Проектировочный расчёт валов на совместное действие изгиба и кручения
Кинематический расчет привода и выбор электродвигателя.
Задано:
– мощность электродвигателя ;
– частота вращения вала электродвигателя ;
– частота вращения выходного вала привода ;
– структурная схема привода, где 1 –– электродвигатель; 2 –– ременная передача; 3 –– редуктор; 4–– рама.
1.1. Подбор электродвигателя
По табл. П 1 находим типоразмер электродвигателя, удовлетворяющего заданным значениям мощности и частоты вращения его вала.
Для рассматриваемого задания заданным значениям и удовлетворяет двигатель АО2-42-4.
Из табл. П 4 берём эскиз электродвигателя, его технические характеристики, установочные и габаритные размеры и заносим в отчёт.
274 | 222 | 108 | 89 | 183 | 300 | 230 | 265 | 32 | 28 | 12 | 14 |
Масса, | |||||||||||
310 | 132 | 16 | 14 | 4 | 506 | 224 | 178 | 80 | 60 | 185 | 77 |
1.2. Кинематический расчёт привода
1.2.1. Определение передаточного числа привода и разбивка его между
типами и ступенями передач, входящих в его состав
Передаточное число привода
,
где – частота вращения вала электродвигателя, ;
– частота вращения выходного вала привода, .
Для рассматриваемой схемы
Так как общее передаточное число привода равно произведению передаточных чисел отдельных передач, входящих в его состав, то для рассматриваемой схемы привода оно будет
,
где – передаточное число ременной передачи;
– передаточное число редуктора;
откуда
.
выбираем ,тогда
.
Передаточное число редуктора можно записать
где – передаточное число быстроходной ступени;
– передаточное число тихоходной ступени.
1.2.2. Определение частоты вращения валов привода
Частота вращения вала электродвигателя ;
Частота вращения входного вала редуктора
;
Частота вращения промежуточного вала редуктора
;
Частота вращения выходного вала редуктора
;
1.2. Определение крутящих моментов на валах привода
Для рассматриваемой схемы:
– крутящий момент на валу электродвигателя
где , ;
– крутящий момент на входном валу редуктора
;
принимаем , тогда
;
– крутящий момент на промежуточном валу редуктора
;
принимая КПД конической передачи при , и КПД пары подшипников , получим
;
– крутящий момент на выходном валу редуктора
;
принимая КПД закрытой цилиндрической зубчатой передачи ,
получим
;
– крутящий момент на выходном валу привода
.
Полученные значения моментов на валах привода и частоты их вращения занести в табл.
Таблица 1
Частота вращения , | Крутящий момент , | ||
1450 | 36224,138 | ||
725 | 68825,86 | ||
213,86 | 184789,18 | ||
85,2 | 445407,15 | ||
440953,08 |
Выбор материала.
В качестве материала для шестерни конической и цилиндрической зубчатых передач выбираю Сталь 35 с объемной закалкой.
Температура отпуска:
Предел прочности:
Предел текучести:
Твердость:
Твердость:
Для колес конической и цилиндрической зубчатых передач выбираю Сталь 30 с объемной закалкой.
Температура отпуска:
Предел прочности:
Предел прочности:
Твердость:
Твердость:
Допускаемые напряжения.
3.1. Допускаемые контактные напряжения.
- допускаемые контактные напряжения при расчете на контактную прочность, где:
- базовый предел выносливости поверхностей зубьев по контактным напряжениям для пульсирующего цикла.
– коэффициент безопасности.
– коэффициент долговечности.
Для колес конической и цилиндрической зубчатых передач определяю:
= .
, т.к. термообработкой является объемная закалка.
,где
- базовое число циклов, при котором наступает предел выносливости.
- эквивалентное число циклов нагружения зубьев.
где ; ; ;
; ; ;
.
Для колеса конической передачи при ,
т.к. , то принимаю
Для колеса цилиндрической передачи при ,
т.к. , то принимаю
- для колес конической и цилиндрической передач.
3.2. Допускаемые изгибные напряжения.
- допускаемые изгибные напряжения, где
- базовый предел выносливости материала колеса по изгибным напряжениям для пульсирующего цикла.
