Ударно-тяговые приборы
Ударно-тяговые приборы. Для сцепления локомотива с поездом, одиночными вагонами или локомотивом тепловозы впереди и сзади оборудованы ударно-тяговыми приборами. Ударно-тяговые приборы состоят из автосцепки типа САЗ, которая с помощью клина, тягового хомута и упорной плиты соединена с поглощающим аппаратом .
Поглощающий аппарат снижает продольные усилия, передаваемые на раму, и представляет собой стальной корпус, в котором размещаются фрикционные клинья. Энергия удара в автосцепку поглощается за счет работы сил трения, возникающих между фрикционными клиньями и корпусом аппарата.
Поглощающий аппарат и тяговый хомут удерживаются в стяжном ящике поддерживающей планкой, которая прикреплена снизу к стяжному ящику восемью болтами. В горизонтальном положении автосцепка удерживается балочкой, которая висит на маятниках.
При трогании состава продольное усилие через автосцепку и клин передается на тяговый хомут, который, двигаясь вперед, своей задней стенкой сжимает поглощающий аппарат, прижимая его к упорной плите.
При торможении состава продольное усилие через автосцепку и упорную плиту передается на поглощающий аппарат, который, прижимаясь к задним упорам стяжного ящика, сжимается.
Поглощающий аппарат имеет предварительную затяжку около 2 Т. Для облегчения установки аппарата на рабочее место готовый аппарат должен иметь, кроме постоянной затяжки, еще и временную дополнительную. Для этого между гайкой стяжного болта и дном нажимного конуса устанавливают металлическую прокладку толщиной 10±15 мм. После первого нажатия на автосцепку прокладка выпадает, и аппарат принимает нормальное положение.
Для установки поглощающего аппарата, не имеющего временной дополнительной затяжки, или для снятия его применяется специальная струбцина, с помощью которой аппарат сжимается дополнительно до нужной величины.
Осмотр и ремонт ударно-тяговых приборов выполняют в соответствии с инструкцией по ремонту и содержанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог.
Необходимо систематически проверять состояние заклепок стяжных ящиков и следить за состоянием сварных швов рамы. При появлении трещин необходимо их заварить В случае затруднений с заваркой следует предотвратить их распространение путем засверловки.
Должны производиться осмотры крепления путеочистителей к раме тепловоза и проверка высоты расположения путеочистителя от головки рельса.