Тема 5 способы преобразования чертежа

Вопросы самоконтроля.

1. Какова цель преобразования чертежа?

2. Какие способы преобразования чертежа вам известны?

3. В чем принципиальное различие рассмотренных способов преобразования чертежа?

4. Назовите основные позиционные задачи, решаемые преобразованием чертежа?

5. Назовите позиционные задачи, решаемые одним преобразованием.

6. Назовите позиционные задачи, решаемые двумя преобразованиями. Какова последовательность их решения?

7. Назовите основные закономерности способа замены плоскостей проекций.

8. Какова связь новых проекций со старыми проекциями?

9. Назовите основные закономерности преобразования чертежа способом плоскопараллельного перемещения.

10. Как меняются проекции объекта при его перемещении относительно горизонтальной (фронтальной) плоскости проекций?

11. В чем сущность способа плоско параллельного движения и вращения вокруг оси?

12. В чем принципиальное различие способов замены плоскостей проекций и плоско параллельным движением и вращением вокруг оси?

Упражнения

7.1.3 Определить натуральную величину отрезка АВ и углы его наклона к плоскости проекций П1 и П2. Даны координаты: А(80,10, 15); В(30,40,25). а) решить задачу заменой плоскостей проекций б) решить задачу плоскопараллельным движением; в) решить вращением вокруг проецирующей прямой 7.1.4 Определить натуральную величину треугольника АВС, лежащего в плоскости S(S2). тема 5 способы преобразования чертежа - student2.ru
7.1.1 Построить проекции точек А и В в новой системе П14. тема 5 способы преобразования чертежа - student2.ru 7.1.2 Отрезок прямой АВ преобразованием чертежа поставить в положение проецирующего. тема 5 способы преобразования чертежа - student2.ru

Задачи

7.2.1 Определить расстояние от точки М до плоскости β (АВС). тема 5 способы преобразования чертежа - student2.ru 7.2.2 Дана фронтальная проекция точки А, удаленной от плоскости S (f ∩ h) на 20мм. Построить горизонтальную проекцию точки А. тема 5 способы преобразования чертежа - student2.ru
7.2.3 Построить проекции (К12) точки К пересечения прямой l с плоскостью S(ABC). Определить видимость прямой l на плоскостях П1 и П2. тема 5 способы преобразования чертежа - student2.ru 7.2.7 Построить горизонтальную проекцию грани АВD двугранного угла, если угол при ребре АВ равен 30º. тема 5 способы преобразования чертежа - student2.ru
7.2.5 Определить расстояние от вершины S пирамиды SABC до ее основания ABC. Построить проекции высоты пирамиды на плоскостях П1 и П2. тема 5 способы преобразования чертежа - student2.ru 7.2.6 Построить проекции (М1N1, М2,N2) отрезка МN, определяющего расстояние между прямыми АВ и СD.   тема 5 способы преобразования чертежа - student2.ru
       

7.2.4Построить проекции D1E1, D2E2 отрезка DE, определяющего расстояние между параллельными плоскостями S(ABC) и Q(mXn). Определить угол наклона S и Q к плоскости проекций П1.

тема 5 способы преобразования чертежа - student2.ru

Примеры решения задач:

Задача 1 Отрезок прямой общего положения АВ преобразовать в горизонтально проецирующую прямую. Решить способом замены плоскостей проекций.

Решение.На первом этапе заменим фронтальную плоскость П 2 проекций на новую П 4 так , чтобы прямая (АВ) стала фронталью. Поэтому выбираем х 1║(A1B1). Ось проекций х старой системы выбираем так, чтобы было меньше дополнительных построений. Строим новую фронтальную проекцию (А4 В4) прямой линии. Решена первая задача.

тема 5 способы преобразования чертежа - student2.ru

На втором этапе решения новую горизонтальную плоскость П5 выбираем так, чтобы прямая линия (АВ) стала горизонтально проецирующей. У такой прямой ось х4,5 проекций должна быть перпендикулярна фронтальной проекции (А 4В 4). По линии связи откладываем координату у заменяемой проекции и получаем А5 5 - горизонтальную проекцию горизонтально проецирующей прямой (АВ).

Задача 2 Плоскость Σ общего положения преобразовать в горизонтальную плоскость уровня. Решить способом замены плоскостей проекций.

