Логарифмируя последнее уравнение, получим

Логарифмируя последнее уравнение, получим - student2.ru . (1.13)

Дифференцируя вышестоящее выражение

Логарифмируя последнее уравнение, получим - student2.ru (1.14)

Подставляя (1.13) в (1.14), получим

Логарифмируя последнее уравнение, получим - student2.ru

При адиабатном (изоэнтропном) процессе

Логарифмируя последнее уравнение, получим - student2.ru ,

где k – постоянная адиабаты , для воздуха равна 1,4.

Если учесть значения постоянных k и R для воздуха, а также уравнение состояния Логарифмируя последнее уравнение, получим - student2.ru , то при t =15°C, a =341 м/с.

Логарифмируя последнее уравнение, получим - student2.ru .

Режим течения газа, при котором его местная скорость равна местной скорости звука (V=a,®М=1), называется критическим, а параметры, характеризующие течение Логарифмируя последнее уравнение, получим - student2.ru критическими: Логарифмируя последнее уравнение, получим - student2.ru (иногда в литературе встречаются обозначения pкр, rкр, Tкр).

Критический режим течения газа достигается в минимальном (узком) сечении сопла Лаваля (сужающе–расширяющегося сопла), а также при обтекании самолета и его частей (крыло, фюзеляж) в местах, где площадь сечения воздушных струек достигает наименьшего значения, вначале сужаясь, а потом расширяясь.

В качестве примера (рис. 1.5) можно рассмотреть обтекание струйками воздушного потока профиля крыла и реализацию критического режима на верхней поверхности профиля.

Логарифмируя последнее уравнение, получим - student2.ru

Рис. 1.5 Реализация критического режима на верхней поверхности профиля.

Если для анализа работы уравнения энергии выбрать сопло Лаваля, показанное на рис. 1.6, то скорость в его сужающейся (по направлению течения газа) части будет возрастать (работает уравнение расхода rVS=const). Значит статическая температура будет уменьшаться.

Скорость звука определяется формулой

Логарифмируя последнее уравнение, получим - student2.ru

где R Логарифмируя последнее уравнение, получим - student2.ru удельная газовая постоянная и равна 287,2 Логарифмируя последнее уравнение, получим - student2.ru

Следовательно, при уменьшении T скорость звука также будет уменьшаться. Таким образом, в области минимального сечения возможно равенство V=a, т.е. местные скорости газа и звука равны (М=1).

Критическую скорость можно определить

Логарифмируя последнее уравнение, получим - student2.ru

Логарифмируя последнее уравнение, получим - student2.ru

Рис.1.6 Течение газа в сопле Лаваля

или, используя ряд математических преобразований, получим

Логарифмируя последнее уравнение, получим - student2.ru

Из термодинамики известны соотношения между критическими параметрами и параметрами торможения (для изоэнтропного энергоизолированного или адиабатного течения)

Логарифмируя последнее уравнение, получим - student2.ru .

Отсюда можем определить термодинамические параметры Логарифмируя последнее уравнение, получим - student2.ru , Логарифмируя последнее уравнение, получим - student2.ru и Логарифмируя последнее уравнение, получим - student2.ru в критическом сечении, зная параметры торможения.

Рассмотрим другие характерные скорости газа.

Число Маха Логарифмируя последнее уравнение, получим - student2.ru изменяется в диапазоне от 0 до ¥.

Приведенная скорость или коэффициент скорости Логарифмируя последнее уравнение, получим - student2.ru изменяется от 0 до максимального значения Логарифмируя последнее уравнение, получим - student2.ru »2,449 (для воздуха).

Если М=1, то и l=1.

Связь между М и l выражается формулой

Логарифмируя последнее уравнение, получим - student2.ru

Явление аэродинамического нагрева

В том случае, когда теплообмен между поверхностью ВС (например, стенкой кабины) и газом отсутствует, тепло выделившееся за счет трения (диссипации) в пограничном слое, нагревает газ. Образуется градиент температуры, направленный к стенке, и соответствующий ему тепловой поток, направленный от стенки.

Такой теплообмен для ламинарного пограничного слоя (ПС) осуществляется за счет теплопередачи (от слоя к слою), а для турбулентного пограничного слоя – за счет конвекции (переноса тепла вихрями).

Рассмотрим уравнение энергии для адиабатного течения, являющееся частным случаем уравнения закона сохранения энергии в газе, которое рассматривает переход из одного вида энергии (внутренней, кинетической, потенциальной при наличии теплообмена, совершения работы над газом и диссипации) в газе в другой

Логарифмируя последнее уравнение, получим - student2.ru .

Проанализируем обтекание профиля крыла самолета потоком воздуха (рис. 1.7).

Известно, что в пограничном слое скорость потока изменяется от 0 на стенке до скорости невозмущенного потока Логарифмируя последнее уравнение, получим - student2.ru на внешней границе пограничного слоя.

Анализ уравнения энергии показывает, что при уменьшении скорости в пограничном слое статическая температура должна возрастать от Логарифмируя последнее уравнение, получим - student2.ru на внешней границе пограничного слоя до температуры торможения Логарифмируя последнее уравнение, получим - student2.ru на поверхности крыла, где V=0.

Логарифмируя последнее уравнение, получим - student2.ru

Рис. 1.7 К вопросу аэродинамического нагрева ВС

Поскольку в пределах ПС по направлению к поверхности крыла температура возрастает, следует сделать вывод, что в направлении поверхности крыла действует тепловой поток, плотность которого определяется градиентом температуры по нормали к стенке

Логарифмируя последнее уравнение, получим - student2.ru ,

где q Логарифмируя последнее уравнение, получим - student2.ru плотность теплового потока, Логарифмируя последнее уравнение, получим - student2.ru ;

dT Логарифмируя последнее уравнение, получим - student2.ru приращение статической температуры;

n Логарифмируя последнее уравнение, получим - student2.ru нормаль к поверхности крыла.

Подобный нагрев газа за счет его торможения в пограничном слое называется аэродинамическим нагревом, а его величина зависит от скорости полета ВС.

Используя уравнение энергии и уравнение Бернулли для сжимаемого течения, можно определить температуру в любой точке крыла.

Для расчета обычно используют приближенную формулу

Логарифмируя последнее уравнение, получим - student2.ru

где Логарифмируя последнее уравнение, получим - student2.ru Логарифмируя последнее уравнение, получим - student2.ru скоростная доставка к статической температуре газа, град.

Варьируя значение числа М, можно получить значения прироста температуры в зависимости от скорости для условий по стандартной атмосфере (СА).

Пример.В полете со скоростью 900 км/ч (250 м/с) воздух за счет торможения в ПС нагревается примерно на 31,5° С. На высоте 10 000м, где температура составляет порядка минус 50° С, это не представляет проблемы. Но при полете у земли с такой скоростью аэродинамический нагрев становится весьма ощутимым.

Аэродинамический нагрев актуален для воздушно-космических самолетов (типа ВКС «Буран» или «Space Shuttle»), у которых на этапе входа в атмосферу необходимы специальные методы охлаждения кабин.

Для магистральных ВС экипажу следует считаться с эффектом аэродинамического нагрева при полете в условиях обледенения. Вследствие торможения на передней части крыла возникает зона относительно высоких температур. А уже, начиная со средней части крыла и далее, образуется зона обледенения (барьерный лед).

Наши рекомендации