Дифференциальное и интегральное исчисление

Исследование функций и построение графиков рекомендуется проводить по следующей схеме:

1) Найти область определения функции.

2) Исследовать функцию на непрерывность; найти точки разрыва функции и её односторонние пределы в точках разрыва.

3) Найти точки экстремума функции и определить промежутки монотонности (интервалы возрастания и убывания функции).

4) Найти точки перегиба графика функции и определить интервалы выпуклости и вогнутости графика.

5) Найти асимптоты графика функции.

6) Построить график функции, используя результаты проведённого исследования.

7) Для функции под пунктом а ) найти дополнительно наибольшее и наименьшее значения этой функции на отрезке [ a ; b].

Задача 4.Исследовать функцию и построить ее график: у = Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru ( х3 + 9х2 + 15х – 9).

1) Областью определения данной функции являются все действительные значения аргумента х, то есть, D( у): х Î (- µ ; + µ ), а это значит, что функция непрерывна на всей числовой оси и её график не имеет вертикальных асимптот.

2) Исследуем функцию на экстремум и определим интервалы монотонности. С этой целью найдём её производную и приравняем к нулю:

Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

Решая полученное квадратное уравнение, делаем вывод о том, что функция имеет две критические точки первого рода: Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru Разбиваем этими точками область определения на части, и по изменению знака производной определим промежутки монотонности ( интервалы возрастания и убывания функции ) и наличие экстремума функции:

  Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru   ( - µ, - 5 )   - 5   (- 5, - 1 )   - 1   (- 1, + µ )
  Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru     +     -     +
  Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru     ­   max   ¯   min   ­

Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

3) Определим точки перегиба графика функции и интервалы его выпуклости и вогнутости. Для этого найдём вторую производную заданной функции и приравняем её к нулю:

Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

Итак, функция имеет одну критическую точку второго рода Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru . Разобьём полученной точкой область определения на части, в каждой из которых установим знак второй производной:

  Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru   ( - µ, - 3 )   - 3   (- 3, + µ )
  Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru   -     +
  Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru     Ç   т. п.   È

Значение х = - 3 является абсциссой точки перегиба графика функции, а ордината этой точки

Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

4) Выясним наличие у графика заданной функции наклонных асимптот.

Для определения параметров Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru и Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru уравнения асимптот Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru воспользуемся формулами

Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

Для заданной функции

Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru ¥ .

Следовательно, у графика заданной функции наклонных асимптот нет.

5) Для построения графика функции в системе координат хОу изобразим точки максимума А (- 5; 4 ), минимума В (- 1; - 4 ), перегиба С (- 3; 0 ) и точку пересечения графика с осью Оу D ( 0; - 9 / 4 ). С учётом результатов исследования построим кривую ( см. рис.1 ).

6) Найдём наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке [- 3; 0 ]. Для этого вычислим значения функции на концах этого отрезка, в критических точках первого рода, попавших на отрезок, и сравним результаты:

у (- 3) = 0 ; у (- 1) = - 4 ; у ( 0) = - 9/4 .

Очевидно, что унаиб. (- 3) = 0 ; унаим. (- 1) = - 4 .

Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

Рис. 1

Задача 5.Исследовать функцию и построить ее график: Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

1) Область определения функции: D ( у ) = { хÎ( - µ ; 4 ) È ( 4 ; + µ ) } .

2) Исследование на непрерывность и классификация точек разрыва.

Заданная функция непрерывна всюду, кроме точки Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru .

Вычислим её односторонние пределы в этой точке:

Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru ¥ ; Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru ¥

х®4-0 х®4-0 х®4+0 х®4+0

Таким образом, точка Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru является для заданной функции точкой разрыва, а прямая Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru - вертикальной асимптотой графика.

3) Исследование на экстремум и промежутки монотонности ( интервалы возрастания и убывания функции).

Найдём производную функции, приравняем её к нулю и найдём корни полученного уравнения:

Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

  Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru   (-µ; -2)   -2 (-2; 4)     ( 4; 10)     (10;+µ)
  Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru   +     -   не сущ.   -     +
  Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru   ­   max   ¯       ¯   min   ­

уmax = у (-2) = - 4; ymin = y (10) = 20 .

Обозначим точку максимума А (-2; - 4 ), точку минимума В ( 10; 20 ).

4) Исследование графика на выпуклость, вогнутость и точки перегиба.

