Понятия об аналитических методах

ЛЕКЦИЯ № 5

Пример - Исходные данные:

- кинематическая схема механизма, построенная в масштабе Понятия об аналитических методах - student2.ru в заданном положении (рисунок 2.17а);

- угловая скорость звена Понятия об аналитических методах - student2.ru , 1/с.

Последовательность построения плана скоростей.

Абсолютная скорость точки А1 на конце ведущего звена 1

Понятия об аналитических методах - student2.ru Понятия об аналитических методах - student2.ru . Понятия об аналитических методах - student2.ru

Так как переносного (поступательного) движения первого звена нет, то VO1=0, и

.

Масштабный коэффициент плана скорости, (м/с)/мм

Понятия об аналитических методах - student2.ru .

Из произвольно-выбранной точки PV (полюса плана скоростей) (рисунок 2.17б) строим вектор скорости Понятия об аналитических методах - student2.ru перпендикулярно О1А1 в направлении угловой скорости Понятия об аналитических методах - student2.ru . Так как V01 = 0, точка О1 на плане скоростей совпадают с полюсом PV.

Скорость точки А2, принадлежащей звену 2, равна VA2 = VA1. Скорость точки О2 V02 = 0.

Скорость средней точки первой группы Ассура – точки А3 определяем через скорости крайних точек этой группы А2 и О2. Причем точка А3 принадлежит звену 3 и в данный момент совпадает с точками А1 и А2.

Скорость точки А3 относительно точки А2 Понятия об аналитических методах - student2.ru .

Вектор Понятия об аналитических методах - student2.ru в этом уравнении выступает как вектор скорости в переносном движении. Величина и направление его известны. Вектор Понятия об аналитических методах - student2.ru представляет собой относительную скорость звена 3 относительно звена 2 (скорость скольжения) – параллельно звену О2А3. Величина этой скорости неизвестна. Поэтому из конца вектора Понятия об аналитических методах - student2.ru на плане скорости проводим линию действия скорости Понятия об аналитических методах - student2.ru параллельно звену О2А3.

Скорость точки А3 относительно точки О2

Понятия об аналитических методах - student2.ru ,

где Понятия об аналитических методах - student2.ru - вектор скорости звена 3 в переносном (поступательном) движении вместе с точкой О2. Так как Понятия об аналитических методах - student2.ru , то точка О2 совпадает с полюсом плана скоростей PV.

Понятия об аналитических методах - student2.ru - вектор скорости относительного (вращательного) движения точки А3 относительно точки О2 перпендикулярно звену О2А3.

Планы механизма, скоростей и ускорений

Понятия об аналитических методах - student2.ru

Рисунок 2.17

Величина Понятия об аналитических методах - student2.ru неизвестна, так как неизвестна угловая скорость звена 3 - Понятия об аналитических методах - student2.ru Понятия об аналитических методах - student2.ru . Поэтому из полюса PV (из точки О2) проводим линию действия скорости Понятия об аналитических методах - student2.ru перпендикулярно О2А3. Точка пересечения двух линий действий Понятия об аналитических методах - student2.ru и Понятия об аналитических методах - student2.ru определяет на плане скоростей положение точки А3.

Отрезок Понятия об аналитических методах - student2.ru представляет собой вектор скорости точки А3, Понятия об аналитических методах - student2.ru . Соответственно находим вектор Понятия об аналитических методах - student2.ru .

По свойству подобия на плане скоростей точку В, которая принадлежит звену 3 и звену 4, то есть является крайней точкой второй группы Ассура.

Точки А3, О2 и В, принадлежащие звену 3, образуют фигуру треугольника с направлением обхода вершин против часовой стрелки и углом 900 при вершине О2. На плане скоростей строим треугольную фигуру а3PVв, подобную фигуре А3О2В плана положения звена, но повернутую относительно ее на 900.

Для этого перпендикулярно отрезку Понятия об аналитических методах - student2.ru проводим отрезок Понятия об аналитических методах - student2.ru , длина которого определяется из соотношения

Понятия об аналитических методах - student2.ru ,

откуда

Мм.

Отрезок Понятия об аналитических методах - student2.ru представляет собой вектор скорости точки В, то есть Понятия об аналитических методах - student2.ru . Скорость другой крайней точки второй группы Ассура – О3 (неподвижной направляющей звена 5) VO3 = 0 и находится в полюсе PV.

