Замените эти числа суммой разрядных слагаемых.
А все же будет дважды два По-прежнему четыре.
II. Актуализация знаний
Индивидуальные задания
• На сколько 30 ООО ООО больше 27 013?
• Реши уравнения:
23 168 - х: = 15 276; х + 12 447 = 20 100.
• Заполни пропуски:
• 560 = 280: 7 +□;
• 870 = □ - 810 : 9;
• 740 = 80* 8 + □.
Фронтальная работа
IИ Назовите лишнее число в каждом ряду. Увеличь их в 2 раза, в 3 раза.
а) 100,900,202, 500, 800:
б)873, 524, 7 648, 211, 999:
в) 8 004, 4 567, 2 345, 958, 8 484.
1 Выполните действия и вставьте числа в «окошки».
:
+
-
:
+
{Ответ: 114.)
- Запишите числа (учитель диктует):
А) 15 млрд. 7 млн. 150 ед.;
Б) 27 тыс. 13 ед.;
В) 30 млн.
• Назовите десятичный состав этих чисел (количество десятков, сотен, тысяч).
- Прочитайте числа.
12, 1 122, 111 222.
- Что заметили? (В записи чисел используется две цифры.)
Замените эти числа суммой разрядных слагаемых.
• Продолжите ряд. Запиши два следующих числа. (11 112 222, 1 111 1222 222.)
• Проверим, как справились ребята с индивидуальными заданиями. У кого из вас были сложности с выполнением задания? Кто не смог справиться или не уверен в правильности выполнения? Почему?
Ш. Постановка темы урока
• Какова тема нашего урока? (Умножение многозначного числа на однозначное.)
• Мы не только узнаем, как умножаются эти числа, но и составим алгоритм такого умножения. А поможет нам в этом - прямоугольник. Ведь именно он является графической моделью умножения.
IV. Знакомство с новым материалом
• Представьте, что надо найти площадь этого прямоугольника. Что для этого надо сделать? (Умножить 398 на 6.)
• На доске рисунок:
• Но мы еще не умеем выполнять такое умножение. Что же делать? Может можно как-то по-другому найти площадь?
Дети высказывают свои предложения. Если никто не догадается разделить этот прямоугольник на три части, то учитель может предложить:
• А может быть нам разделить его площадь на три части? Вот только помогите мне это сделать, чтобы удобно было находить площадь получившихся трех частей.
Сможем мы теперь найти площадь? (Да.)
300 * 6 +90* 6 + 8*6=1800 + 540 + 48 = 2388 (см2)
Значит 398 * 6 = 2388 (см2).
А как мы это сделали? (Мы перемножили на 6 разрядные слагаемые числа 398 и результаты сложит.) Существует более короткая запись такого умножения - это умножение в столбик, где тоже применяется прием умножения
разрядных слагаемых, но начинается это умножение не с
большего разряда, а с меньшего.
Посмотрите:
398
*
6
+540
18000
2388
- Но можно еще короче, если по аналогии с умножением на двузначное число запоминать и добавлять к высшим разрядам то, что получили при умножении.
398
* 6
• Смогли бы вы теперь составить алгоритм умножения многозначного числа на однозначное? (Да, он такой же, как алгоритм умножения двузначного числа, только добавили разряд.)
• Пишу: множитель 6 под разрядом единиц множителя 398.
• Умножаю единицы: 8 * 6 = 48, пишу 8 в разряде единиц, а 4 десятка запоминаю.
• Умножаю десятки: 9 дес. * 6 = 54 дес., да еще 4 дес., всего получаю - 58 дес. Пишу 8 дес. под десятками, а 5 сот. запоминаю.
• Умножаю сотни: 3 сот. *6=18 сот., да еще 5 сот., всего получаю - 23 сот. Записываю 3 в разряд сотен, а 2 - в разряд тысяч.
• Давайте закрепим умение умножать многозначное число на однозначное.
• Посмотрите на рисунок в № 1, с. 1 (ч. 2) и скажите, какое же математическое свойство помогло создать прием умножения числа в столбик? (Распределительное свойство умножения или умножение суммы на число.)
• Используя это свойство, найдите значение произведения в № 2, с. 1.
Далее выполняется № 3 (а) - устно с комментированием.
Решить примеры в столбик.
56 * 3 = 824 * 8 =
407*7= 3087*6= _ й
Дети решают примеры самостоятельно с последующей проверкой по эталону. V. Физкультминутк