– коэффициент безопасности.
– коэффициент, учитывающий влияние двухстороннего приложения нагрузки.
– коэффициент долговечности.
Для шестерни конической и цилиндрической передач определяю:
, т.к. нагрузка односторонняя.
, т.к. , где
(для всех сталей) - базовое число циклов.
- число циклов нагружения зубьев шестерни.
, где , .
где ; ; ;
; ; ;
.
Для шестерни цилиндрической передачи при ,
т.к. , то принимаю
Для шестерни конической передачи при
т.к. , то принимаю
- для шестерни конической и цилиндрической передачи.
Проектировочный расчёт валов на совместное действие изгиба и кручения.
Проектировочным расчётом определяется диаметр вала в опасном сечении из условия прочности его на изгиб с кручением. Действительные условия работы вала заменяются условными, производится схематизация нагрузок, опор, формы вала.
Определение величины и направления сил, действующих в ремённой, зубчатый цилиндрических и конических передачах:
1.1. Ремённая передача.
Ремённая передача нагружает валы усилием
,где
, - натяжения 1-ой и 2-ой ветви ремня
- угол схода ветвей
При угле обхвата меньшего шкива (для клиноременной передачи) принимают
Здесь ,
- усилие предварительного натяжения в ремне
- напряжение в ремне от предварительного натяжения
- площадь поперечного сечения ремня (для клиноременных передач- общая площадь ремней)
Направленно по линии центров шкивов
1.2. Цилиндрическая передача.
Силу в зацеплении одной пары зубьев раскладывают (без учета потерь мощности на трение):
-окружные составляющие (индекс «1»- для шестерни; индекс «2»- для колеса), где
- крутящий момент на валу колеса
- диаметр делительной окружности колеса
;
Окружная составляющая силы направлена по касательной к окружности делительного диаметра.
- радиальные составляющие, направленные по радиусам колес к центрам вращения, где
- угол зацепления (для передач без смещения)
- угол наклона линии зуба
- осевые составляющие, направленные параллельно оси колес в зависимости от направления вращения и направления зуба
Изгибающие моменты от осевых сил на шестерни и на колесе соответственно равны:
;
1.3. Коническая передача.
- окружные силы
Т.к. оси шестерни и колеса пересекается под углом , то по третьему закону Ньютона попарно равны между собой радиальные и осевые составляющие.
, где
- угол зацепления
- угол при вершине начального конуса шестерни
Сосредоточенные изгибающие моменты от действия осевых сил:
- для вала шестерни -
- для вала колеса - , где
; - соответственно диаметры средних делительных окружностей шестерни и колеса
;
Т.к. силы действуют в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, то и построение эпюр изгибающих моментов будет производить в двух плоскостях: вертикальной и горизонтальной.
Входной вал.
; ;
; ;
Вертикальная плоскость:
Определяю опорные реакции:
Проверка:
Горизонтальная плоскость:
Определяю опорные реакции:
Проверка:
Суммарный изгибающий момент:
В опасном сечении определяется приведенный момент:
- коэффициент приведения
- крутящий момент на валу
Из условий прочности на изгиб с кручением определяю расчетный диаметр вала в опасном сечении:
, где
- допускаемые напряжения на изгиб по симметричному циклу.
Примем материал вала - сталь 45 с
Промежуточный вал.
; ; ; ;
; ;
Вертикальная плоскость:
Определяю опорные реакции:
Проверка:
Горизонтальная плоскость:
Определяю опорные реакции:
Проверка:
Суммарный изгибающий момент:
В опасном сечении определяется приведенный момент:
, где
- коэффициент приведения
- крутящий момент на валу
Из условий прочности на изгиб с кручением определяю расчетный диаметр вала в опасном сечении:
, где материал вала - сталь 45 с
Выходной вал.
;
;
Вертикальная плоскость:
Определяю опорные реакции:
Проверка:
Горизонтальная плоскость:
Определяю опорные реакции:
Проверка:
Суммарный изгибающий момент:
В опасном сечении определяется
приведенный момент:
, где
- коэффициент приведения
Из условий прочности на изгиб с кручением определяю расчетный диаметр вала в опасном сечении:
, где материал вала - сталь 45 с