Скорость средней точки второй группы Ассура – С определяем через скорости крайних точек этой группы В и СО (совпадающей с точкой С4,5). Скорость точки С относительно точки В

Понятия об аналитических методах - student2.ru ,

где Понятия об аналитических методах - student2.ru - вектор скорости переносного (поступательного) движения звена ВС, величина и направление его известны.

Понятия об аналитических методах - student2.ru - вектор относительной скорости точки С при вращении его вокруг точки В. Линия действия Понятия об аналитических методах - student2.ru перпендикулярно звену СВ.

Величина Понятия об аналитических методах - student2.ru неизвестна, так как не известна угловая скорость звена 4. Поэтому из конца вектора Понятия об аналитических методах - student2.ru на плане скорости проводим линию действия скорости Понятия об аналитических методах - student2.ru перпендикулярно звену СВ.

Скорость точки С относительно неподвижной точки СО

Понятия об аналитических методах - student2.ru

где Понятия об аналитических методах - student2.ru - вектор скорости точки СО (совпадающей с точкой С4,5) на неподвижной направляющей в переносном движении. Так как VCo = 0, то точка СО совпадает с полюсом плана скорости PV.

Понятия об аналитических методах - student2.ru - вектор скорости в относительном (поступательном) движении звена 5 относительно направляющей О3О3, параллельно направляющей.

По величине VCСo не известна. Поэтому из полюса PV проводим линию действия скорости Понятия об аналитических методах - student2.ru параллельно О3О3. Точка пересечения двух линий действия Понятия об аналитических методах - student2.ru и Понятия об аналитических методах - student2.ru определяет на плане скоростей положение точки С. Отрезок Понятия об аналитических методах - student2.ru представляет собой вектор скорости точки С, то есть Понятия об аналитических методах - student2.ru и Понятия об аналитических методах - student2.ru .

По свойству подобия находим положения центров тяжести весомых звеньев на плане скоростей. Центр тяжести звена 4 лежит на прямой ВСна плане положения механизма, поэтому соответствующая ей точка на плане скоростей лежит на прямой, проходящей через точки в и с. При этом длина отрезка вS4 (мм) на плане скорости определяется соотношением

Понятия об аналитических методах - student2.ru ,

откуда

Понятия об аналитических методах - student2.ru .

Вектор скорости точки S4 определяется отрезком PVS4, то есть

Понятия об аналитических методах - student2.ru .

Истинные (абсолютные) значения скоростей точек механизма, м/с

Понятия об аналитических методах - student2.ru

Абсолютные величины угловых скоростей звеньев, 1/с

Понятия об аналитических методах - student2.ru ,

Понятия об аналитических методах - student2.ru ,

где Понятия об аналитических методах - student2.ru , м.

Для определения направления угловой скорости звена 3 вектор Понятия об аналитических методах - student2.ru , то есть вектор относительной скорости точки А3 при вращении ее относительно точки О2, переносим с плана скоростей на звено 3 в точку А3 и рассматриваем вращение этого звена вокруг точки О2 (по часовой стрелке). Аналогично, перенося вектор скорости Понятия об аналитических методах - student2.ru с плана скорости в точку С звена 4 на план механизма, рассматриваем вращение звена 4 вокруг точки В (против часовой стрелки).

Построение плана ускорения. Исходные данные:

- кинематическая схема механизма (рисунок 2.17а);

- угловая скорость звена 1 - Понятия об аналитических методах - student2.ru , 1/с;

- план скорости для заданного положения (рисунок 2.17б).

Последовательность построения (рисунок 2.17в).

Абсолютное ускорение точки А1

Понятия об аналитических методах - student2.ru .

Так как переносного (поступательного) движения звена 1 нет, то аО1 = 0 и так как угловая скорость Понятия об аналитических методах - student2.ru , то угловое ускорение звена 1 Понятия об аналитических методах - student2.ru и тангенциальное Понятия об аналитических методах - student2.ru .

Поэтому

.

Масштабный коэффициент плана ускорений, (м/с2)/мм

Понятия об аналитических методах - student2.ru .

