Прогнозирование развития транспортных средств леспромхоза

Одной из особенностей работы лесотранспорта является постоянно возрастающее расстояние вывозки древесины, связанное с постоянным удалением мест рубок от нижнего склада. Для обеспечения работы леспромхоза в этих условиях необходимо развивать транспортные средства.

Рост грузовой работы леспромхоза можно представить уравнением прямой линии

Прогнозирование развития транспортных средств леспромхоза - student2.ru , (3.1)

где R0 - величина грузовой работы в начале рассматриваемого периода; r- прирост грузовой работы за единицу времени (год); t – число лет от начала рассматриваемого периода.

Увеличение провозной способности лесовозной дороги возможно осуществлять различными способами: приобретение дополнительных транспортных средств; переход на новые, более мощные транспортные средства; увеличение скоростей движения транспортных средств за счет реконструкции дороги и др. Каждый из этих способов требует определенных капитальных вложений. Затраты K1 какого-либо способа могут увеличить грузовую работу до величины R1, затем потребуется какой-либо другой способ, который потребует капитальных вложений K2 , и т.д.

Условно будем считать, что величина капитальных вложений K пропорциональна приросту грузовой работы, а прирост грузовой работы пропорционален сроку эксплуатации дороги: Прогнозирование развития транспортных средств леспромхоза - student2.ru .

Величину капитальных вложений можно описать формулой

Прогнозирование развития транспортных средств леспромхоза - student2.ru , (3.2)

где Прогнозирование развития транспортных средств леспромхоза - student2.ru - коэффициент пропорциональности между приростом грузовой работы и капитальными затратами.

Предположим, что на лесовозной дороге можно использовать три способа увеличения провозной способности в определенной последовательности на протяжении T лет. Каждый из этих способов позволяет увеличить провозную способность на величину, зависящую от величины капитальных затрат (рис. 3.1).

Необходимо определить размеры и сроки вложения капитальных затрат, чтобы общие расходы за весь период были минимальными. В расчетах необходимо учесть экономический эффект от отдаленности капитальных вложений, приводя их к начальному году периода T.

где K1 , K2, K3 – капитальные затраты соответственно 1,2,3 способов увеличения провозной способности дороги;

Прогнозирование развития транспортных средств леспромхоза - student2.ru -коэффициенты пропорциональности между приростом грузовой работы и капитальными затратами при соответствующих способах; t1,t2,t3 – время (в годах) от начального периода (t0) до введения соответствующего (1,2,3) способа увеличения провозной способности дороги; T – рассматриваемый период в годах; E – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений.

Провозная способность дороги увеличивается в три этапа. Требуется определить такие сроки использования капитальных вложений на каждом этапе, при которых общие приведенные затраты будут минимальными

Приведенные капитальные затраты составят

 
  Прогнозирование развития транспортных средств леспромхоза - student2.ru

Прогнозирование развития транспортных средств леспромхоза - student2.ru (3.3)

Прогнозирование развития транспортных средств леспромхоза - student2.ru (3.4)

Прогнозирование развития транспортных средств леспромхоза - student2.ru , (3.5)

Прогнозирование развития транспортных средств леспромхоза - student2.ru (3.6)

При этом необходимо учесть ограничения:

Прогнозирование развития транспортных средств леспромхоза - student2.ru (3.7)

Прогнозирование развития транспортных средств леспромхоза - student2.ru (3.8)

где R Прогнозирование развития транспортных средств леспромхоза - student2.ru и R Прогнозирование развития транспортных средств леспромхоза - student2.ru – максимальные уровни провозной способности лесовозной дороги, которых можно добиться соответственно первым и вторым способом ее увеличения.

Срок t1 определяется существующей провозной способностью Rн в начале рассматриваемого периода (см. рис. 3.1)

Rн=R0+rt1 или Прогнозирование развития транспортных средств леспромхоза - student2.ru , (3.9)

Уровень требуемой провозной способности в конце третьего периода также определяется однозначно по формуле

R3=R0+rT . (3.10)

Сроками капитальных вложений t2 и t3 можно варьировать, изменяя тем самым уровни провозной способности R1 и R2 первом и втором этапах. Следовательно, необходимо определить сроки t2 и t3, которые минимизируют общие приведенные капитальные затраты.

Задача решается методом динамического программирования в два этапа.

Первый этап оптимизации. Определяется значение t3 для всех возможных значений t2, которые обращают в минимум общие приведенные затраты на двух последних этапах E2+E3. Для этого исследуем на минимум функцию E2+E3 по аргументу t3.

Прогнозирование развития транспортных средств леспромхоза - student2.ru . (3.11)

Продифференцируем эту функцию и приравняем нулю первую производную

Прогнозирование развития транспортных средств леспромхоза - student2.ru . (3.12)

После преобразований получим

Прогнозирование развития транспортных средств леспромхоза - student2.ru . (3.13)

Представим это уравнение в следующем виде

Прогнозирование развития транспортных средств леспромхоза - student2.ru , (3.14)

где Прогнозирование развития транспортных средств леспромхоза - student2.ru Прогнозирование развития транспортных средств леспромхоза - student2.ru Прогнозирование развития транспортных средств леспромхоза - student2.ru .

Это уравнение типа

Прогнозирование развития транспортных средств леспромхоза - student2.ru . (3.15)

Решением уравнения (3.15) является общая абсцисса точки пересечения графиков двух функций (см. рис. 3.2) Прогнозирование развития транспортных средств леспромхоза - student2.ru и Прогнозирование развития транспортных средств леспромхоза - student2.ru или в нашем случае Прогнозирование развития транспортных средств леспромхоза - student2.ru и Прогнозирование развития транспортных средств леспромхоза - student2.ru .

Решение может быть получено графически (рис.3.3). Для каждого возможного значения Прогнозирование развития транспортных средств леспромхоза - student2.ru определяются соответствующие значения Прогнозирование развития транспортных средств леспромхоза - student2.ru , которые минимизируют суммарные приведенные затраты на втором и третьем этапах увеличения провозной способности лесовозной дороги.

Прогнозирование развития транспортных средств леспромхоза - student2.ru Прогнозирование развития транспортных средств леспромхоза - student2.ru

y y2=c-b*x y y=c-b*t3 y=at3

y1=ax

t3

Рис. 3.2. Графическое Рис. 3.3 Графическое

решение уравнения определение значения t3

y=aх+bx-c

Второй этап оптимизации. Определяется значение Прогнозирование развития транспортных средств леспромхоза - student2.ru в зависимости от значения Прогнозирование развития транспортных средств леспромхоза - student2.ru , обращающее в минимум общие приведенные затраты на всех трех этапах.

Если бы в результате первого этапа оптимизации была установлена функциональная зависимость Прогнозирование развития транспортных средств леспромхоза - student2.ru , то ее можно было бы подставить в выражение (3.6) и исследовать выражение (3.6) на минимум. Но так как зависимость Прогнозирование развития транспортных средств леспромхоза - student2.ru не выявлена, а установлены попарно конкретные значения Прогнозирование развития транспортных средств леспромхоза - student2.ru и Прогнозирование развития транспортных средств леспромхоза - student2.ru , подставим их поочередно в выражение (3.6). Значения Прогнозирование развития транспортных средств леспромхоза - student2.ru и Прогнозирование развития транспортных средств леспромхоза - student2.ru , обращающие в минимум выражение (3.6), и определяют оптимальный вариант решения задачи.

Наши рекомендации