Решение.На первом этапе ее решения заменим фронтальную плоскость П2 проекций на новую П4 так, чтобы плоскость Σ стала фронтально проецирующей. Для этого в плоскости Σ построим произвольную горизонталь тема 5 способы преобразования чертежа - student2.ru и выберем старую ось х1,2 проекций. В примере ось х1,2 выбрана произвольно, но можно ее выбрать, например, совпадающей с h2 . строим тема 5 способы преобразования чертежа - student2.ru , тогда прямая h(h1 h4) в системе тема 5 способы преобразования чертежа - student2.ru становится фронтально проецирующей и плоскость Σ(h,С) тоже стала фронтально проецирующей.

На втором этапе заменяем горизонтальную проекцию. Выбираем новую ось х4,5 так, чтобы она совпала с фронтальной проекцией Σ4 плоскости Σ

. тема 5 способы преобразования чертежа - student2.ru

Строим новую горизонтальную проекцию, откладывая по линиям связи координаты: тема 5 способы преобразования чертежа - student2.ru Проводим прямые а5 и b5.. плоскость Σ стала горизонтальной плоскостью уровня

Задача 3 Отрезок прямой общего положения АВ преобразовать в горизонтально проецирующую прямую. Решить способом плоскопараллельного перемещения.

Решение.При плоскопараллельном перемещении объекта [AB] относительно горизонтальной плоскости проекций все его точки (А и В) движутся в горизонтальных плоскостях уровня. Это значит, что отрезок [AB] может перемещаться в любое положение, но фронтальные проекции А2 и В2 его концов могут перемещаться только по проекциям горизонтальных плоскостей уровня., линии которых одновременно служат горизонтальными линиями связи.

Заметим, сто, выбирая положение свободно перемещаемой проекции, мы сможем сближать или раздвигать новые проекции и изображать их справа или слева от старых проекций на любом удалении.

На первом этапе прямую линию [AB] мы переместили до положения тема 5 способы преобразования чертежа - student2.ru фронтали, где тема 5 способы преобразования чертежа - student2.ru , а затем до положения

тема 5 способы преобразования чертежа - student2.ru горизонтально проецирующей прямой, где тема 5 способы преобразования чертежа - student2.ru и тема 5 способы преобразования чертежа - student2.ru или тема 5 способы преобразования чертежа - student2.ruтема 5 способы преобразования чертежа - student2.ru . Выбирая положения тема 5 способы преобразования чертежа - student2.ru и тема 5 способы преобразования чертежа - student2.ru , управляем размещением новых проекций

тема 5 способы преобразования чертежа - student2.ru

Задача 4 Плоскость Γ общего положения преобразовать в горизонтальную плоскость уровня. Решить способом плоскопараллельного перемещения.

Решение. Построим в плоскости (АВС) горизонталь тема 5 способы преобразования чертежа - student2.ru и перемесим треугольник относительно горизонтальной плоскости проекций так, чтобы прямая стала фронтально проецирующей прямой. Для этого строим в выбранном месте прямую тема 5 способы преобразования чертежа - student2.ru и в любом месте отмечаем точку, например тема 5 способы преобразования чертежа - student2.ru , от которой откладываем отрезок тема 5 способы преобразования чертежа - student2.ru . На этом отрезке строим тема 5 способы преобразования чертежа - student2.ru так, чтобы обход вершин обоих треугольников выполнялся в одном направлении. Проводим дуги окружностей из точки тема 5 способы преобразования чертежа - student2.ru радиусом тема 5 способы преобразования чертежа - student2.ru , а из точки тема 5 способы преобразования чертежа - student2.ru радиусом тема 5 способы преобразования чертежа - student2.ru и в пересечении построенных дуг отмечаем точку тема 5 способы преобразования чертежа - student2.ru с учетом направления обхода вершин.

тема 5 способы преобразования чертежа - student2.ru

Проводим прямую тема 5 способы преобразования чертежа - student2.ru и на ней откладываем отрезок тема 5 способы преобразования чертежа - student2.ru . Соединяем вершину тема 5 способы преобразования чертежа - student2.ru А с вершинами тема 5 способы преобразования чертежа - student2.ru и тема 5 способы преобразования чертежа - student2.ru . По линиям связи строим новую фронтальную проекцию тема 5 способы преобразования чертежа - student2.ru и тема 5 способы преобразования чертежа - student2.ru . Фигура стала фронтально проецирующей. Перемещая фигуру относительно фронтальной плоскости проекций до положения тема 5 способы преобразования чертежа - student2.ru , мы преобразуем заданную плоскость в горизонтальную плоскость уровня.

Горизонтальная проекция тема 5 способы преобразования чертежа - student2.ru определится в пересечении линий связи и тема 5 способы преобразования чертежа - student2.ru . Возвращение к старым проекциям производится в обратном порядке.

Дополнительные задачи

Наши рекомендации