Из произвольно выбранной точки Ра (полюса плана ускорений) (рисунок 2.17в) строим вектор ускорения Понятия об аналитических методах - student2.ru параллельно А1О1 в направлении от А1к О1. Так как аО1 = 0 точка О1на плане ускорения совпадает с полюсом Ра.

Ускорение средней точки первой группы Ассура (точка А3) определяем через ускорения крайних точек этой группы А2 и О2.

Точка А3принадлежит звену 3 и в данный момент совпадает с точками А1и А2.

Ускорение точки А3относительно точки А2

Понятия об аналитических методах - student2.ru .

Вектор Понятия об аналитических методах - student2.ru в этом уравнении является вектором ускорения в переносном движении. Величина и направление его известны.

Понятия об аналитических методах - student2.ru - ускорение Кориолиса, возникающее в результате того, что переносное движение звена 3 является не поступательным, а вращательным вместе со звеном 2.

Понятия об аналитических методах - student2.ru - релятивное ускорение в относительном движении точки А3 по отношению к точке А2 (ускорение скольжения). Линия действия Понятия об аналитических методах - student2.ru параллельно звену А3О2.

Величина ускорения Кориолиса определяется по модулю формулой

Понятия об аналитических методах - student2.ru ,

где Понятия об аналитических методах - student2.ru - угловая скорость переносного движения;

VA3A2 – скорость точки А3 относительно точки А2.

Длина вектора, изображающего ускорение Кориолиса на плане ускорений, равна, мм

Понятия об аналитических методах - student2.ru .

Для определения направления ускорения Кориолиса надо вектор относительной скорости Понятия об аналитических методах - student2.ru повернуть на 900 по направлению угловой скорости переносного движения Понятия об аналитических методах - student2.ru (рисунок 2.17б). Поэтому из конца вектора Понятия об аналитических методах - student2.ru на плане ускорения строим вектор ускорения Кориолиса Понятия об аналитических методах - student2.ru найденной длины в найденном направлении. Из конца вектора Понятия об аналитических методах - student2.ru проводим линию действия релятивного ускорения Понятия об аналитических методах - student2.ru параллельно звену А3О2.

Ускорение точки А3относительно точки О2

Понятия об аналитических методах - student2.ru ,

где Понятия об аналитических методах - student2.ru - ускорение точки О2 в переносном движении звена 3, Понятия об аналитических методах - student2.ru , т.к. точка О2 неподвижна.

Понятия об аналитических методах - student2.ru - нормальное ускорение точки А3 в относительном ее вращении вокруг точки О2. Направлено параллельно А3О2 от точки А3 к точке О2.

Величина нормального ускорения определяется по модулю следующим образом, м/с2

Понятия об аналитических методах - student2.ru .

Длина вектора, изображающего нормальное ускорение на плане ускорения, равна, мм:

Понятия об аналитических методах - student2.ru .

Понятия об аналитических методах - student2.ru - тангенциальное ускорение точки А3 в относительном вращении вокруг точки О2. Линия действия – перпендикулярно звену А3О2. Величина тангенциального ускорения по модулю не известна, так как не известно угловое ускорение звена 3

Понятия об аналитических методах - student2.ru .

Потому из полюса плана ускорения (из точки О2) строим вектор нормального ускорения Понятия об аналитических методах - student2.ru найденной длины в найденном направлении. Из конца вектора Понятия об аналитических методах - student2.ru проводим линию действия тангенциального ускорения Понятия об аналитических методах - student2.ru перпендикулярно А3О2.

Точка пересечения двух линий действия Понятия об аналитических методах - student2.ru и Понятия об аналитических методах - student2.ru определяется на плане ускорений положение точки А3.

Отрезок Понятия об аналитических методах - student2.ru представляет собой вектор ускорения точки А3, то есть Понятия об аналитических методах - student2.ru , мм. Соответственно находим из плана ускорений вектора Понятия об аналитических методах - student2.ru и Понятия об аналитических методах - student2.ru мм.

По свойству подобия находим на плане ускорений точку В, которая принадлежит звену 3 и звену 4, то есть является крайней точкой второй группы Ассура. Для этого на плане ускорения строим треугольную фигуру а3Рав, подобную фигуре А3О2В плана положения звена 3 (направление обхода против часовой стрелки), то есть перпендикулярно отрезку а3Ра проводим отрезок Рав, длина которого определяется из соотношения

Понятия об аналитических методах - student2.ru ,

откуда

.

