Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС)

Со смешанным подводом тепла

Схема цикла представлена на рисунке 1. Цикл задан параметрами Р1, МПа, Т1, К и значениями величин степени сжатия Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru , степени повышения давления Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru , степени предварительного расширения Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru , показателя политропы сжатия n1 и показателя политропы расширения n2 (таблица 2.2.1).

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Рисунок 1 – Схема цикла ДВС со смешанным подводом тепла

Таблица 2.2.1 – Параметры и величины цикла ДВС со смешанным подводом тепла

№ вар. Р1, МПа Т1, К ε λ ρ n1 n2
0,098 1,21 1,40 1,32 1,29
0,097 17,6 1,36 1,38 1,37 1,27
0,104 1,24 1,32 1,31 1,28
0,112 21,8 1,26 1,41 1,38 1,31
0,108 1,4 1,24 1,35 1,26
0,11 21,4 1,42 1,36 1,34 1,31
0,099 1,38 1,38 1,36 1,22
0,089 15,6 1,24 1,34 1,37 1,29
0,104 1,28 1,21 1,34 1,25
0,102 16,5 1,37 1,31 1,32 1,28
0,11 17,6 1,39 1,41 1,31 1,27
0,108 19,8 1,32 1,28 1,37 1,32
0,11 21,3 1,28 1,31 1,39 1,31
0,111 20,4 1,28 1,42 1,41 1,36
0,112 1,4 1,31 1,29 1,27
0,097 15,3 1,29 1,36 1,32 1,27
0,099 16,1 1,35 1,48 1,27 1,22
0,172 21,1 1,28 1,21 1,31 1,29
0,135 18,6 1,33 1,43 1,35 1,38
0,092 19,4 1,62 1,32 1,22 1,21
0,153 23,4 1,21 1,47 1,40 1,34
0,191 15,3 1,57 1,40 1,35 1,25
0,182 18,1 1,6 1,35 1,37 1,23
0,202 18,5 1,27 1,37 1,29 1,2
0,174 17,3 1,32 1,43 1,57 1,24
0,143 15,6 1,46 1,48 1,36 1,25
0,192 20,6 1,29 1,46 1,34 1,27
0,114 14,6 1,4 1,34 1,38 1,27
0,119 19,1 1,38 1,51 1,36 1,22
0,107 18,5 1,46 1,40 1,33 1,28
0,104 21,8 1,26 1,24 1,32 1,21
0,107 20,6 1,27 1,40 1,37 1,22
0,108 16,5 1,37 1,36 1,29 1,36
0,174 15,6 1,62 1,47 1,39 1,25
0,111 16,0 1,24 1,33 1,28 1,22

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания

С изобарным подводом тепла

Схема цикла представлена на рисунке 2. Цикл задан параметрами Р1, МПа, Т1, К и значениями величин степени сжатия Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru , степени предварительного расширения Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru , показателя политропы сжатия n1 и показателя политропы расширения n2 (таблица 2.2.2).

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Рисунок 2 – Схема цикла ДВС с изобарным подводом тепла