Найдём вторую производную функции, приравняем её к нулю и найдём корни полученного уравнения (если они есть).

Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

= Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

Так как Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru ¹ 0 , то график заданной функции точек перегиба не имеет. Остаётся выяснить вопрос об интервалах выпуклости и вогнутости графика.

  Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru   ( - µ ; 4 )       ( 4 ; + µ )
  Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru     -   не сущ.   +
  Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru   Ç     È

5) Исследование графика на наличие наклонных асимптот: Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

Следовательно, прямая Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru - наклонная асимптота графика.

6 ) Построение графика.

График заданной функции пересекает ось Оу в точке С ( 0; - 5) . Действительно, при Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru функция Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

Используя все предыдущие результаты исследования, график заданной функции имеет вид, представленный на рис.2.

При построении графика следует вначале провести асимптоты: Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru (вертикальная асимптота) и Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru (наклонная асимптота); затем нанести точки А (- 2; - 4 ) - max, В ( 10; 20 ) - min и С ( 0; - 5 ) - пересечение с осью ОУ ; и только потом начертить график.При необходимости можно использовать дополнительные точки.

Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

Рис. 2

Таблица основных интегралов

1. Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru 8. Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

2. Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru 9. Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

3. Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru 10. Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

4. Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru 11. Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

5. Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru 12. Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

6. Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru 13. Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

7. Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru 14. Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

Каждая из формул этой таблицы справедлива в любом промежутке, содержащемся в области определения соответствующей подынтегральной функции.

Справедливость приведённых формул проверяется дифференцированием.

Задача 6.Найти неопределённые интегралы. Проверить результат дифференцированием (в одном из примеров).

а) Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru б) Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

в) Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru г) Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

д) Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru е) Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

Решение.

а) Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

= Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

б) Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

в) Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

Нужно использовать формулу интегрирования по частям: Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

Для этого обозначим Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru тогда Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

Тогда, применяя формулу интегрирования по частям, получим

Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

г) Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

д) Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

Использована формула: Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru . Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru е) Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

Проверим результат интегрирования в примере д) дифференцированием:

Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

Получили подынтегральную функцию. Следовательно, интеграл нашли верно.

Задача 7.Найти с помощью определённого интеграла площадь плоской фигуры, расположенной в первом квадранте и ограниченной параболой Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru прямой Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru и осью OX ( рис.3 ).

Решение.Сделаем чертёж: в осях ХОУ построим параболу Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru и прямую Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru и заштрихуем искомую площадь, расположенную в первом квадранте. Затем найдём абсциссу точки пересечения параболы и прямой в первом квадранте. Для этого приравняем правые части уравнений параболы Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru и прямой Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru и решим полученное квадратное уравнение Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru или Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru Корни этого уравнения Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru Первому квадранту соответствует корень Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

Найдём абсциссу точки пересечения прямой Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru с осью ОХ Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru Решим уравнение Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru , откуда Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

Искомая площадь фигуры Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru где Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru площадь фигуры, ограниченной данной параболой Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru , вертикальной прямой Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru и осью ОХ ; Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru площадь фигуры, ограниченной вертикальной прямой Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru данной прямой Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru и осью ОХ . Вычислим искомые площади:

Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru (кв.ед.)

Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru (кв.ед.)

Общая площадь Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru (кв.ед.)

Задача 8.Найти с помощью определённого интеграла объём тела, образованного вращением вокруг оси ОХ фигуры, расположенной в первом квадранте и ограниченной параболой Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru прямой Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru и осью ОХ (рис.3).

Решение. Можно считать, что тело вращения ограничено при Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru поверхностью, образованной вращением параболы Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru вокруг оси ОХ , а при Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru поверхностью, образованной вращением прямой Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru вокруг оси ОХ .

Таким образом, общий объём тела вращения будет складываться из двух объёмов:

Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru Вычислим эти объёмы по формулам:

Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru (куб.ед.)

Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

Для вычисления этого интеграла используем метод замены переменной.

Пусть Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru Тогда Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru или Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru отсюда Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru Определим новые пределы интегрирования, соответствующие переменной Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru : при Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru а при Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru (куб.ед.)

Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru (куб.ед.)

Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru

Рис. 3

Ответ : площадь плоской фигуры Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru (кв. ед.),

объём тела вращения Дифференциальное и интегральное исчисление - student2.ru (куб. ед.)

Наши рекомендации