Отрезок Рав представляет собой вектор ускорения точки В, т.е.

Понятия об аналитических методах - student2.ru .

Ускорение другой крайней точки второй группы Ассура О3(неподвижной направляющей звена 5) аО3 = 0 и находится в полюсе Ра.

Ускорение средней точки второй группы Ассура С определяем через ускорения крайних точек этой группы В и Со (совпадающей с точкой С4,5).

Ускорение точки С относительно точки В

Понятия об аналитических методах - student2.ru ,

где Понятия об аналитических методах - student2.ru - вектор ускорения точки В в переносном движении. Величина и направление его известны, мм;

Понятия об аналитических методах - student2.ru - вектор нормального ускорения точки С в относительном ее вращении вокруг точки В. Направлено параллельно ВС от точки С к точке В.

Величина нормального ускорения по модулю, м/с2

.

Длина вектора, изображающего нормальное ускорение на плане ускорения, равна, мм

Понятия об аналитических методах - student2.ru .

Понятия об аналитических методах - student2.ru - тангенциальное ускорение точки С в относительном ее вращении вокруг точки В. Линия действия - перпендикулярно СВ.

Величина тангенциального ускорения по модулю не известна, так как не известно угловое ускорение звена 4

Понятия об аналитических методах - student2.ru .

Поэтому из конца вектора ускорения Понятия об аналитических методах - student2.ru строим вектор нормального ускорения Понятия об аналитических методах - student2.ru , найденной длины в найденном направлении. Из конца вектора Понятия об аналитических методах - student2.ru проводим линию действия тангенциального ускорения Понятия об аналитических методах - student2.ru перпендикулярно СВ.

Ускорение точки С относительно точки Со

Понятия об аналитических методах - student2.ru ,

где Понятия об аналитических методах - student2.ru - вектор ускорения точки Сона неподвижной направляющей и совпадающей с точкой С в переносном движении. Так как аСо = 0,то точка Сонаходится в полюсе Ра.

Понятия об аналитических методах - student2.ru - кориолисово ускорение точки С относительно точки Сона неподвижной направляющей О3О3 равно нулю, так как Понятия об аналитических методах - student2.ru .

Понятия об аналитических методах - student2.ru - релятивное ускорение точки С в поступательном движении относительно точки Со.

Таким образом, абсолютное ускорение Понятия об аналитических методах - student2.ru . Величина ускорения не известна. Линия действия параллельно СоО3. Поэтому из полюса Ра проводим линию действия ускорения Понятия об аналитических методах - student2.ru параллельно СоО3. Точка пересечения двух линий действия Понятия об аналитических методах - student2.ru и Понятия об аналитических методах - student2.ru определяет на плане положение точку С. Отрезок Понятия об аналитических методах - student2.ru представляет собой вектор ускорения точки С, то есть Понятия об аналитических методах - student2.ru .Соответственно на плане ускорения находим длину вектора Понятия об аналитических методах - student2.ru .

По свойству подобия находим положение центров тяжести весомых звеньев на плане ускорения. Центр тяжести звена 4 лежит на звене ВС на плане положения механизма. Поэтому соответствующая ей точка на плане ускорения лежит на прямой, проходящей через точки в и С. При этом длина отрезка на плане ускорения определяется из соотношения

Понятия об аналитических методах - student2.ru ,

откуда

Понятия об аналитических методах - student2.ru ,

где Понятия об аналитических методах - student2.ru и Понятия об аналитических методах - student2.ru - отрезки на плане ускорения, мм;

Понятия об аналитических методах - student2.ru и Понятия об аналитических методах - student2.ru – отрезки на плане механизма, мм

Вектор ускорения точки S4 определяется отрезком PaS4, то есть Понятия об аналитических методах - student2.ru мм.

Пользуясь планом ускорения, определяем истинные (абсолютные) значения ускорений точек механизма м/с2

Понятия об аналитических методах - student2.ru

Абсолютные величины угловых ускорений звеньев, 1/с2

Понятия об аналитических методах - student2.ru

Для определения направления углового ускорения звена 3 (рисунок 2.17в) вектор тангенциального ускорения Понятия об аналитических методах - student2.ru переносим с плана ускорения на звено 3 в точку а3 и рассматриваем вращение этого звена вокруг точки О2(по часовой стрелке).