Таблица 2.2.2 – Параметры и величины цикла ДВС с изобарным подводом тепла

№ вар. Р1, МПа Т1, К ε ρ n1 n2
0,1 12,1 1,67 1,32 1,28
0,12 12,7 1,52 1,37 1,31
0,98 14,3 1,42 1,4 1,33
0,101 16,4 1,58 1,34 1,26
0,11 17,2 1,61 1,34 1,31
0,096 15,4 1,38 1,39 1,32
0,11 13,7 1,62 1,28 1,27
0,122 14,2 1,48 1,37 1,28
0,114 15,6 1,35 1,34 1,26
0,096 16,3 1,29 1,36 1,24
0,099 13,9 1,36 1,36 1,26
0,107 17,1 1,47 1,37 1,31
0,102 18,4 1,52 1,33 1,29
0,112 12,8 1,42 1,34 1,24
0,106 14,6 1,36 1,36 1,32
0,097 14,1 1,34 1,37 1,31
0,116 15,6 1,57 1,34 1,29
0,092 13,2 1,44 1,4 1,32
0,123 14,8 1,36 1,37 1,32
0,115 13,6 1,27 1,34 1,27
0,121 17,2 1,43 1,28 1,26
0,119 18,1 1,61 1,38 1,31
0,110 16,5 1,52 1,36 1,24
0,115 15,8 1,37 1,33 1,32
0,120 16,6 1,32 1,37 1,31
0,124 14,7 1,51 1,32 1,28
0,117 14,3 1,43 1,36 1,26
0,096 17,3 1,34 1,34 1,27
0,099 15,5 1,38 1,35 1,25
0,113 15,9 1,29 1,36 1,23
0,123 16,1 1,31 1,37 1,26
0,096 17,2 1,42 1,33 1,27
0,117 13,2 1,28 1,34 1,25
0,112 14,8 1,52 1,37 1,24
0,121 18,1 1,43 1,35 1,23

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания

С изохорным подводом тепла

Схема цикла представлена на рисунке 3. Цикл задан параметрами Р1, МПа, Т1, К и значениями величин степени сжатия Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru , степени повышения давления Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru , показателя политропы сжатия n1 и показателя политропы расширения n2 (таблица 2.2.3).

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Рисунок 3 – Схема цикла ДВС с изохорным подводом тепла

Таблица 2.2.3 – Параметры и величины цикла ДВС с изохорным подводом тепла

№вар. Р1, МПа Т1, К ε λ n1 n2
0,097 6,81 2,21 1,25 1,35
0,103 7,12 2,41 1,28 1,31
0,111 7,44 2,36 1,31 1,36
0,111 6,93 2,39 1,29 1,32
0,098 6,87 2,29 1,31 1,36
0,101 5,99 2,32 1,27 1,28
0,107 6,14 2,27 1,24 1,31
0,109 7,28 2,40 1,27 1,32
0,112 6,10 2,42 1,28 1,29
0,093 7,10 2,31 1,31 1,36
0,098 7,16 2,27 1,21 1,32
0,089 5,04 2,15 1,24 1,29
0,096 6,91 2,25 1,31 1,35
0,102 5,91 2,35 1,21 1,32
0,102 6,70 2,41 1,24 1,29
0,092 6,72 1,80 1,35 1,31
0,110 5,91 1,67 1,27 1,23
0,121 6,34 1,84 1,36 1,30
0,107 5,09 1,72 1,34 1,26
0,116 7,16 1,82 1,33 1,24
0,109 7,04 1,67 1,37 1,26
0,098 6,12 1,53 1,37 1,28
0,096 7,27 1,98 1,33 1,31
0,103 6,11 1,84 1,38 1,33
0,108 7,41 1,67 1,32 1,26
Продолжение таблицы 2.2.3
№вар. Р1, МПа Т1, К ε λ n1 n2
0,112 5,82 1,71 1,34 1,32
0,116 6,21 1,62 1,36 1,28
0,121 5,39 1,98 1,31 1,27
0,120 5,46 1,76 1,33 1,26
0,117 6,42 1,79 1,36 1,24
0,097 6,71 1,85 1,33 1,27
0,099 7,04 1,65 1,37 1,32
0,106 7,09 1,58 1,34 1,27
0,104 6,72 1,42 1,39 1,32
0,102 7,63 1,54 1,33 1,24

Цикл газотурбинной установки (ГТУ) с изобарным подводом тепла

Схема цикла представлена на рисунке 4. Цикл задан параметрами Р1, МПа, Т1, К и значениями величин степени повышения давления в компрессоре Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru , степени изобарного расширения Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru , показателя политропы сжатия n1 и показателя политропы расширения n2 (таблица 2.2.4).

