Определение точки окупаемости затрат графическим методом.

Ниже приводится графическое изображение точки окупаемости затрат на основе данных нашего примера:

Определение точки окупаемости затрат графическим методом. - student2.ru

Последовательность построения графика «Затраты-Объем-Прибыль» заключается в следующем:

1. Наносим на график линию постоянных затрат, для этого проводим прямую, параллельную оси абсцисс.

2. Выбираем какую-либо точку на оси абсцисс, т.е. какую-либо величину объема. Рассчитываем для этой точи величину общих затрат (постоянных и переменных) по формуле Y = A + BX. Строим прямую на графике, отвечающую этому значению.

3. Вновь выбираем любую точку на оси абсцисс и для нее находим сумму выручки от реализации. Строим прямую, отвечающую этому значению.

Точка окупаемости затрат на графике – это точка пересечения прямых, построенных по значениям затрат и выручки.

В точке окупаемости затрат получаемая предприятием выручка равна его совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю. Выручка, соответствующая точке окупаемости затрат, называется пороговой выручкой.

Объем производства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Если предприятие продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше – получает прибыль.

Таким образом, на графике наглядно видно, что точка окупаемости находится между теми объемами продаж, которые приносят фирме убытки, и теми, которые приносят прибыли.

10.3. Определение маржинального
запаса рентабельности

 
  Определение точки окупаемости затрат графическим методом. - student2.ru

Пример:

550 – количество произведенной (проданной) продукции;

500 – цена продажи единицы;

350 – точка окупаемости затрат, шт;

275 000 – общая сумма выручки (550х500);

200 – маржинальный запас рентабельности, шт. (550-350)

Маржинальный запас рентабельности в суммовом выражении (в процентах) можно определить по формуле:

Маржинальный запас в процентах = Маржинальный запас в денежных единицах
Общая сумма выручки

В нашем примере: 100 000 : 275 000 = 36,3%

Отсюда видно, что объем продаж должен снизиться (при неизменности других факторов) на 36,3%, прежде чем предприятие станет нести убытки.

10.4. Определение производственного
левериджа (операционного рычага)

 
  Определение точки окупаемости затрат графическим методом. - student2.ru

Уровень операционного рычага предприятия при заданном объеме продаж рассчитывается по формуле:

Уровень операционного рычага = Маржинальный доход
Прибыль

Уровень операционного рычага показывает, как при заданном объеме продаж изменение этого показателя (в процентах) повлияет на изменение прибыли.

Пример.

Показатели Предприятие Х Предприятие Y
Маржинальный доход Прибыль 30 000 10 000 60 000 10 000

Для предприятия «Х» уровень операционного рычага:

30 000 : 10 000 = 3;

Для предприятия «Y» этот уровень составит:

60 000 : 10 000 = 6

Это означает, что при заданном изменении объема продаж прибыль предприятия «Х» увеличивает в 3 раза, а прибыль предприятия «Y» - в 6 раз. Так, если объем продаж увеличится на 10%, то увеличение прибыли по предприятию «Х» будет в 3 раза больше, т.е. на 30%, а по предприятию «Y» - в 6 раз больше, т.е. на 60%.

Величина операционного рычага может изменяться под влиянием:

· Цены и объема продаж;

· Переменных и постоянных затрат;

· Комбинации любых перечисленных факторов.

Увеличение цены продаж приводит к увеличению объема продаж и увеличению маржинального дохода.

В этих условиях для покрытия постоянных затрат потребуется меньший объем продаж. Как следствие, предприятие может получить дополнительную прибыль.

Снижение переменных затрат приводит к увеличению маржинального дохода и прибыли. В результате точка окупаемости затрат увеличится. В этих условиях эффект операционного рычага на предприятии снизится.

При снижении постоянных затрат прибыль предприятия увеличится. Эффект операционного рычага также снизится.

Как видно, в основе изменения эффекта операционного рычага, лежит изменение удельного веса постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.

Понимание механизма проявления операционного рычага позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности при различных тенденциях коньюктуры товарного рынка.

При неблагоприятной коньюктуре товарного рынка, необходимо принимать меры к снижению постоянных затрат. И наоборот, при благоприятной коньюктуре, требования к осуществлению режима экономии постоянных затрат могут быть существенно ослаблены. В такие периоды предприятие может значительно реализовать объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию основных производственных фондов.

При управлении переменными затратами основным ориентиром должно быть обеспечение постоянной их экономии, так как обеспечение этой экономии до преодоления точки окупаемости затрат ведет к росту маржинального дохода, что и позволяет быстрее преодолеть эту точку. После преодоления точки окупаемости затрат сумма экономии переменных затрат будет обеспечивать прямой прирост прибыли предприятия.

10.5. Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается сущность анализа соотношения «Затраты-Объем-Прибыль»?

2. Назовите ключевые элементы CVP-анализа.

3. Как определяется величина маржинального дохода?

4. Что понимается под точкой окупаемости затрат?

5. Приведите формулу определения точки окупаемости затрат.

6. Как найти точку окупаемости затрат на графике?

7. Приведите формулу определения натурального объема продаж для получения запланированной прибыли.

8. От каких основных факторов зависит объем продаж, обеспечивающих полное возмещение затрат?

9. Приведите формулу определения точки окупаемости в стоимостном выражении.

10. Как рассчитывается стоимостной объем продаж, обеспечивающий получение запланированной суммы прибыли?

11. Назовите последовательность проведения анализа на предприятиях, производящих и реализующих несколько видов продукции.

12. Что понимается под маржинальным запасом рентабельности?

13. Приведите формулу определения маржинального запаса прочности.

14. Что понимается под операционным рычагом?

15. Приведите формулу определения операционного рычага.

16. Под влиянием каких факторов может изменяться величина операционного рычага?

Наши рекомендации