Проектирование нестандартного урока по геометрии

Задание

Разделить группу на 4 подгруппы для подготовки четырех проектов нестандартных уроков: а) урок-путешествие по стране «Многоугольники»; б) урок-КВН по теме «Четырехугольники»; в) урок-игра по любой геометрической теме 5-6 класса; г) урок-суд по теме «Четырехугольники».

План занятия

1. По жребию одна из групп проводит нестандартный урок (40 мин.) (могут быть разные учителя на различных этапах урока). Студенты предварительно распределяют роли учеников (сильные, средние, слабые, определяют личностные характеристики).

2. Письменный анализ проведенного урока (10 мин.)

3. Защита трех оставшихся проектов: один из представителей рассказывает суть проекта, остальные помогают демонстрировать наглядность, дополняют ( по 5-7 минут на проект).

4. Подведение итогов: рефлексия, мягкое открытое голосование (5 мин), выставление оценок за проекты.

Критерии оценивания проектов: 1) качество оформления проекта в форме конспекта урока; 2) реализация/защита проекта; 3) качество и эффективность использованной наглядности (карточки, таблицы, модели, рисунки и др.); 4) участие в разработке и реализации проекта каждого участника подгруппы.

Предварительно распределить роли: учитель - проводит урок либо защищает проект, художник-проектировщик – изготавливает наглядные пособия, модели, рисунки, оформитель-проектировщик - пишет конспект урока. На каждую роль может быть выделено несколько человек.

Оценка по каждому критерию проводится в пятибалльной системе.

Литература

1. Журнал «Математика в школе».

2. Газета «Математика» (приложение к газете «Первое сентября»)

3. Книги по проведению внеклассной работы по математике, имеющиеся в библиотеке университета (Балка М.Б. и Г.Д., Гусева В.А., Перельмана И.Я. «Занимательная математика», Кордемского «В мире смекалки» и др.)

4. Информация из Internet

5. Школьные учебники по математике.

Практическое занятие 10

Геометрические построения в школьном курсе геометрии

План

1. Что такое задача на построение (возникновение, постановка, этапы решения)

2. Анализ содержания темы в школьных учебниках геометрии. Проследить «сквозную» линию задач на построение в 7-11 классах (какие виды задач и в каких темах представлены).

3. Методы решения задач на построение: геометрических мест точек, движения, подобия, алгебраический.

Задания

1. Охарактеризовать основные геометрические места точек, изучаемые в школе (выписать их). Подобрать задачи на распознавание геометрических мест точек для «устного счета» на готовых чертежах, для математического диктанта, на карточках – методическое задание (письм.)

2. Решить задачи 60-65 из пособия /1/ , стр. 61.

Литература

1. И.С. Градштейн. Прямая и обратная теоремы. М, 1973.

2. Аргунов Б.И., Балк М.Б. Геометрические построения на плоскости. Пособие для студентов пединститутов. М., 1957.

3. Василевский А.Б. Методы решения задач. Минск, 1974.

4. Семушин А.Д. Методика обучения решению задач на построение по стереометрии. М., 1959.

5. Четверухин Н.Ф. Стереометрические задачи на проекционном чертеже. Пособие для учителей. М., 1955.

6. Бескин Н.М. Изображение пространственных фигур. Квант, 1970, № 12

7. Груденов Я.И. О задачах по готовым чертежам. Математика в школе, 1972, № 6.

8. Колмогоров А.Н. Об учебном пособии «Геометрия 6-10» А.В. Погорелова. Математика в школе, 1983, № 2

9. Статьи журнала «Математика в школе», газеты «Математика» за последние годы (самостоятельно).

Занятие 11

Методика изучения степенной, показательной и логарифмической функции в старших классах.

План

1. Рассмотрите содержание темы по различным учебникам (1,2,3,4). Проведите сравнительный анализ основных понятий (степенная, показательная, логарифмическая функции) и связей между ними. Обратите внимание на роль темы «Обобщение понятия степени» при введении и изучении указанных функций. Составьте схему логических связей изучаемых понятий.

2. Рассмотрите различные методические подходы к введению понятия показательной функции (с помощью подводящих задач, графический метод, аналитический метод). Воспользуйтесь при этом аналогией с введением линейной функции /5, с.148-154/.

3. Разработайте фрагмент урока по введению логарифмической функции, используя пособия для учителя /5, 6, 8/, методические статьи из журналов («Математика в школе», «Квант»)и сборников. Особое внимание обратите на использование понятия обратной функции.

4. Систематизируйте методы решения показательных, логарифмических уравнений /7,9, 10,11/. Составьте для учащихся справочную таблицу по методам решения показательных уравнений.

5. Систематизируйте методы решения показательных и логарифмических неравенств /7,9,10,11/. Приведите алгоритм, образец решения и оформления одного из неравенств (не простейшего типа).

6. Подготовьте задания для зачета по теме «Производная и первообразная показательной, логарифмической и степенной функций» /12, стр.157/. Одну из карточек приведите с решением.

7. Проанализируйте содержание варианта 10 самостоятельных работ по пособию /13,с. 59/ по данной теме (степенная, показательная и логарифмическая функции и их применение при решении уравнений и неравенств). Подготовьтесь к контрольной работе по 10 варианту за весь курс алгебры и начал анализа для 11 класса.

Литература

1. Алгебра и начала анализа 10-11. – Под ред. Колмогорова А.Н.

2. Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа 10-11.

3. Башмаков М.И. Алгебра и начала анализа. 10-11.

4. Виленкин Н.Я. и др. Алгебра и математический анализ, 11.

5. Алгебра и начала анализа в 9-10 классах. Пособие для учителя / Денищева Л.О. и др. – М. 1988.

6. Галицкий М.Л. и др. Углубленное изучение курса алгебры и математического анализа. Пособие для учителя. – М. – 1987.

7. Бородуля И.Т. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства. – М, 1986.

8. Виленкин Н.Я. Функции в природе и технике. М., 1985.

9. Сборник задач по алгебре и началам анализа для 9-10 классов / Ивлев Б.М. и др. М., 1978.

10. Петров К. Сборник задач по алгебре. М., 1984.

11. Шарыгин И.Ф., Голубев В.И. Факультативный курс по математике: решение задач. –М. 1991.

12. Ивлев Б.М. и др. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 11 класса. М., 1991

Практическое занятие № 12

Методика изучения тригонометрических функций в курсе алгебры и начал анализа

План

  1. Образовательные, воспитательные и развивающие цели изучения тригонометрических функций в Х классе.
  2. Содержание учебного материала, связанного с изучением тригонометрических функций в курсе алгебры и начал анализа.
  3. Выполните практические задания 1,3,4 по пособию /1, стр.208/. В методической разработке к заданию 4 привести календарно-тематическое планирование, конспект урока с видом доски на различных этапах урока, наглядность.
  4. Выполните сравнительный анализ введения понятия тригонометрических функций числового аргумента по разным учебникам (Колмогорова , Алимова, Мордковича Башмакова).

Литература

Наши рекомендации