 
  Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

v, м3/кг
Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru
s, кДж/(кг·К)
Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Рисунок 4 – Схема цикла ГТУ с изобарным подводом тепла

Таблица 2.2.4 – Параметры и величины цикла ГТУ с изобарным подводом тепла

№вар. Р1, МПа Т1, К β ρ n1 n2
0,110 8,21 2,15 1,33 1,23
0,102 8,72 3,99 1,37 1,29
0,098 9,25 3,27 1,34 1,31
0,112 9,64 3,21 1,38 1,32
0,108 9,78 3,09 1,27 1,21
0,107 10,0 3,17 1,33 1,30
0,101 8,36 2,26 1,29 1,22
0,096 7,93 2,98 1,36 1,27
0,097 8,64 2,90 1,34 1,30
0,103 10,1 3,36 1,35 1,24
0,105 7,88 2,96 1,35 1,27
0,095 9,63 3,42 1,37 1,21
Продолжение таблицы 2.2.4
№вар. Р1, МПа Т1, К β ρ n1 n2
0,101 8,84 3,07 1,33 1,20
7,98 3,16 1,36 1,27
0,108 7,82 3,43 1,35 1,23
0,100 9,76 2,93 1,29 1,24
0,097 10,1 3,54 1,36 1,27
0,103 8,36 2,87 1,37 1,26
0,112 7,83 3,37 1,33 1,23
0,111 8,54 3,18 1,37 1,30
0,107 7,86 2,93 1,35 1,22
0,099 9,36 3,37 1,33 1,27
0,098 8,84 2,88 1,29 1,32
0,105 7,96 3,16 1,36 1,24
0,101 7,81 2,67 1,35 1,21
0,097 8,31 3,14 1,37 1,20
0,099 8,72 3,41 1,33 1,23
0,095 9,23 3,82 1,36 1,31
0,103 9,64 2,96 1,34 1,27
0,112 9,76 2,99 1,33 1,24
0,115 8,44 3,12 1,37 1,25
0,007 7,68 3,22 1,34 1,32
0,102 9,63 3,36 1,38 1,33
0,096 7,68 3,45 1,32 1,29
0,208 9,23 2,21 1,36 1,21

Цикл газотурбинной установки с изохорным подводом тепла

Схема цикла представлена на рисунке 5. Цикл задан параметрами Р1, МПа, Т1, К и значениями величин степени повышения давления в компрессоре Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru , степени добавочного повышения давления Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru , показателя политропы сжатия n1 и показателя политропы расширения n2 (таблица 2.2.5).

       
  Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru
    Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru
 

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru
v, м3/кг
s, кДж/(кг·К)
Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Рисунок 5 – Схема цикла ГТУ с изохорным подводом тепла

Таблица 2.2.5 – Параметры и величины цикла ГТУ с изохорным подводом тепла

№вар. Р1, МПа Т1, К β λ n1 N2
0,097 4,51 2,36 1,32 1,36
0,097 5,27 2,41 1,31 1,27
0,096 5,32 2,38 1,24 1,29
0,101 4,83 2,55 1,36 1,35
0,110 4,67 2,58 1,34 1,27
0,112 6,02 2,77 1,27 1,28
0,096 4,93 2,39 1,27 1,32
0,098 6,21 2,54 1,26 1,36
0,102 5,98 2,61 1,31 1,32
0,100 4,78 2,78 1,37 1,24
0,105 6,45 2,71 1,34 1,27
0,102 60,03 2,66 1,36 1,27
0,097 5,97 2,59 1,31 1,26
0,099 5,36 2,75 1,24 1,33
0,103 5,62 2,63 1,27 1,36
0,096 4,96 2,44 1,26 1,31
0,099 5,13 2,32 1,24 1,33
0,101 5,02 5,24 1,37 1,24
0,110 6,04 2,76 1,34 1,27
0,103 6,17 2,567 1,32 1,36
0,105 4,92 2,39 1,27 1,29
0,093 4,99 2,44 1,34 1,27
0,098 5,12 2,76 1,34 1,23
0,101 6,01 2,81 1,36 1,35
0,102 5,27 2,55 1,24 1,29
0,098 4,92 2,67 1,34 1,27
0,097 4,87 2,82 1,35 1,36
0,105 5,87 2,53 1,31 1,22
0,108 6,04 2,67 1,34 1,27
0,112 5,77 2,76 1,36 1,23
0,097 5,18 2,51 1,33 1,24
0,099 4,98 2,80 1,27 1,33
0,107 5,34 2,61 1,34 1,31
0,102 6,09 2,68 1,36 1,35
0,103 5,73 2,78 1,31 1,27

