Рабочее задание

1. Собрать электрическую схему, представленную на рис. 17.

На схеме источник электрической энергии представлен двумя зажимами, между которыми, при включении выключателя (на схеме не показан), возникает напряжение, действующее значение которого Рабочее задание - student2.ru , равно 220 В. В качестве зажимов использовать клеммы А и В или В и С, или А и С трехфазного источника электрической энергии. Линия электропередачи, посредством которой энергия от источника передается приемникам, замещена на схеме резистором Рабочее задание - student2.ru , в качестве которого используется проволочный реостат 30 Ом. В лабораторной работе используются два параллельно включенных приемника электрической энергии.

Один из приемников представлен резистором Рабочее задание - student2.ru , в качестве которого используется одна секция лампового реостата, а вторым приемником является одна обмотка катушки индуктивности, замещенная на схеме последовательным включением резистора Рабочее задание - student2.ru и индуктивности Рабочее задание - student2.ru . Параллельно потребителям подключается батарея конденсаторов, в цепь которой включен однополюсный выключатель К.

Рабочее задание - student2.ru

Рис. 17

2. Записать паспортные данные электроизмерительных приборов, используемых при проведении исследований.

3. Посредством перемещения движка резистора Рабочее задание - student2.ru вправо установить его сопротивление равным нулю.

4. Включить схему под напряжение. Изменяя величину сопротивления Рабочее задание - student2.ru путем регулирования числа включенных ламп лампового реостата, установить ток Рабочее задание - student2.ru равным ( Рабочее задание - student2.ru ) А. Перемещением ферромагнитного сердечника катушки установить ток Рабочее задание - student2.ru на уровне ( Рабочее задание - student2.ru ) А. Исследовать работу данной электрической цепи в двух режимах:

- с отключенной батареей конденсаторов (выключатель К отключен);

- с подключенной батареей конденсаторов (выключатель К включен).

Показания приборов занести в табл. 9.

5. Переместить движок резистора Рабочее задание - student2.ru влево на Рабочее задание - student2.ru длины проволочного реостата и исследовать работу электрической цепи в двух режимах:

- с отключенной батареей конденсаторов;

- с подключенной батареей конденсаторов.

Показания приборов занести в табл. 9.

6. По данным, полученным при проведении опытов, рассчитать величины, указанные в табл. 10.

Таблица 10

Номер опыта Рабочее задание - student2.ru Рабочее задание - student2.ru Рабочее задание - student2.ru Рабочее задание - student2.ru Рабочее задание - student2.ru Рабочее задание - student2.ru Рабочее задание - student2.ru Рабочее задание - student2.ru Рабочее задание - student2.ru
Вт ВАр ВА о.е. град
                   

Расчетные формулы

Рабочее задание - student2.ru ; Рабочее задание - student2.ru ; Рабочее задание - student2.ru ; Рабочее задание - student2.ru ; Рабочее задание - student2.ru ; Рабочее задание - student2.ru ; Рабочее задание - student2.ru ; Рабочее задание - student2.ru ; Рабочее задание - student2.ru ; Рабочее задание - student2.ru ,

где Рабочее задание - student2.ru - мощность потерь в проводах линии электропередачи;
  Рабочее задание - student2.ru - активная мощность, потребляемая лампами лампового реостата;
  Рабочее задание - student2.ru - мощность потерь в активном сопротивлении обмотки и ферромагнитном сердечнике катушки индуктивности;
  Рабочее задание - student2.ru - полная мощность обмотки катушки индуктивности;
  Рабочее задание - student2.ru - реактивная индуктивная мощность обмотки катушки индуктивности;
  Рабочее задание - student2.ru - реактивная емкостная мощность батареи конденсаторов;
  Рабочее задание - student2.ru , Рабочее задание - student2.ru , Рабочее задание - student2.ru - активная, реактивная и полная мощности исследуемой электрической цепи. Согласно баланса активных и реактивных мощностей под Рабочее задание - student2.ru , Рабочее задание - student2.ru , Рабочее задание - student2.ru следует понимать также активную, реактивную и полную мощности, отдаваемые в цепь источником электрической энергии.

7. Используя данные табл. 9, 10, рассчитать значения параметров, указанных в табл. 11.

