оригинал), подлежащий исследованию. На натурной модели можно проводить стендовый и производственный эксперимент, исследуя его отдельные характеристики.
Например, на реальных металлургических машинах можно исследовать параметры движения звеньев, деформацию отдельных элементов, энергосиловые параметры двигателя и т.д. Эксперимент, проводимый в производственных условиях, как правило, является обязательной частью прикладного исследования. Исследования на натурных моделях выступают в качестве критериев истинности всего исследования.
Физическая модель - это объект, обладающий физическим подобием с оригиналом, т.е. физическая природа протекающих в нем процессов аналогична природе процессов объекта-оригинала.
При этом объект-оригинал замещается увеличенной или уменьшенной копией, физически однородной с оригиналом. Например, выполненные в уменьшенном масштабе модель конвертора, модель кантовальной установки.
Результаты исследования модели переносятся на оригинал на основе теории подобия. Полученная при этом информация будет соответствовать результатам натурного эксперимента.
Недостатком данного метода моделирования является его низкая универсальность, т.к. для каждого исследуемого объекта должна быть построена его самостоятельная модель, а переход к другому объекту исследования требует замены всей модели. Даже изучение влияния отдельных параметров на одну и ту же модель требует её замены или существенной переделки. Все это связано со значительными затратами труда, времени и материальных средств.
Аналоговая модель – это объект, имеющий иную физическую природу, чем у оригинала, но исследуемые явления протекают в модели аналогично и описываются такими же математическими уравнениями и соотношениями.
Такое моделирование основывается на изоморфизме уравнений, т.е. их способности описывать различные по своей природе явления аналогично.
Для такого моделирования используются аналогии между механическими, тепловыми, гидравлическими, электрическими и другими явлениями.
Например, колебания груза на пружине аналогичны колебаниям тока в электрическом контуре и описываются одинаковыми дифференциальными уравнениями.
Мысленные модели делятся на наглядные,символическиеиматематические.
Наглядные модели – это различные мысленные представления (гипотезы) в форме тех или иных воображаемых моделей (например, известные планетарные модели атома Резерфорда и Бора), причем для них могут создаваться иллюстрирующие их материальные объекты в виде наглядных аналогов или макетов.
Символические(знаковые) модели – это условно-знаковые представления объектов или явлений (географические карты, структурные схемы механизмов, записи химических реакций, графовые представления и т.д.).
Математические модели – это описания с помощью математических символов основных характеристик изучаемых объектов в виде уравнений, соотношений или алгоритмов и программ для ЭВМ.
В инженерных исследованиях наиболее широко распространены математические мысленные, а также натурные и физические модели.
3. Математическое моделирование
Самым общим методом научно-технических исследований является использованиематематического моделирования.
В более узком представлении математической моделью называют формальную зависимость между значениями параметров на входе моделируемого объекта (процесса) и выходными параметрами.
В различных отраслях знаний этапы процесса моделирования приобретают свои специфические черты. Но во всех случаях можно выделить несколько этапов, присущих процессу моделирования в любой сфере:
1) постановка задачи моделирования;
2) составление математического описания изучаемого объекта;
3) выбор метода решения уравнений математического описания и реализация его в форме моделирующей программы;
4) установление соответствия (адекватности) модели объекту.
Общую схему процесса математического моделирования можно представить следующим образом (рисунок 2).
Рисунок 2 - Этапы разработки математической модели
На этапе постановки задачи моделирования четко формулируют сущность задачи, принимаемые допущения и те вопросы, на которые требуется получить ответы, выделяют основные явления и элементы в объекте, изучают структуру объекта и основные зависимости, связывающие его элементы; формулируют гипотезы (хотя бы предварительные), объясняющие поведение и развитие объекта.
Этап составления математического описания - это этап формализации задачи, выражения ее в виде конкретных математических зависимостей и отношений. Здесь для каждого выделенного элемента и явления записывают уравнение (или систему уравнений), отражающее его функционирование. В зависимости от процесса математическое описание может быть представлено в виде системы алгебраических, дифференциальных, интегральных и интегро-дифференциальных уравнений.
Кроме того здесь же выполняется предварительный анализ о существовании решений составленных уравнений. Если удастся доказать, что математическая задача не имеет решения, то необходимость в последующей работе по первоначальному варианту модели отпадает; следует скорректировать либо постановку задачи, либо способы ее математической формализации.
Также подготавливается исходная информация для моделирования, т.е. диапазоны изменения переменных, входящих в математическое описание объекта.
Этап выбора метода решения и разработки моделирующей программы включает разработку алгоритмов для численного решения задачи, составления программ на ЭВМ и непосредственное проведение расчетов. Кроме того на этом этапе выполняется выбор наиболее эффективного метода решения из имеющихся. Под эффективностью имеются в виду быстрота получения и точность решения. Реализация метода решения выполняется сначала в форме алгоритма, а затем - в форме программы, пригодной для расчета на ЭВМ.
Этап установления адекватности модели является заключительным в последовательности этапов, выполняемых при ее разработке. Построенная модель должна верно качественно и количественно описывать свойства моделируемого процесса, т.е. она должна быть адекватна моделируемому процессу. Для проверки адекватности математической модели реальному процессу нужно сравнить результаты измерений на объекте (оригинале) с результатами, полученными на модели в идентичных условиях.
Как видно из схемы, анализ результатов – это заключительный этап моделирования. Полученные данные представляют в виде графиков, таблиц, диаграмм, а также разрабатывают рекомендации по использованию результатов моделирования на изучаемом объекте.
Такая последовательность этапов может выполняться циклически.
Нужно отметить современные математические задачи могут быть сложны по своей структуре, иметь большую размерность, и тогда часто случается, что известные алгоритмы и программы для ЭВМ не позволяют решить задачу в первоначальном виде. Если невозможно в короткий срок разработать новые алгоритмы и программы, то исходную постановку задачи и модель упрощают: снимают и объединяют условия, уменьшают число учитываемых факторов, нелинейные соотношения заменяют линейными т.д.
Недостатки, которые не удается исправить на промежуточных этапах моделирования, устраняются в последующих циклах. Но результаты каждого цикла имеют и вполне самостоятельное значение. Начав исследование с построения простой модели, можно быстро получить полезные результаты, а затем перейти к созданию более совершенной модели, дополняемой новыми условиями и включающей уточненные математические зависимости.
4. Инструменты моделирования
Математическое моделирование выполняется, как правило, с использованием компьютерной техники. Следовательно, необходимо уметь решать различные задачи вычислительного характера, которые могут встретиться при моделировании (или по крайней мере знать, как это можно сделать).
Вычисления здесь понимаются в самом широком смысле: это и "привычные" математические операции, и разнообразные логические, применяющиеся при анализе различных взаимосвязей с целью выявления тех или иных причинно-следственных связей. Отсюда вытекает значимость одной из важных сторон математического моделирования - вычислительных алгоритмов.
Для правильного распределения усилий исследователя, ресурсов компьютеров необходимо знать основные особенности и области применения различных вычислительных методов, использующихся при моделировании и являющихся инструментом моделирования.
Среди вычислительных методов, применяемых при математическом моделировании, можно выделить численные методы решения нелинейных уравнений и их систем, систем линейных уравнений, дифференциальных уравнений, вычисления интегралов, интерполяции и аппроксимации, методы поиска экстремума функций и функционалов и др. Многие из рассмотренных классов методов используют при своей реализации в качестве вспомогательных методы других классов.
Таким образом, все это делает необходимым знание основ вычислительных методов, их особенностей и областей применения. Отдельные из этих вопросов рассмотрены в данном пособии.