Пример решения задания

Цикл поршневого ДВС со смешанным подводом тепла задан параметрами Р1=0,097 МПа, Т1=3030С и значениями величин ε=15,3; λ=1,29; ρ=1,36; n1=1,32; n2=1,27. Выполним для данного цикла теплового двигателя расчётные, теоретические и графические работы в соответствии с заданием (п. 2.2).

Решение

1. Цикл со смешанным подводом тепла широко используется для описания и расчётов рабочих процессов современных быстроходных дизельных автотракторных двигателей внутреннего сгорания. Физическое осуществление цикла производится поршневой машиной следующим образом: во время хода всасывания (процесс а-1 на р-v диаграмме цикла) атмосферный воздух, проходя через систему фильтров и всасывающий клапан, попадает в рабочий цилиндр двигателя. В конце всасывания (точка 1) всасывающий клапан закрывается и с перемещением поршня к верхней мёртвой точке происходит сжатие воздуха (процесс 1-2). Ввиду быстротечности этого процесса характер его близок к адиабатному, и температура воздуха к концу сжатия (точка 2) повышается настолько быстро, что несколько превышает температуру самовоспламенения топлива. По окончании сжатия через специальную форсунку дизельное топливо впрыскивается, мелко распыляясь, в небольшую предкамеру, расположенную в головке цилиндра, или в специальной камере в рабочем поршне машины. Первые порции топлива в условиях высокой температуры и большого теплового излучения от стенок предкамеры практически мгновенно разлагаются, испаряются и сгорают (процесс 2-3). Давление в цилиндре при этом резко возрастает и тогда первый этап подвода тепла, с достаточной точностью, можно описать изохорным процессом.

Основная масса топлива, впрыскиваемого в камеру, испаряется по мере поступления, перемешиваясь с продуктами сгорания, и эта смесь выбрасывается из предкамеры в основную камеру сгорания, где и происходит её догорание по мере поступления. Этот второй этап подвода тепла проходит уже при перемещении поршня к нижней мёртвой точке и практически не сопровождается повышением давления. С допустимой погрешностью его описывают изобарным процессом (процесс 3-4). После сгорания смеси происходит расширение газообразных продуктов сгорания (процесс 4-5), и вслед за этим открывается выхлопной клапан, через который продукты сгорания во время процесса выталкивания (процесс 5-а) выбрасываются в атмосферу, унося с собой и часть тепла, подведённого к рабочему телу. Далее цикл повторяется, вновь начинаясь, со свежей порции воздуха.

Поскольку в процессе всасывания (а-1) и выталкивания (5-а) суммарная работа мало отличается от нуля, то, идеализируя реальный цикл, процессы газообмена заменяют одним изохорным процессом отвода тепла (процесс 5-1).

2. Определение параметров всех характерных точек цикла начинаем с вычисления удельного объёма газа в точке 1 из уравнения состояния газа

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

где Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru - газовая постоянная воздуха (приложение 1);

Р1, Т1 – давление (Па) и температура (К) соответственно рабочего тела по условию задачи.

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Определяем параметры в точке 2.