8. По данным табл. 9, 10, 11 построить в масштабе векторные диаграммы токов и напряжений для всех режимов работы, указанных в п.п. 4, 5.

Таблица 11

Номер опыта Рабочее задание - student2.ru Рабочее задание - student2.ru Рабочее задание - student2.ru Рабочее задание - student2.ru Рабочее задание - student2.ru Рабочее задание - student2.ru Рабочее задание - student2.ru Рабочее задание - student2.ru Рабочее задание - student2.ru Рабочее задание - student2.ru Рабочее задание - student2.ru
Ом о.е. град
                       

Формулы для расчета

Рабочее задание - student2.ru ; Рабочее задание - student2.ru ; Рабочее задание - student2.ru ; Рабочее задание - student2.ru ; Рабочее задание - student2.ru ; Рабочее задание - student2.ru ;
Рабочее задание - student2.ru ; Рабочее задание - student2.ru ; Рабочее задание - student2.ru ; Рабочее задание - student2.ru ; Рабочее задание - student2.ru ,

где Рабочее задание - student2.ru , Рабочее задание - student2.ru - полное и индуктивное сопротивления обмотки катушки индуктивности;
  Рабочее задание - student2.ru - емкостное сопротивление конденсаторов;
  Рабочее задание - student2.ru , Рабочее задание - student2.ru , Рабочее задание - student2.ru - эквивалентные полное, активное и реактивное сопротивления всей электрической цепи;
  Рабочее задание - student2.ru - угол сдвига фаз между напряжением и током в обмотке катушки индуктивности.
       

На векторной диаграмме, соответствующей первому опыту, строятся вектор напряжения источника Рабочее задание - student2.ru и векторы токов Рабочее задание - student2.ru , Рабочее задание - student2.ru , Рабочее задание - student2.ru . Построение диаграммы рекомендуется начинать с построения вектора напряжения Рабочее задание - student2.ru , относительно которого под углами Рабочее задание - student2.ru и Рабочее задание - student2.ru строятся векторы токов Рабочее задание - student2.ru и Рабочее задание - student2.ru , где Рабочее задание - student2.ru ; Рабочее задание - student2.ru . Построение вектора тока Рабочее задание - student2.ru источника производится на основании 1-го закона Кирхгофа по уравнению:

Рабочее задание - student2.ru .

Векторная диаграмма, построение которой производится по данным второго опыта, должна включать в себя вектор напряжения Рабочее задание - student2.ru и векторы токов Рабочее задание - student2.ru , Рабочее задание - student2.ru , Рабочее задание - student2.ru , Рабочее задание - student2.ru . Построение следует выполнять в той же последовательности, что и в первом опыте. Вектор тока Рабочее задание - student2.ru проводится под углом Рабочее задание - student2.ru к вектору напряжения Рабочее задание - student2.ru , где Рабочее задание - student2.ru , а построение вектора тока источника производится согласно уравнения

Рабочее задание - student2.ru .

Векторная диаграмма, соответствующая третьему опыту, должна включать построение векторов напряжения Рабочее задание - student2.ru , Рабочее задание - student2.ru , Рабочее задание - student2.ru и векторов токов Рабочее задание - student2.ru , Рабочее задание - student2.ru , Рабочее задание - student2.ru , а векторная диаграмма для четвертого опыта, наряду с векторами Рабочее задание - student2.ru , Рабочее задание - student2.ru , Рабочее задание - student2.ru , Рабочее задание - student2.ru , Рабочее задание - student2.ru , Рабочее задание - student2.ru , должна содержать вектор тока Рабочее задание - student2.ru . Построение этих векторных диаграмм рекомендуется начинать с построения вектора напряжения Рабочее задание - student2.ru . Далее строятся векторы токов Рабочее задание - student2.ru , Рабочее задание - student2.ru , Рабочее задание - student2.ru (опыт 3) и векторы токов Рабочее задание - student2.ru , Рабочее задание - student2.ru , Рабочее задание - student2.ru , Рабочее задание - student2.ru (опыт 4). Векторы токов Рабочее задание - student2.ru , Рабочее задание - student2.ru , Рабочее задание - student2.ru проводят под углами Рабочее задание - student2.ru , Рабочее задание - student2.ru , Рабочее задание - student2.ru по отношению к вектору напряжения Рабочее задание - student2.ru , а векторы тока Рабочее задание - student2.ru строятся по уравнениям, составленным по 1-му закону Кирхгофа. Вектор напряжения Рабочее задание - student2.ru проводится из конца вектора напряжения Рабочее задание - student2.ru параллельно вектору тока Рабочее задание - student2.ru . Вектор напряжения источника электрической энергии строится на основании уравнения, составленного по 2-му закону Кирхгофа:

Рабочее задание - student2.ru

9. Используя данные первого опыта, приведенные в табл. 9, 10, рассчитать величину емкости батареи конденсаторов, при которой коэффициент мощности электрической цепи равен единице. Для расчета воспользоваться формулой

Рабочее задание - student2.ru ,

где Рабочее задание - student2.ru - частота напряжения источника электрической энергии; Рабочее задание - student2.ru Гц.

10. На основании анализа полученных результатов сделать выводы по работе, в которых необходимо отразить влияние параллельного подключения конденсаторов на коэффициент мощности цепи и ток источника электрической энергии.

Контрольные вопросы

1. Построить векторные диаграммы напряжений и токов для электрических цепей, представленных на рис. 18, 19, 20.

Рабочее задание - student2.ru Рис. 18 Рабочее задание - student2.ru Рис. 19

2. Используя символический метод, рассчитать в общем виде эквивалентные значения активного, реактивного и полного сопротивлений электрических цепей, изображенных на рис. 18, 19, 20.

3. Объяснить необходимость подключения батарей статических конденсаторов параллельно приемникам электрической энергии однофазного синусоидального напряжения, в конструкции которых используются катушки индуктивности.

4. Определить показания амперметра (рис. 21), если Рабочее задание - student2.ru Ом; Рабочее задание - student2.ru мГн; Рабочее задание - student2.ru Гц; Рабочее задание - student2.ru В.

Рабочее задание - student2.ru Рис. 20 Рабочее задание - student2.ru Рис. 21

5. Амперметры (рис. 22) соответственно показывают: Рабочее задание - student2.ru А; Рабочее задание - student2.ru А. Каково будет показание амперметра, включенного в ветвь с источником электрической энергии, если в цепи имеет место резонанс токов? Построить векторную диаграмму.

6. Какой элемент нужно включить в цепь (рис. 23) и какой величины должно быть его сопротивление, чтобы цепь носила чисто активный характер, если Рабочее задание - student2.ru Ом; Рабочее задание - student2.ru Ом?

Рабочее задание - student2.ru Рис. 22 Рабочее задание - student2.ru Рис. 23

7. Записать формулу для определения емкости конденсаторной батареи, подключаемой параллельно к активно-индуктивной нагрузке с активной мощностью Рабочее задание - student2.ru и коэффициентом мощности Рабочее задание - student2.ru с целью повышения коэффициента мощности до значения Рабочее задание - student2.ru . Напряжение переменного тока - Рабочее задание - student2.ru и частота тока - Рабочее задание - student2.ru .

8. Определить параметры эквивалентной схемы замещения электрической цепи (рис. 24), если Рабочее задание - student2.ru Ом; Рабочее задание - student2.ru Гц.

Рабочее задание - student2.ru Рис. 24 Рабочее задание - student2.ru Рис. 25

9. Коэффициент мощности установки (рис. 25), содержащей Рабочее задание - student2.ru и Рабочее задание - student2.ru , равен Рабочее задание - student2.ru . Напряжение сети Рабочее задание - student2.ru В, ток установки Рабочее задание - student2.ru А, частота Рабочее задание - student2.ru Гц. Определить емкость Рабочее задание - student2.ru батареи конденсаторов для повышения коэффициента мощности установки до Рабочее задание - student2.ru .

10. Определить характер нагрузки цепей, представленных на рис. 26 а, б, если Рабочее задание - student2.ru .

Рабочее задание - student2.ru Рабочее задание - student2.ru
а б
Рис. 26

11. Определить потери мощности в проводах линии электропередачи при работе промышленного предприятия с коэффициентом мощности Рабочее задание - student2.ru , если при Рабочее задание - student2.ru потери мощности составляли Рабочее задание - student2.ru кВт. Активная мощность потребителей предприятия не меняется.

12. Нарисовать последовательную схему замещения электрической цепи (рис. 24) и рассчитать ее эквивалентные параметры.

Наши рекомендации