Аналогично, перенося вектор ускорения Понятия об аналитических методах - student2.ru с плана ускорения на план механизма в точку С относительно точки В (против часовой стрелки).

Понятия об аналитических методах

Аналитический метод применяется для глубокого исследования механизмов с большой точностью.

Цель: получить математическую зависимость между перемещениями, скоростями и ускорениями ведомого звена п и перемещением ведущего звена Понятия об аналитических методах - student2.ru и длинами звеньев


Понятия об аналитических методах - student2.ru

Понятия об аналитических методах - student2.ru

Достоинства: большая точность.

Недостатки: малая наглядность, большая сложность.

Все разновидности общих аналитических методов кинематического исследования рычажных механизмов можно свести к двум основным (базовым) методам:

- метод замкнутого векторного контура разработанный В.А.Зиновьевым;*

- метод преобразования координат с использованием матриц, предложен­ный Ю.Ф.Морошкиным.**

Сущность методов заключается в определении функции положения интересующей нас точки К на произвольном звене - п (рисунок 2.18).

В случае механизма с одной степенью подвижности положение любого звена -пи любой точки на нем К однозначно определяется в зависимости от угла поворота ведущего звена Понятия об аналитических методах - student2.ru (или перемещения Понятия об аналитических методах - student2.ru , который принимается за обобщенную координату Понятия об аналитических методах - student2.ru , т.е.

Понятия об аналитических методах - student2.ru

Понятия об аналитических методах - student2.ru

Рисунок 2.18

____* Зиновьев Вячеслав Андреевич (1899-1975 гг.) - автор учебника по ТММ.

** Морошкин Юрий Федорович (1903-1977 гг.) - предложил общий метод структурного и кинематического анализа механизмов.

где rк - радиус-вектор точки К механизма;

Пк - функция положения рассматриваемой точки К; Понятия об аналитических методах - student2.ru - координата 1 звена.

1-я производная от функции положения по Понятия об аналитических методах - student2.ru называется первой

передаточной функцией или аналогом скорости

Понятия об аналитических методах - student2.ru

Вторая передаточная функция или аналог ускорения


Понятия об аналитических методах - student2.ru


Передаточная функция, как и функция положения, являются чисто геометрическими характеристиками и выражаются в функции Понятия об аналитических методах - student2.ru , а не в функции времени.

Если Понятия об аналитических методах - student2.ru отвечает угловой координате, то размеренность передаточных функций Понятия об аналитических методах - student2.ru совпадает с размеренностью функции положения Пк - м.

Связь геометрических характеристик Понятия об аналитических методах - student2.ru с кинематическими определяется следующими зависимостями. Скорость точки К

Понятия об аналитических методах - student2.ru

где Пк = VK - аналог скорости точки К, имеющий размерность длины, м Ускорение точки К

Понятия об аналитических методах - student2.ru

где Понятия об аналитических методах - student2.ru - аналог ускорения точки К, имеющий размерность длины.

Таким - образом, задачи кинематического исследования сводятся к определению функций положения и передаточных функций (или аналогов скоростей и ускорений), по известным Понятия об аналитических методах - student2.ru . Если Понятия об аналитических методах - student2.ru

Если начальное звено совершает поступательное движение, то обобщенной координатой является перемещение - S.

Если звено - п совершает вращательное движение, то его угловая скорость - Понятия об аналитических методах - student2.ru и угловое ускорение Понятия об аналитических методах - student2.ru определяется:

функция положения звена

Понятия об аналитических методах - student2.ru

угловая скорость

Понятия об аналитических методах - student2.ru


где Понятия об аналитических методах - student2.ru - аналог угловой скорости звена n (величина безразмерная).

В зубчатых передачах передаточной функцией является передаточное отношение Понятия об аналитических методах - student2.ru

Угловое ускорение

Понятия об аналитических методах - student2.ru

где Понятия об аналитических методах - student2.ru - аналог углового ускорения звена п (величина

безразмерная).

Для цикловых механизмов Понятия об аналитических методах - student2.ru т.е. при

Понятия об аналитических методах - student2.ru

Наши рекомендации