Удельный объём в точке 2 найдём из соотношения

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru откуда Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Процесс 1-2 политропный, с показателем политропы n1,

значит Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru ,

отсюда Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Величину Т2 находим из уравнения состояния идеального газа

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Параметры точки 3 начинаем определять с вычисления давления Р3

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Процесс 2-3 изохорный, значит, Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Из соотношения параметров в изохорном процессе имеем

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru тогда Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Для точки 4 легко вычислить сначала удельный объём

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Процесс 3-4 изобарный, поэтому Р4= Р3=4,584∙106 Па.

Для изобарного процесса в соответствии с законом Гей-Люссака

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru отсюда Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru .

Удельный объём точки 5 одинаков с удельным объёмом точки 1

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Процесс 4-5 политропный. Для него справедливо соотношение

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru откуда

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Температуру в точке 5 найдём из уравнения состояния для этой точки

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Эту же температуру можно вычислить, записав закон Шарля для изохорного процесса 5-1

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru откуда Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Совпадение полученных результатов может служить свидетельством правильности проведённых вычислений и отсутствия арифметических ошибок.

3. Полный термодинамический расчёт любого процесса включает вычисление количества тепла и работы за этот процесс, изменения внутренней энергии, энтальпии, энтропии.

Для политропного процесса 1-2 количество тепла вычислим по формуле

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru ,

где Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru - средняя массовая теплоёмкость воздуха в процессах при постоянном объёме в интервале температур от Т1 до Т2, Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru ;

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru - показатель адиабаты процесса 1-2;

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru - средняя массовая теплоёмкость воздуха в процессах при постоянном давлении для того же интервала температур, Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Если принять зависимости Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru линейными, то величины средних теплоёмкостей воздуха легко вычислить по интерполяционным формулам

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

где t1, t2 – температуры в начале и конце процесса, 0С.

Проводим вычисления

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru   Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru . Следовательно, количество теплоты за процесс 1-2 Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru Работу процесса 1-2 вычисляем по формуле Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru Рассчитаем изменение внутренней энергии, энтальпии и энтропии процесса 1-2, используя известные формулы, полученные для идеального газа Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru Для того чтобы убедиться в правильности вычислений запишем выражение первого закона термодинамики и сопоставим полученные значения Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru Невязка Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

что свидетельствует об отсутствии ошибок в вычислениях.

Рассчитаем процесс 2-3, начиная с вычисления средних теплоёмкостей

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Так как процесс 2-3 изохорный, то

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru , тогда Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Для проверки правильности вычислений рассчитаем величину Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru , воспользовавшись определением энтальпии Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru и вытекающим отсюда равенством

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Невязка не превышает десятых долей процента.

Проводим расчёты для изобарного процесса 3-4

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Для проверки составим выражение первого закона термодинамики

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Хорошее совпадение результатов свидетельствует об отсутствии ошибок при вычислениях.

Расчёт политропного процесса 4-5 проводим аналогично расчёту процесса 1-2

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Проверка расчётов

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Проводим расчёт изохорного процесса 5-1

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru , тогда Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Проверку проведём аналогично проверке процесса 2-3

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

4. Вычисляем термодинамические характеристики цикла

Количество тепла за цикл

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Невязка Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Количество подведённого тепла

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Количество отведённого тепла

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Термический коэффициент полезного действия цикла

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Изменение внутренней энергии, энтальпии и энтропии за цикл

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Незначительные отклонения величин Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru от нуля свидетельствует об отсутствии ошибок при расчётах.

5. Термический коэффициент полезного действия идеализированного цикла, у которого теплообменом в процессах сжатия и расширения пренебрегают, принимая в первом приближении k=1,41, вычисляем по формуле

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

6. Термический коэффициент полезного действия цикла Карно для того же интервала температур

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

7. Изображение цикла на p-v диаграмме (рисунок 6) не представляет затруднений, так как параметры р и v определены ранее во всех характерных точках цикла. Положение этих точек на p-v диаграмме определяется делением значений соответствующих параметров на величины масштабов по осям координат, которые выбираем следующими: Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru , Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Точки 2 и 3, 3 и 4, 5 и 1 соединяем прямыми линиями, линии политропных процессов 1-2 и 4-5 проводим условно, направляя выпуклость вниз.

Чтобы построить T-S диаграмму (рисунок 6), необходимо сначала вычислить значения энтропии для каждой характерной точки цикла. Энтропию в точке 1 вычислим по формуле

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru ,

где Т0=273 0К, Р0=0,1013 МПа – параметры воздуха при нормальных условиях;

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Вычисляем значения энтропии в остальных точках

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Зададимся масштабами

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Наносим характерные точки на T-S диаграмме. Точки 2 и 3, 3 и 4, 5 и 1 соединяем отрезками экспонент. Изображение процессов 1-2 и 4-5 условно проводим прямыми линиями.

8. Для того чтобы определить коэффициент заполнения цикла, находим графически площадь исследуемого цикла на T-S диаграмме.

Fц=44,2 см2;

Площадь цикла Карно (пл. ABCD) Fк=87,12 см2.

Тогда коэффициент заполнения цикла

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

9. Среднеинтегральную температуру процесса отвода тепла (процесс 5-1) вычислим по формуле

Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru

Результаты расчётов заносим в сводную таблицу 2.3.1.

10. Анализируя уравнение термодинамического коэффициента полезного действия идеализированного цикла, у которого теплообменом в процессах сжатия и расширения пренебрегают, видно, что термический КПД такого цикла возрастает с увеличением ε и k. Кроме того, термический КПД зависит от λ и ρ. В настоящее время цикл Карно не может найти применение в качестве цикла двигателей внутреннего сгорания, так как при заданном интервале давлений не может быть использован верхний предел температур. При полном использовании интервала температур (273…2500 К) мог бы быть получен КПД цикла Карно 89 %, однако при этом наибольшее давление рабочего тела достигло бы 250 МПа. Не находит также применение цикл с подводом теплоты при р=const из-за недостатков в условиях реальной установки: потребности в компрессоре для распыления топлива, усложняющего двигатель и снижающего его экономичность, сложности самого распыляющего устройства и др. Двигатель, работающий по циклу со смешанным подводом теплоты свободен от указанных недостатков.

Таблица 2.3.1 - Сводная таблица исходных данных и результатов расчёта

Наименование Значения
Р, МПа v, м3/кг Т, 0К t, 0С S, кДж/(кг∙0К)
Параметры Точек 0,097 0,8965 303,0 0,1165
3,553 0,0586 725,4 454,4 -0,0283
4,584 0,0586 935,8 662,6 0,1654
4,584 0,0797 1272,7 999,7 0,6607
0,212 0,8965 662,2 389,2 0,8492
Характеристики процессов   q L ∆u ∆h ∆S
1-2 -69,46 -378,8 308,7 430,0 -0,1448
2-3 160,0 160,0 220,3 0,1937
3-4 361,5 96,72 264,8 361,3 0,3299
4-5 176,6 648,9 -472,1 -647,1 0,1885
5-1 -261,5 -261,5 -364,5 -0,578
Сумма 366,82 367,14 -0,1 -0,2 -0,01
Термический КПД цикла ηt 0,525
Термический КПД идеализированного цикла ηtи 0,657
Термический КПД цикла Карно ηtк 0,762
Коэффициент заполнения К 0,507
Среднеинтегральная температура процесса отвода тепла Тинт, 0К 459,9

                                               
    Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru
 
  Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru
   
800
 
   
 
   
 
   
200
 
    Цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - student2.ru
 
 
   
4,0
 
   
3,0
 
   
 
     
 
   
2,0
 
 
     
 
 
 
   
 
 
   
0,4
 
0,6
 
0,8

 

Рисунок 6 – Изображение цикла на p-v и T-s диаграммах

Теплопроводность

Методические указания

Теплопроводностью называется процесс распространения тепла путем непосредственного соприкосновения частиц с различной температурой.

Наши рекомендации